Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Російська мова Многозначность, синонимия и антонимия фразеологизмов

Конспект урока по русскому языку

Многозначность, синонимия и антонимия фразеологизмов

Оцініть публікацію
 

Цель: обнаружить многозначные устойчивые словосочетания, фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы; совершенствовать умение объяснять фразеологизм, строить его лексическое значение.

Ход урока

І. Повторение.

Индивидуальная форма работы:

Подберите антонимы к таким словам:

бодрствовать - ? (спать),
разрушать - ? (строить, созидать),
слава - ? (позор),
награда - ? (наказание),
молчаливый - ? (болтливый),
острый - ? (тупой),
всегда - ? (никогда),
внутри - ? (снаружи),
волновать - ? (успокаивать),
ругать - ? (хвалить),
радость - ? (горе),
крутой - ? (пологий),
просторный - ? (тесный),
много - ? (мало),
небрежно - ? (аккуратно),
раньше - ? (позже).

II. Повторение определения понятия "фразеологизм".

- Мы сравниваем фразеологизм со словом. И как есть слова много-значные, так есть многозначные и фразеологизмы.

III. Задание для групповой работы:

Запишите значения фразеологизма и цифрой 1 отметьте главное.

Влезть в душу - узнавать внутренний мир другого человека (В чужую душу не влезешь; чужая душа потемки);

- вмешиваться в сугубо личную жизнь кого-нибудь (Никто, даже в приятельских отношениях, не должен влезать другому в душу);

- любыми средствами приобрести доверие (Я тебя свезу сегодня к Купавиной: подружись с ней, да в душу-то к ней влезь);

- вызывать чувство сильного уважения, любви (Работящая Наталия влезла свекрам в душу).

IV. Знакомство с фразеологизмами-синонимами.

§31, упр. №3.

а) Значение "быстро бегать" у фразеологизмов: со всех ног, сломя голову, во все лопатки, во всю прыть, что есть духу.

б) Значение "очень бледный" у следующих: как мел, как полотно, ни кровинки в лице, на нем лица нет.

в) Значение "полностью прочитать" имеют фразеологизмы: от корки до корки, от доски до доски.

V. Знакомство с фразеологизмами-антонимами.

§ 31, упр. № 4.

Прийти в сознание - ? (потерять сознание),
войти в доверие - ? (лишиться доверия),
взяться за оружие - ? (сложить оружие).

VI. Оценивание удачных ответов.

VII. Домашнее задание. Придумайте предложения с тремя фразеологизмами из упр. №3 и с тремя из упр. №4 (§31).

Освіта.ua
14.01.2009

Популярні новини
Заповнення Класного журналу у першому класі: рекомендації МОН Документ визначає особливості ведення журналів класними керівниками та вчителями
Школи отримають порадники про суть освітньої реформи Посібники допоможуть вчителям зрозуміти суть освітньої реформи та нового Державного стандарту
МОН планує більш ефективно використовувати кошти на НУШ Відомство планує отримати зв‘язок від педагогів і переглянути перелік обладнання для НУШ
В Україні стартував Всеукраїнський тиждень права Метою проведення заходу є ознайомлення молоді з базовими знаннями про свої права

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!