Рейтинг
3

Конспект урока по русскому языку

Сколько может быть значений у слова? (однозначные и многозначные слова)

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 1.5 з 5 на основі 2 оцінок.

Цель: повторить орфограммы: буква Ю после шипящих; буквы И, Ы после Ц, буквы О, Ё после шипящих; ввести понятие "однозначность" и "многозначность"; через исследование ЛЗ слова "земля" дать определение понятию "главное ЛЗ слова".

Ход урока

I. Словарный диктант с объяснением.

а) Жюри, парашют, парашютный, брошюра;

б) цифра, авиация, цикл, цыганский, цыплячий;

в) шорох, шепот, крыжовник, желудь, дирижер, желтый, жесткий, черствый, пчелка.

II. Проверка домашнего задания.

III. Значение какого-то слова легко понять из контекста. Контекст - это то словесное окружение, в котором слово употребляется с одним и тем же значением.

Задание для групповой работы.

Определите значение слова "земля" в каждом из данных предложений.

а) Весна - пора вспахивания земли.

б) Земля вращается вокруг Солнца.

в) - Смотрите! Земля! Земля! - закричал вахтенный матрос.

г) - А за этой рекой земли Польши, - сказал наш проводник.

Запись в тетради:

Земля - ? (плодородный слой на поверхности, почва);

___ - ? (часть поверхности без воды, суша);

___ - ? (название планеты солнечной системы);

___ - ? (территория государства).

IV. Надеюсь, вы заметили, что слово "земля" имеет несколько разных значений. Поищите в учебнике в § 7, как называют такое слово. Запишите в тетради, каким является слово "земля".

Запись:

Земля - слово многозначное.

V. Задание для групповой работы.

Поставьте цифру 1 напротив того значения слова "земля", которое вы считаете главным.

Подсказка: главное - самое простое значение, бедное по содержанию, оно входит в состав всех остальных значений.

VI. Анализ ответов групп и обобщающее слово учителя.

Правы те, кто цифру 1 поставил против значения "название планеты солнечной системы", ведь остальные три значения возможны только применительно к поверхности планеты Земля.

Запись в тетради:

Главное ЛЗ слова - то, которое самое простое, бедное по содержанию и которое входит в состав всех остальных значений.

VII. Домашнее задание.

§7 задание №2 (поставьте выбранное вами главное значение на 1-е место и сделайте упражнение).

Освіта.ua
30.01.2009

Популярні новини
МОН розробило типову освітню програму для учнів 5–9 класів Документ окреслює підходи до розроблення школами освітніх програм на кожному циклі освіти
Час використання гаджетів на уроці є обмеженим Учителі мають не перевищувати визначену тривалість роботи учнів з технічними засобами
Цього року у 265 школах відбудуться інституційні аудити Під час аудитів буде вивчено освітнє середовище, систему оцінювання, педагогічну діяльність
Розпочалося підключення шкіл до електронних журналів В Україні розпочато підключення шкіл до сервісу електронних шкільних журналів та щоденників
Загрузка...