Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Д. Табачник: Украина стоит на пороге катастрофы образования
Д. Табачник: Украина стоит на пороге катастрофы образования

В чем не откажешь В. Ющенко, так это в постоянной уникальной способности подбирать руководящие кадры. Кого ни возьмешь из «нашеукраинской» обоймы, то четко понимаешь - худшей кандидатуры на должность подобрать невозможно

Д. Табачник: Украина стоит на пороге катастрофы образования

Эти назначенцы целенаправленно занимаются разрушением своих сфер деятельности, оставляя по итогам работы выжженную землю.

Особое внимание президента приковано к контролируемому Секретариатом гуманитарному блоку Кабмина - ведь президентские «гуманитарии» призваны утвердить в обществе продуцируемые трипольским разумом националистические мифы. В итоге получается, что вице-премьер учит страну, на каком языке ей думать, Министерство культуры занято изъятием и уничтожением книг из публичных библиотек, Министерство образования разрушает школы и вузы, Госкомнацрелигий озабочен борьбой с каноническим православием и продажей статуса беженца «ворам в законе». Само собой, ведущая роль в деле уничтожения того, что создавалось веками, отведена галичанским «крестоносцам», среди которых особо почетное место занимает министр образования пан Вакарчук. Что поразительно - запущенная им машина эффективно действует, несмотря даже на то, что министр, мягко говоря, нечасто появляется в возглавляемом им ведомстве.

Учебники как роскошь

В 1945 г., после страшных разрушений прошедшей войны, в школах почти не было учебников. Одним учебником пользовался зачастую целый класс. Но государство за короткий срок, несмотря на все трудности, решило проблему, и до самого последнего времени вопроса нехватки учебников не существовало. Однако в правительство пришел бывший-нынешний ректор Львовского университета Вакарчук и доказал, что нет таких разрушительных задач, которые бы не смогли выполнить «любі друзі».

Не буду повторяться, какой силы удар нанесло внешнее тестирование, откровенно примитивизирующее молодежь фактологической системой, отвергнутой всеми цивилизованными странами. Приведу только одну цифру - в этом году в вузы на стационар поступило на 109 тысяч абитуриентов меньше, чем в прошлом (252 тысячи против 361). На счет демографического спада можно отнести не более 3 - 4% данной убийственной разницы. Остальное количество - результат того, что выпускники прошлых лет не смогли подать документы на поступление. Их аттестат о среднем образовании был в нарушение Конституции заменен паном Вакарчуком непредусмотренной никакими законами бумажкой о сдаче тестов.

Мы видим трагедию людей, лишенных конституционного права на получение образования, но зловещая цепочка, сплетенная Минобразования, тянется дальше. Без работы останутся тысячи высококвалифицированных преподавателей и профессоров, которым не удастся найти в Украине работу по специальности. Многие из них, очевидно, покинут страну или пополнят ряды базарных торговцев.

Окончательно погибнет заочное высшее образование, что лишит возможности целые социальные слои продолжить обучение. Внешним тестированием высшему образованию нанесен смертельный удар - оно уже не сможет, даже в далеком приближении, быть конкурентным на мировом рынке.

Не намного слабее удар нанесен и в отношении учебников. Провал был заложен в самом финансировании, которое министерство оставило для учебников 8 класса таким же, как и в прошлом году для учебников 7-го, хотя цены значительно выросли (минимум на 20%), и увеличилось количество преподаваемых предметов. В 2008 г. министерским тендерным комитетом принимается необоснованное решение уменьшить тиражи учебников. Так, для 8 класса фактическая потребность - 550 тысяч экземпляров, а издано 495 тысяч. По отдельным предметам (в первую очередь по русскому языку) недостаток учебников достиг критического уровня. Также сократилось количество типов учебников, издаваемых по разным предметам, и учителя лишаются возможности выбора наиболее подходящей системы изложения материала.

Очень показательно, что учебники для русских школ вообще (!) не рассматриваются на тендерном комитете, а учебников по русскому языку для украинских школ печатается менее половины от необходимого количества.

Несколько слов о секретаре министерского тендерного комитета, одном из ближайших доверенных лиц пана Вакарчука - Тарасе Григорьевиче Шевченко. Шевченковской районной прокуратурой Киева относительно него возбуждено уголовное дело по факту представления при приеме на работу фальшивого диплома о высшем образовании. Это совершенно не смущает пана Вакарчука, он и не думает отстранять Шевченко от исполнения служебных обязанностей, хотя по этому поводу писали обращения народные депутаты. В общем, свита достойна сюзерена...

Еще более показательно то, что делается с учебниками для младших классов, такого не было даже в первые послевоенные годы. В 2008 г. учебники для 2 класса вообще не были напечатаны, хотя средства на их издание есть. В школах остались старые учебники, большинство которых по ветхости уже не может использоваться - теперь срок использования учебника для 2 класса установлен в 6 лет! Еще более вопиющий факт - благодаря пану министру библиотечного фонда учебников не существует!

Следующая впечатляющая цифра - после неусыпной работы команды пана Вакарчука средняя обеспеченность учебниками по Украине составляла на 1 сентября 2008 г. не более 45%, хотя руководство министерства твердит о 100%-ной обеспеченности. При этом не только лжет само, но под угрозой увольнения заставляет лгать в СМИ начальников управлений народного образования обладминистраций.

Специально для пана Балоги сообщу, что его родное Закарпатье обеспечено учебниками лишь на 30%. Пусть спросит у своего заместителя, на днях изучавшего положение дел в области.

За подобные «успехи» по фактическому срыву учебного года при Сталине министра бы расстреляли, при Кучме - уволили бы, но при Ющенко обязательно дадут орден за ускоренный процесс превращения детей в будущем в нерассуждающий оранжевый планктон.

Особо следует отметить, что в школах с русским языком обучения ситуация еще более катастрофична, и возникла она в результате целенаправленной политики пана Вакарчука. Мало того, что запланированный тираж переводных русскоязычных учебников составляет не более 60% минимальной потребности, но и печататься они начнут только в сентябре(!) и реально попадут в школу не раньше января - февраля следующего года, что является прямым преступлением. Чтобы понять, чем это грозит, назову еще одну цифру: на 1 сентября в русских школах обеспеченность учебниками - не более 20% необходимого количества.

И хотя в школах учебников, напечатанных по госзаказу, не наблюдается, их (издательства «Генеза») более чем достаточно с начала августа в свободной продаже по немалой цене в 50 - 70 гривен. Расчет тут простой, а сверхприбыли - огромные. Родители не могут дожидаться многие месяцы, пока дети получат бесплатные учебники и вынуждены сами их приобретать. А как прикажете учиться в школе без учебников? Таким образом, приближенное к министру издательство получает и деньги за госзаказ, и прибыль от свободной продажи. Впрочем, тема «Генезы» настолько обширна и так ярко иллюстрирует тотальную коррупцию нынешних политкомиссаров в образовании, что требует отдельного рассказа.

«Свій до свого по своє»

Что особенно умиляет в галичанских назначенцах президента - умение при комиссарском раже не забывать о собственном кармане и многочисленных кумовьях.

Вдумайтесь в цифру: в 2008 г. «Генеза» с подачи пана Вакарчука и его доверенного заместителя пана Полянского незаконно получила заказы на десятки (!) миллионов гривен, что уже доказано судебными решениями (проигнорированными представителями «чесної влади»).

Между прочим, пан Шевченко, вероятно, не слишком озабоченный возбужденным против него уголовным делом, придумал метод обуздания издателей, подавших иски в суд против министерства. Тиражи напечатанных ими учебников не вывозятся, а штрафные санкции выставляются издательствам за «несвоевременное выполнение условий договора». Трудно поверить, но министерство даже попыталось изъять(!) решение Харьковского окружного административного суда об отмене вакарчуковского приказа о признании учебников «Генезы» победителями конкурса и предоставления им соответствующего грифа.

В Украине около 3500 субъектов издательской деятельности, 42 - 46 из них регулярно подают документы на тендер по изданию учебников, но львиная доля (около 50%) госзаказа регулярно достается исключительно «Генезе». Фактически министерство передало «Генезе» монополию на издание учебников по госзаказу.

Следует сказать, что Положение о конкурсе по изданию учебников, принятое в 2006 г. (и утвержденное Комитетом по вопросам регуляторной политики), гарантирует его объективное проведение. 154 (из 4000 кандидатов) гласно отобранных эксперта (из них по каждому предмету 5 физических лиц и 2 ведущих профильных института) в открытом режиме рассматривали представленные учебники и выносили аргументированное решение. Предметные комиссии, составленные из авторитетных ученых, опытных преподавателей и методистов, тщательно изучали предоставленные материалы и давали им оценку. Особенно важно, что все учебники были анонимны, дешифровка производилась только после принятия решения.

Теперь рассмотрим, как пан министр сумел свести на нет всю эту работу. Для примера возьмем хотя бы учебники для 8 класса.

Согласно сложной, но практически исключающей проявления коррупции процедуре, 11 декабря 2007 г. были подведены итоги конкурса учебников для 8 класса, оставалось только утвердить их на коллегии министерства.

Но вместо этого министр инициировал многочисленные проверки проведенного конкурса. Несмотря на полученные вводные и исследование под лупой всех документов - ни одного выявленного нарушения. Тогда пан Вакарчук делает следующее - создает незаконную надстройку, которая и пересматривает итоги конкурса в нужном ключе. По его приказу появляется некая «Рабочая группа по обобщению материалов Всеукраинского конкурса учебников». Чрезвычайно интересно, что в ее состав для большей «объективности» включаются доверенные чиновники министерства и сами авторы учебников! Чем не ноу-хау пана Вакарчука?

О деятельности вакарчуковской «рабочей группы» подробно рассказал еще 25 апреля в газете «Киевский телеграф» львовский автор Станислав Тхоровский. Приведу отрывок из статьи, показывающей, что люди президента ради «копійчини до копійчини» уже ничего не стесняются: «Рабочая группа проверяет почему-то только 10 конкурсных номинаций (конкурс проводился по 22 учебным предметам) и рассматривает не анонимные материалы, которые подавались на конкурс в закрытых конвертах, а уже открытые дешифрованные рукописи. Из всех этих рукописей рабочая группа в течение одного дня (!) отбирает почему-то только рукописи издательства «Генеза». И это несмотря на то, что в конкурсе принимало участие около тридцати издательств и авторских коллективов! Затем, путем нехитрых манипуляций, а проще говоря - в результате грубой подтасовки цифр рукописи издательства «Генеза» оказываются на 4 месте. Например, рукопись по геометрии была на 5 месте - стала на 4-ом, а рукописи по физике, русскому языку, истории Украины, всемирной истории, биологии и географии с 6 места перемещаются на 4-ое место! После чего на стол министру ложится докладная записка рабочей группы, в которой настоятельно рекомендуется включить учебники издательства «Генеза» в перечень издаваемых за бюджетные деньги.

По странному стечению обстоятельств под поданным документом стоят подписи Ересько О. В., печатающего свои методические разработки в издательстве «Генеза», Терещука Б. П., автора учебника, издаваемого в издательстве «Генеза», получающего там гонорары, и руководителя обшественной организации Афонина А. В., который регулярно получает от издательства «Генеза» «благотворительные взносы». Ну а чтобы совсем все было «хорошо», министр Вакарчук отстраняет замминистра Тесленко В. В. от работы по данному направлению и назначает ответственным нового замминистра Полянского П. Б., жена которого много лет проработала в издательстве «Генеза». В соответствии как с новым, так и со старым Положением о конкурсе, только рукописи, занявшие три первых места, могут получить гриф, дающий право использовать учебник в учебно-воспитательном процессе, и быть изданными за бюджетные деньги.

Однако законный порядок, очевидно, мало волнует господина Вакарчука. Он берет за основу вышеупомянутую докладную записку и выносит на заседание коллегии 28 февраля 2008 года предложение о присуждении грифа учебникам издательства «Генеза», которые не вошли в тройку победителей».

Дальше все предельно просто - протежируемые учебники получают гриф и выносятся уже на заседание тендерного комитета, возглавляемого все тем же паном Полянским.

К слову, один из руководителей Минобразования настолько уверен в полной безнаказанности, что не побоялся прямой оплаты близким к ведомству издательством роскошного отдыха на Мальте в марте.

Следующий шаг также не блещет оригинальностью - путем отработанных манипуляций, за счет обрезания тиража других издательств, госзаказ «Генезы» увеличивается с 1 млн. 180 тыс. до 2 млн. 500 тыс. и составляет 35 млн. гривен! И это только за учебники для 8 класса.

Надеюсь, общую сумму злоупотреблений по учебникам для всех классов подсчитают вскоре прокурорские работники... Кроме того, прокуратуре будет небезынтересна тема, как пан министр сделал так, чтобы госзаказы на учебники не достались государственным издательствам. Есть два крупных, прекрасно оснащенных издательства - «Наукова думка» НАН Украины и «Освіта» самого Минобразования. Давно уже планировалось полностью передать им госзаказы на учебники, что позволило бы значительно снизить бюджетные расходы. Пан Вакарчук сейчас, напротив, делает все, чтобы полностью лишить их остатков госзаказа. Логика здесь простая - зачем давать деньги туда, где априори невозможен «откат»...

Саботаж целевых программ

«Наукова думка» и «Освіта» - не исключение. Программы, где затруднено получение «отката», откровенно саботируются министерством.

Возьмем масштабную программу компьютеризации сельских школ. Мировым банком (МБ) выделен под нее целевой кредит в размере 48 млн. долларов, но вот незадача - тендер МБ провел сам, по строгим международным правилам. Ну никак ни копеечки с этого не поимеешь...

Из кредита МБ потрачена только десятая часть, причем платежка лежала у пана министра на столе четыре месяца - с января по апрель, несмотря на то что оборудование было поставлено, и за неуплату грозили серьезные штрафные санкции. Остальная же часть кредитной линии так и не используется, хотя положение с компьютеризацией сельских школ абсолютно критическое. А госбюджет продолжает из нашего с вами кармана исправно платить МБ проценты по кредиту.

Что касается бюджетных средств на проведение компьютеризации средних и высших учебных заведений, то здесь реализуется отработанная на учебниках система махинаций. Опубликованное в июне министерством объявление о проведении тендера бьет все рекорды по нарушению законов. Тендерные документы для сокрытия следов и ответственных не содержат номера с датой и имеют откровенно дискриминационный характер. Иными словами, они составлены так, что тендер может выиграть только участник, «под которого» они составлялись. Например, в нарушение постановления Кабмина о порядке составления тендерной документации там нет информации о сроках поставки закупаемых товаров и перечня критериев и методик для оценки лучшего предложения. Очень показательно и то, что копии протоколов раскрытия тендерных предложений участникам (опять-таки в нарушение закона) не предоставлялись.

Похожая ситуация сложилась и с ремонтом школьных зданий. Финансирование есть, тендеры по областям проведены, но министерство просто не перечисляет денег. А зачем - все равно ничего не снимешь... Зато широким потоком отправляются средства, предназначенные на ремонт и обустройство, во Львовский университет, где все свои и пана ректора уж никак не забудут.

Что происходит с программой «Школьный автобус», не знает никто. Министерство, несмотря на постоянные обращения, отмалчивается и не предоставляет никаких документов. Единственное, что можно сказать, - автобусов нет, и дети в селах вынуждены добираться до школ самостоятельно.

В преддверии пенитенциарного будущего?

Во многом деятельность пана Вакарчука схожа с деятельностью его предшественника в образовательном ведомстве - наркома просвещения Николая Скрипника. Тот точно так же разрушал систему отечественного образования и боролся с русской культурой Украины. По указанию бывшего чекиста, лично ответственного за расстрелы десятков тысяч человек, уничтожали русские и «идеологически вредные» книги, увольняли русскоязычных школьных учителей и преподавателей вузов, вместо качественных учебников печатали пропагандистский бред. Особую злобу у него вызывала русскокультурная интеллигенция, считавшаяся оплотом «контрреволюции». Результатом скрипниковского руководства наркоматом стало тотальное разрушение традиции гуманистической педагогики, которую пришлось восстанавливать многие годы.

Много чего еще можно сказать о сталинском наркоме и о его проводимой с большевистской непреклонностью работе фанатика... Но полной аналогии никак не получается: Скрипника нельзя даже заподозрить в том, что он мог присвоить хотя бы копейку государственных денег. И для оснащения школ он, особенно учитывая минимальное количество имевшихся средств, сделал немало.

Поэтому назвать пана Вакарчука Скрипником нашего времени - значило бы сделать ему огромный и совершенно незаслуженный комплимент. Пан министр зря надеется, что в случае неблагоприятного исхода (а он безвариантно будет для «оранжевых» именно таким) ему удастся изображать из себя преследуемого за убеждения «патриота». Пусть русофобские «убеждения», особенно позорные для министра образования, он оставит и дальше при себе - этому горю уже не поможешь. Ответить придется не за них, а за происходившую в министерстве вакханалию воровства.

Пан министр как-то гордо заявил, что он «со всеми без исключения разговаривает по-украински». Опять же, это его личное дело, каким образом демонстрировать уровень культуры. Ему и в голову не приходит, что интеллигентный человек всегда старается общаться на языке, родном для собеседника, стремится освоить как можно больше иностранных языков, не говоря уж о том, что русский язык является родным для миллионов сограждан, и члену правительства следует об этом хоть иногда вспоминать, пусть даже он и Конституцию прочитать не удосужился.

Возможно, если в будущем законы в стране заработают, а прокуратура проснется и перестанет интересоваться политическими веяниями, у подобных сановников и чиновников появится прекрасная возможность показать последовательность позиции по украинизации не только в учебниках, но и в пенитенциарных учреждениях. Правда, коллегами там будут не безответные педагоги и учащиеся.

Автор: Дмитрий Табачник, народный депутат Украины

www.2000.net.ua
24.09.2008


Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!