Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Російська мова Связь между значениями разных слов (о синонимах)
Рейтинг
5

Конспект урока по русскому языку

Связь между значениями разных слов (о синонимах)

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 5 з 5 на основі 1 оцінок.

Цель: совершенствовать умение различать метафору и метонимию; повторить понятие "многозначное слово" и "омоним"; ввести понятие "синоним" с опорой на понятие "знак"; познакомить со способом нахождения ЛЗ через синоним.

Ход урока

I. Повторение.

Задание для групповой работы.

Метафорой или метонимией является значение подчеркнутых слов таких предложений:

а) Он выпил два стакана, чтоб утолить жажду.

б) Дул ледяной ветер, и одежда не спасала от него.

в) Я люблю пить чай, а иногда и кофе.

II. Проверка домашнего задания:

а) повторение определения слова "омоним", способа определения главного и неглавного значений в многозначном слове;

б) чтение ответов отдельными учениками из упр. №2, §14, пункт Б, В.

Запись:

Лист 1 - часть дерева, орган дыхания и питания растений.

Лист 2 - тонкий плоский кусок бумаги. Эти слова омонимы, т .к. значения их не взаимосвязаны.

Мазать - 1 окрашивать,

- промахиваться,

- 2 пачкать.

Значения "окрашивать" и "пачкать" относятся к многозначному слову, а со значением "промахиваться" слово является омонимом.

III. Задание для групповой работы:

В рассказе о слове "самолет" (стр. 43 учебника) мы встретили еще одно слово "аэроплан". Вспомните, что составляет понятие "знак" и запишите ответ на вопрос:

Что общего и разного в этих словах?

IV. Ответы групп и запись в тетради:

У слов "самолет" и "аэроплан" разная буквенная и звуковая оболочки, но общее лексическое значение "крылатая машина".

V. Для этих слов есть термин "синонимы". Выпишите из учебника определение или составьте его сами.

Запись.

Синонимы - это слова, разные по звучанию или написанию, но одинаковые или близкие по значению.

VI. Выполните упр. №1 после §17:

спешить - торопиться,

тушить - гасить,

неприятель - противник,

миг - мгновение,

конница - кавалерия,

передник - фартук,

громадный - огромный.

VII. Задание для группового обсуждения.

§16, упр. 1. В данном упражнении значения слова "книга" охарактеризованы через общее и отличительное. Но явление синонимии позволяет эти же значения выразить через синоним. Сделайте это в тетради.

Запись:

книга - 1 журнал, том;

- 2 тетрадь, блокнот, альбом;

- 3 роман, поэма.

VIII. Итоги урока. Оценивание удачных ответов.

IХ. Домашнее задание. §17, упр. №5, §14, упр. №5.

Освіта.ua
13.01.2009

Популярні новини
Наш пріоритет – український вчитель, - Гройсман За словами прем’єра, заробітна плата вчителів буде підвищена на два тарифних розряди
Місцева влада зможе утримувати школи, - Гройсман За 11 місяців 2016 року додаткові надходження до місцевих бюджетів сягнули 44 млрд
Керівники шкіл та вишів подаватимуть е-декларації Починаючи з 01 січня 2017 року, освітяни-керівники будуть зобов'язані подавати е-декларації
В МОН хочуть відкрити процедуру надання грифів Міністерство освіти має намір зробити відкритою процедуру надання грифу навчальній літературі

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!