Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Російська мова Связь между значениями разных слов (о синонимах)
Рейтинг
5

Конспект урока по русскому языку

Связь между значениями разных слов (о синонимах)

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 5 з 5 на основі 1 оцінок.

Цель: совершенствовать умение различать метафору и метонимию; повторить понятие "многозначное слово" и "омоним"; ввести понятие "синоним" с опорой на понятие "знак"; познакомить со способом нахождения ЛЗ через синоним.

Ход урока

I. Повторение.

Задание для групповой работы.

Метафорой или метонимией является значение подчеркнутых слов таких предложений:

а) Он выпил два стакана, чтоб утолить жажду.

б) Дул ледяной ветер, и одежда не спасала от него.

в) Я люблю пить чай, а иногда и кофе.

II. Проверка домашнего задания:

а) повторение определения слова "омоним", способа определения главного и неглавного значений в многозначном слове;

б) чтение ответов отдельными учениками из упр. №2, §14, пункт Б, В.

Запись:

Лист 1 - часть дерева, орган дыхания и питания растений.

Лист 2 - тонкий плоский кусок бумаги. Эти слова омонимы, т .к. значения их не взаимосвязаны.

Мазать - 1 окрашивать,

- промахиваться,

- 2 пачкать.

Значения "окрашивать" и "пачкать" относятся к многозначному слову, а со значением "промахиваться" слово является омонимом.

III. Задание для групповой работы:

В рассказе о слове "самолет" (стр. 43 учебника) мы встретили еще одно слово "аэроплан". Вспомните, что составляет понятие "знак" и запишите ответ на вопрос:

Что общего и разного в этих словах?

IV. Ответы групп и запись в тетради:

У слов "самолет" и "аэроплан" разная буквенная и звуковая оболочки, но общее лексическое значение "крылатая машина".

V. Для этих слов есть термин "синонимы". Выпишите из учебника определение или составьте его сами.

Запись.

Синонимы - это слова, разные по звучанию или написанию, но одинаковые или близкие по значению.

VI. Выполните упр. №1 после §17:

спешить - торопиться,

тушить - гасить,

неприятель - противник,

миг - мгновение,

конница - кавалерия,

передник - фартук,

громадный - огромный.

VII. Задание для группового обсуждения.

§16, упр. 1. В данном упражнении значения слова "книга" охарактеризованы через общее и отличительное. Но явление синонимии позволяет эти же значения выразить через синоним. Сделайте это в тетради.

Запись:

книга - 1 журнал, том;

- 2 тетрадь, блокнот, альбом;

- 3 роман, поэма.

VIII. Итоги урока. Оценивание удачных ответов.

IХ. Домашнее задание. §17, упр. №5, §14, упр. №5.

Освіта.ua
13.01.2009

Популярні новини
Школа існує для дитини, - Лілія Гриневич За словами міністра Лілії Гриневич, опорні школи дають реальний результат для надання кращої освіти
Рада просить називати школи на честь Героїв АТО Рада просить місцеві органи забезпечити найменування шкіл та вишів на честь Героїв України
5 головних тенденцій оновлення програм 5-9 класів Серед пропозицій оновлення програм координатори обговорення виділили п’ять основних тенденцій
Півтисячі освітян долучились до обговорення програм Найменш обговорюваними є програми базової школи з фізики, хімії та іноземних мов

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!