Osvita.ua Середня освіта Інформаційні матеріали Атестація вчителів Подготовительный этап аттестации

Подготовительный этап аттестации

Как показывает практический опыт, успешность прохождения аттестации во многом зависит от подготовки учителя к участию в этой процедуре. Процесс этот творческий, трудоемкий, во многом обусловленный индивидуальными особенностями педагога

Подготовка к аттестации заключается в эмоционально-ценностном самоопределении, составлении собственного представления о механизме прохождения аттестации, анализе и первичной диагностике собственной педагогической деятельности, оформлении необходимых документов.

Анализ ситуаций, происходящих при оценке уровня профессиональной компетентности учителя, обучение экспертизе как технологическому процессу убеждают в значимости анализа и первичной диагностики собственной педагогической деятельности, представляющихся учителям наиболее сложными (случается, педагогическая система формируется в ходе аттестации с помощью членов городской аттестационной комиссии). Педагоги затрудняются и описании и объяснении используемой авторской технологии с системных позиций. Им сложно выделить новое в собственной педагогической системе с помощью психолого-педагогической теории, проанализировать собственную педагогическую деятельность, обосновать программу дальнейшего непрерывного образования. Отдельные учителя, претендующие на высшую квалификационную категорию, не владеют методами диагностики познавательной деятельности учащихся. Думается, этих ошибок можно избежать, организовав совместную предварительную работу учителей, руководителей городских методических объединений (ГМО), психологов, методистов Центра развития образования. Очень важно, чтобы в этой работе участвовали руководители и методисты образовательных учреждений, чья помощь необходима учителю для систематизации педагогической деятельности, определения уровня профессиональной компетенции.

На подготовительном этапе важно не только выявить слабые и сильные стороны профессиональной компетентности каждого учителя, но и создать систему обобщения педагогического опыта, ликвидации отмеченных недостатков.

В начале 2002/03 учебного года в городском методическом объединении учителей информатики был составлен план деятельности руководителей ГМО, методистов Центра развития образования, экспертов по подготовке и проведению аттестации учителей информатики, разработаны требования к уровню профессиональной компетенции аттестуемого.

Городское методическое объединение провело информационно-методическую работу с учителями, подавшими заявления на аттестацию.

В октябре 2002 г. прошел семинар «Механизм и способы оценивания педагогической деятельности учителя, в том числе уровня профессиональной компетентности».

В ноябре состоялось совещание экспертов по определению цели, форм и методов экспертизы. Были разработаны проекты самоанализа педагогической деятельности и модели проектов экспертных заключений, систематизированы методы, приемы, средства обучения, формы организации работы с учащимися.

Оценивание уровня профессиональной компетентности основывалось на изучении представленных материалов и документов, собеседовании с учителями. Эксперты изучали материалы о педагогической деятельности, представленные учителем (презентация, выставка, творческий отчет), беседовали с членами аттестационной комиссии, администрацией образовательных учреждений.

В ноябре-декабре аттестующиеся учителя совместно с методистом Центра развития образования, руководителем ГМО подготовили материалы для аттестации.

Для учителей, претендующих на высшую квалификационную категорию, были разработаны программы по самообразованию; определена структура комплексной работы, позволяющая подготовить характеристику авторской педагогической технологии; составлена сравнительная характеристика профессиональной деятельности педагога-технолога и педагога традиционного обучения; разработана модель самодиагностики уровня профессионального мастерства.

До начала аттестации все учителя получили образцы модели экспертных заключений с четко обозначенным планом представления и защиты педагогической технологии. В дальнейшем осуществлялась совместная работа по подготовке экспертных заключений, позволившая аттестующимся осознать свои слабые и сильные стороны, определить направления профессионального развития.

Эксперты понимали, что должны быть объективными, а выводы - научно обоснованными и понятными аттестующимся. Сложность состояла в анализе собранных сведений, сопоставлении с квалификационными требованиями.

Об эффективности проделанной работы свидетельствует тот факт, что все учителя подтвердили заявленную высшую категорию, успешно представили педагогические системы. Сложнее проходила аттестация педагогов, намеревающихся получить первую квалификационную категорию.

Практика показывает, что готовность к изменениям в профессиональной деятельности, стремление к непрерывному повышению квалификации имеют прямую зависимость от уровня личностного развития учителя.

Это наблюдение подтвердил опрос учителей информатики, проведенный в сентябре 2002 года. 30 респондентов из 60, в том числе 10 учителей, имеющих высшую квалификационную категорию, хотят повысить свою профессиональную компетентность.

Эффективность аттестации во многом определяется организованной и целенаправленной подготовкой к ней, чрезвычайно важной как для учителя, так и для эксперта.

На предварительном этапе необходимо:

В целях более полного представления профессиональной компетентности учителя организовать целенаправленную работу (разработка плана-прогноза, образовательной карты; участие в предварительных «контрольных испытаниях», собеседовании, тестах, выставках, публикация материалов в печати).

В целях повышения профессиональной компетентности учителя осуществить научно-методическое сопровождение (подготовительные педагогические курсы для учителей; комплекс мероприятий, направленный на развитие мастерства учителя).

Распространять учительский опыт, создать банк данных об учительских находках и достижениях в Центре развития образования.

Для каждого учителя разработать:

  • программу квалификационных испытаний с учетом его индивидуальности;
  • программу непрерывного образования (при наличии диагностики, мониторинга педагогической деятельности учителя).

Организовать постоянно действующие курсы повышения квалификации для председателей экспертных групп.

Н. Бахарева

Освіта.ua
10.07.2007


Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!