Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Учиться, учиться - необязательно валять дурака

Учиться, учиться - необязательно валять дурака

Израильского учителя трудно представить "наседкой" над нерадивым школьником. В то же время он готов помочь каждому отстающему в учебе и обратившемуся к нему за помощью

Израильские педагоги считают, что рамки школьной дисциплины не должны, как обручи, сковывать личность. Ребенок имеет право даже валять дурака. В меру, конечно...

На родительских собраниях в школе я услышал от педагогов, что дети мои и умные, и добрые, и талантливые. Одна учительница даже пыталась убедить меня в том, что у моих детей вообще нет недостатков. Но когда речь зашла об учебном процессе, учительские восторги исчезли напрочь. Детишек моих не ругали, просто педагоги заявили, что мои славные отпрыски учатся «в меру своих возможностей». Разъяснять не стали. Как говорится, понимай как хочешь! Если же иметь в виду, что по предмету, который ведет учительница, особенно нахваливавшая моих наследников, сын учится совершенно не удовлетворительно, то тревога в моей душе приняла невиданные размеры...

Мы с женой бьемся над нерадивостью наших детей, а в школе уроков на дом почти не задают. Если же ученик получает домашнее задание, то нескольких минут ему вполне достаточно, чтобы выполнить это задание и дважды его повторить. Такая «лафа» продолжается для израильского школьника до девятого класса включительно.

Израильская школа подразделяется на три ступени: начальная (1-6-е классы), неполная средняя (7-9-е классы) и средняя школа (10-12-е классы). В школу идут в шестилетнем возрасте, но обязателен «дошкольный год» в детском саду, где пятилетние дети учатся концентрировать внимание во время объяснения учебного материала, вырабатывают необходимые для обучения в школе навыки. На мой взгляд, школьные годы юного израильтянина разделены на две неравные части, ибо уровень требований в школе третьей ступени, так называемом тихуне, не идет ни в какое сравнение с уровнем требований на первых двух образовательных ступенях.

В начальной и неполной средней школе больше воспитывают, чем учат. Элементарные знания ребенок усваивает без давления. Да с него много и не требуют. Считается, что именно в эти годы ребенок «самовыражается» и воспринимает гуманитарные принципы демократического общества. Но вот что поражает: английским языком на вполне приличном уровне владеет даже выпускник начальной школы. Мне далеко за примерами ходить не надо: мой младший сын, пятиклассник, смотрит американские мультфильмы без ивритских титров, да и в путешествиях за границу не чувствует себя «безъязыким».

Если дети прогуливают занятия в школе, за это отвечают родители, учителя, а в редких случаях признания семей неблагополучными - социальные работники. Если школьник в возрасте от шести до пятнадцати лет без уважительных причин долго не посещает соответствующее учебное заведение, может быть начато судебное расследование.

Везде в мире считается, что между успехами в учебе и пропуском школьных уроков есть прямая связь. А вот в Израиле эта связь не просматривается. По данным профессора Змиры Маврих, пропуски школьных уроков с лихвой покрывают частные преподаватели, которых обычно израильским детям нанимают родители. По словам председателя Объединения директоров средних школ Израиля Илана Баири, сегодняшние дети и подростки менее дисциплинированны, чем школьники прошлых лет. Баири считает, что у детей исчезает уважение к преподавателям только тогда, когда учителя работают спустя рукава и на уроках скучно. Доктор Нимрод Алони, преподаватель педагогического колледжа, выступает за ужесточение дисциплины. Однако и он думает, что «дисциплина - это контроль поведения в рамках норм, которые считаются приемлемыми». В одной из своих статей он пишет, что «дисциплина - это мобилизация сил и желаний».

Отношение к школьной дисциплине тоже изменилось. Илан Баири, директор одной из лучших израильских школ, рассказывает: «За 27 лет работы в качестве директора я ни разу не удалял ученика из школы более чем на 5-6 дней. Такое наказание, как написание одной и той же фразы тысячу раз, кануло в Лету... В прошлом устав школы запрещал ученикам носить серьги, теперь можно носить одну серьгу. Помню, лет 20 назад мы поймали в туалете целующуюся парочку. Это был шок. В то время в стенах школы это считалось недопустимым. Сегодня же все они целуются и обнимаются, не переставая, как будто только что встретились после долгой разлуки».

Илан Баири убежден, что нынешние дети лучше, чем их сверстники двадцать лет назад, потому что «они больше помогают друг другу, более восприимчивы к чужой беде, социально активнее».

Интересно, что при всей демократичности школьной системы в Израиле местные педагоги не против того, чтобы ученики вставали с места, когда входит преподаватель. По мнению Илана Баири, это способствует концентрации внимания детей в начале урока, выражает уважение к учителю. Хотя видный психолог Эли Коэн-Джавер, преподаватель колледжа Бейт-Берл, считает, что вставание при появлении в классе учителя «не что иное, как попытка утвердить авторитет символически-инструментальными методами».

Понятно, что далеко не всех, окончивших неполную среднюю школу, ждут в Тихонах с распростертыми объятиями. Как и в большинстве западных стран, девятилетка в Израиле - базисное обязательное образование. Только треть выпускников девятилеток поступает в академические Тихоны. Остальные рассредоточиваются по многочисленным профессиональным школам, которым в Израиле несть числа.

Мечты подростков - коренных израильтян о профессиях, которыми они хотели бы овладеть в будущем, по российским меркам приземлены чрезмерно: очень многие хотят стать столярами, водителями, садоводами, овощеводами, только некоторые спят и видят себя компьютерщиками и программистами.

Конечно, израильский ребенок не лишен способности мечтать и фантазировать. Просто для него выбор профессии - дело серьезное: ребята рано понимают важность высокого профессионализма и стараются рассчитать свои возможности и силы. Рабочая профессия обычно гарантирует постоянный заработок. Если же ею овладеваешь в совершенстве, то о материальном положении можно не беспокоиться до конца грешной жизни, ибо и пенсия будет вполне достойная.

В Израиле есть особые программы для детей, получивших статус «юного дарования». В Министерстве просвещения Израиля уже почти полвека работает специальный отдел, куда могут обратиться родители, убежденные в том, что их сын или дочь обладают редким талантом. Статус «юного дарования» ребенок получит только после обязательного психотеста.

Выпускники всех израильских средних школ мечтают о заветном «багруте», по-нашему - аттестате зрелости. Чем полновеснее багрут, т. е. чем больше в нем высших баллов по обязательным и выбранным дисциплинам, тем соответственно и больше шансов поступить на выбранную специальность в университете или колледже. Понятно, что «тихонщик» обычно оказывается впереди, ибо набор академических дисциплин у него больше. Но и для выпускника профессиональных школ двери вузов всегда открыты едва ли не настежь. Он может сдать общеизраильский психотест (к слову говоря, его можно сдавать и на русском языке) и таким образом добрать недостающие баллы.

Как и в большинстве западных стран, израильские банки предоставляют студентам университетов и колледжей ссуды на льготных условиях для оплаты учебы. Большинство студентов в последние семестры активно включаются в трудовую деятельность и прилично зарабатывают.

Высшее образование в Израиле получают в восьми университетах, двух Академиях искусств и целом ряде институтов, колледжей и учительских семинарий. Кроме того, на Земле обетованной действуют филиалы многих зарубежных университетов, в основном американских и британских. А в последнее время появились и филиалы российских вузов. Так что дорог у выпускника израильских школ много. Он может выбрать любую.

Автор: З. Гельман

Освіта.ua
23.01.2008

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!