Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Російська мова Региональные тексты как один из эффективных способов воспитательной работы по лингвокраеведению

Стаття з досвіду роботи зосереджує увагу вчителів філологічного циклу на пробудженні та розвитку національної самоідентифікації учнів на підґрунті краєзнавчої роботи на уроках мови. Розкрито деякі напрями такої діяльності: використання регіональних текстів, словники краєзнавчих термінів тощо

Региональные тексты как один из эффективных способов воспитательной работы по лингвокраеведению

Оцініть публікацію
 

Национальная доктрина образования поставила перед школой задачу воспитания гражданина. Один из способов реализации принципа гражданственности в практической деятельности педагогов -  пробуждение и развитие национального самосознания учащихся. Содержанием этой работы является воспитание любви к природе родного края, родной земли; изучение истории украинского народа, его оригинального и богатого культурного наследия, традиций, обычаев; воспитание любви к родному краю, уважение к его истории; воспитание национального самосознания, уважения к своей стране, к своему народу.

Уроки русского языка и литературы дают огромные возможности для воспитания настоящего гражданина независимой Украины, формирования национального сознания учащихся. Необходимым условием для решения этой задачи является создание системы краеведческой работы в деятельности каждого учителя-словесника. Одна из составляющих этой системы - работа на уроках русского языка.

Уроки русского языка дают возможность расширить знания учеников по истории родного края, использовать элементы краеведенья, связанные с культурой, обычаями и бытом населения.

Среди основных направлений краеведческой работы на уроках языка можно выделить следующие:

  • изучение истории родного края;
  • ознакомление с этнографией;
  • создание чёткого представления об экологической ситуации региона;
  • углубление знаний о выдающихся достижениях культуры, образования, науки, спорта.

Урок русского языка даёт возможность спланировать работу через:

  • дидактический материал в форме разнообразных творческих и обучающих заданий и упражнений;
  • подбор текстов краеведческого характера для диктантов и изложений;
  • уроки развития связной речи, построенные на краеведческой основе.

Любая из форм краеведческой работы на уроке предполагает использование региональных текстов.

Учителю необходимо подобрать такой текст (тексты), который можно было бы использовать и для реализации основных линий Государственного стандарта, и для развития (формирования) основных видов компетентностей школьников, и для активизации мыслительной деятельности учащихся, и для отработки определённых умений и навыков.

Учебный текст, отвечающий перечисленным требованиям, может быть представлен на уроках объяснения нового материала, обобщения и систематизации изученного, повторения и коррекции знаний, умений и навыков школьников, а также как вариант дифференцированного домашнего задания.

Нижеприведённый текст мы можем использовать при изучении различных тем:

  • Имя существительное как часть речи
  • Собственные и нарицательные имена существительные
  • Тире между подлежащим и сказуемым
  • Простое и сложное предложение
  • Сложноподчинённое предложение
  • Пунктуация в сложноподчинённых предложениях» и т.д.

Данный текст можно использовать для индивидуальной и коллективной работы, для работы по развитию речи. Задания могут быть разнообразные:

  • Подобрать заглавие к тексту.
  • Выписать слова с орфограммами по изучаемой теме.
  • Объяснить пунктограммы, орфограммы и т.д.

Луганск - областной центр, который родился в конце восемнадцатого века. Тогда возле села Каменный Брод, что раскинулось на склоне высокого холма над Луганкой, был заложен первый в Украине литейный завод. Одновременно с заводом возникло поселение, которое впоследствии стало городом.

Использование текстов краеведческого содержания является высокоэффективной формой во время проведения обучающих и контрольных диктантов, изложений. Здесь можно порекомендовать тексты о Дале, об истории городов области, об истории улиц родного города, о достижениях науки, культуры, спорта деятелей родного края.

В учебнике по русскому языку для 6 класса школ с русским языком обучения Малыхиной Е.В. (упр.27) есть текст о жизни В.И.Даля. В упражнении даны задания по лексике, синтаксису, развитию речи. Данный текст можно использовать для зрительно-слухового диктанта, к нему можно возвратиться при изучении имени существительного, числительного и других частей речи.

От урока к уроку учитель должен расширять границы познаний учащихся о родном крае, формируя целостную и чёткую картину о его истории, культуре, современной жизни.

Для создания полного и широкого представления можно использовать словари краеведческих терминов, в которые входят:

  • топонимические понятия: Рубежное, Стаханов, Северский Донец, Айдар и др.
  • собственные наименования: В.И.Даль, «Молодая гвардия» и др.
  • названия предметов и явлений традиционного быта: ряженые, гопак, левада и др.
  • слова, связанные с религиозной жизнью: Крещенье, щедрование, колядка и т.д.
  • знаки-символы: оберег, верба и др.

Данные словари может подготовить учитель, составив их по принципу усложнения материала, а могут вести дети, пополняя словарь при работе с новым текстом краеведческого характера.

Например, из текста, данного выше, дети могут вписать в словарь слова Луганск, Каменный Брод, Луганка.

В индивидуальной работе с учащимися можно предложить подготовить или найти региональные тексты для коллективной работы на уроке.

Любая из предложенных форм работы с региональными текстами будет способствовать решению задачи патриотического и гражданского воспитания при условии не эпизодической, а систематической работы с краеведческими текстами на уроке.

Автор: Лоза Г. М., заступник директора з НВР, учитель російської мови та літератури Рубіжанська школа № 4 Луганської обл.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
18.12.2009

Популярні новини
Місцева влада зможе утримувати школи, - Гройсман За 11 місяців 2016 року додаткові надходження до місцевих бюджетів сягнули 44 млрд
Керівники шкіл та вишів подаватимуть е-декларації Починаючи з 01 січня 2017 року, освітяни-керівники будуть зобов'язані подавати е-декларації
В МОН хочуть відкрити процедуру надання грифів Міністерство освіти має намір зробити відкритою процедуру надання грифу навчальній літературі
МОН зменшить регуляторний вплив на школи У відомстві переглянуть накази МОН на предмет зменшення регуляторного впливу в освіті

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!