Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Внедрение куррикулума в гимназическое образование

Внедрение куррикулума в гимназическое образование

Латинское слово "куррикулум" переводится как бег, путь, поприще. В педагогике означает процесс изучения школьного предмета

Научный подход к разработке куррикулумной проблематики связан с именем Джона Дьюи. В 1902 году появляется его работа «Ребенок и куррикулум», знаменуя собой первый шаг в развитии концепции куррикулума. Автор разграничивает два аспекта данного феномена, которые, хотя и находятся в рамках образовательной парадигмы в постоянном взаимодействии, в то же время автономны. Речь идет о:

  • предметах и темах школьного обучения;
  • опыте обучения школьников.

Трактовку понятия «куррикулум» давали многие ученые Америки и Европы. Попытавшись выявить наиболее существенные черты куррикулума, исходя из многих его определений, мы пришли к выводу, что под куррикулумом следует понимать все (либо почти все), что так или иначе связано с а) процедурой обучения и б) становлением личности человека в ходе обучения.

Будучи столь сложным и обширным явлением, куррикулум понимается также как система регламентирующих и ориентирующих документов, содержащих данные относительно процесса обучения и оценивания уровня учебных достижений ученика, предлагающих специфические модели организации управления этим процессом.

Преимущества куррикулума в сравнении с традиционными программами очевидны (см. табл.).

В 2000 году в Молдове изданы предметные куррикулумы и в этом же году началось их внедрение в начальной школе, гимназическом и лицейском звеньях.

Куррикулумы по предметам опираются на современную концепцию того или иного предмета. Так, концепция преподавания русского языка и литературы, украинского языка и литературы предполагает коммуникативно-деятельностный подход к организации обучения, что открывает новые возможности для речевого развития и нравственного воспитания учащихся.

Обновление содержания образования по русскому языку и литературе, внедрение новых обучающих технологий связано с учетом положительного научно-методического опыта прошлого.

Куррикулум - это новый документ, который вводится в практику гимназического образования и является новым по форме и содержанию научно-методическим руководством.

В куррикулуме обозначены цели обучения (по классам - ключевые, промежуточные), к которым прилагаются ориентировочные виды учебной деятельности; общие учебные цели, реализация которых должна дать обществу грамотных выпускников, культурный уровень которых позволит им успешно решать как личные, так и общественные задачи.

Введены новые разделы (методические рекомендации, предложения по оценке знаний), призванные помочь учителю разработать свою систему принципов преподавания предметов и оценивания знаний учащихся.

Школьный куррикулум по предметам адресован учителям и предоставляет им широкие возможности выбора технологий обучения. Кроме куррикулума в республике изданы учебники, методические пособия для учителей, тетради по языку и литературе для выполнения практических работ учащимися и тетради для контрольного тестирования.

Разработка современной концепции обучения родному русскому языку и литературе, украинскому языку и литературе, базируются на научных достижениях в области лингвистики, литературоведения, психолингвистики, педагогики, психологии. Коммуникативная направленность обучения родному языку органически сочетается с системным курсом: сведения о языке и речи являются научной основой развития нормативной речи учащихся.

Русский и украинский язык являются предметами обучения и рассматриваются как развивающаяся современная система, функционирующая в определенных этно- и социолингвистических условиях.

Социальная значимость родного языка как предмета состоит в том, что он является важным фактором всестороннего развития личности. Родной язык служит средством речевого общения в различных сферах жизни, средством хранения информации.

Уровень владения родным языком определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные данные, общественную активность, стремление к самообразованию, совершенствованию духовного начала.

Внедрение куррикулума в гимназических классах идет поэтапно, начиная с 5-го класса. В текущем учебном году (2004/05) начнем внедрение куррикулума в 9-х классах. По родному языку и литературе (русскому, украинскому, болгарскому, гагаузскому) уже изданы учебники, хрестоматии, методические рекомендации учителю, контрольные тесты и тетради для практических работ по языку и литературе.

Преимущества школьного куррикулума в сравнении с традиционными программами

Параметры

Программа

Куррикулум

1. Философия образования

Учебный процесс сосредоточен на учителе.

Ученик - объект учебного процесса.

Обучение рассматривается как результат.

Способствует духу соревновательности.

Ориентирует на внешнюю мотивацию

Учебный процесс сосредоточен на ученике.

Ученик - субъект учебного процесса.

Обучение рассматривается как процесс.

Стимулирует сотрудничество и взаимопомощь.

Ориентирует на внутреннюю мотивацию

2. Цели

Носят обобщенный и абстрактный характер.

Акцент на целях, связанных со знанием.

Цели являются приложением к содержанию

Носят конкретный характер.

Акцент на целях, связанных с умениями.

Коррелируют знания и умения и отношения

3. Содержание

Строго очерченный объем.

Проявляется в виде конечных целей обучения.

Содержание определено строго по предметам

Содержание отличается гибкостью.

Содержание - средство достижения целей.

Определено на внутри-

и межпредметном уровне

4. Дидактика

Не является самостоятельным элементом.

Акцент на репродуктивных методах.

Индивидуальные или коллективные формы

Методические рекомендации - основа куррикулума.

Акцент на обучении на творческих методах.

Деятельность в малых группах, взаимообучение

5. Методология оценивания

Компонент «оценивание» отсутствует.

Основывается на заученной информации.

Оценка ориентирована, прежде всего, на констатацию неудач

Контроль осуществляется время от времени в конкретные сроки

Оценивание представлено в виде рекомендаций.

Оценка основана на умениях и навыках.

Оценка направлена на констатацию успеха.

Оценка носит непрерывный и кумулятивный характер.

Стимулирует усилия учеников к самооценке.

Направлена на мотивацию учащихся

Автор: З. Штефанец

Освіта.ua
19.06.2008

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!