Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Російська мова Многозначность, синонимия и антонимия фразеологизмов

Конспект урока по русскому языку

Многозначность, синонимия и антонимия фразеологизмов

Оцініть публікацію
 

Цель: обнаружить многозначные устойчивые словосочетания, фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы; совершенствовать умение объяснять фразеологизм, строить его лексическое значение.

Ход урока

І. Повторение.

Индивидуальная форма работы:

Подберите антонимы к таким словам:

бодрствовать - ? (спать),
разрушать - ? (строить, созидать),
слава - ? (позор),
награда - ? (наказание),
молчаливый - ? (болтливый),
острый - ? (тупой),
всегда - ? (никогда),
внутри - ? (снаружи),
волновать - ? (успокаивать),
ругать - ? (хвалить),
радость - ? (горе),
крутой - ? (пологий),
просторный - ? (тесный),
много - ? (мало),
небрежно - ? (аккуратно),
раньше - ? (позже).

II. Повторение определения понятия "фразеологизм".

- Мы сравниваем фразеологизм со словом. И как есть слова много-значные, так есть многозначные и фразеологизмы.

III. Задание для групповой работы:

Запишите значения фразеологизма и цифрой 1 отметьте главное.

Влезть в душу - узнавать внутренний мир другого человека (В чужую душу не влезешь; чужая душа потемки);

- вмешиваться в сугубо личную жизнь кого-нибудь (Никто, даже в приятельских отношениях, не должен влезать другому в душу);

- любыми средствами приобрести доверие (Я тебя свезу сегодня к Купавиной: подружись с ней, да в душу-то к ней влезь);

- вызывать чувство сильного уважения, любви (Работящая Наталия влезла свекрам в душу).

IV. Знакомство с фразеологизмами-синонимами.

§31, упр. №3.

а) Значение "быстро бегать" у фразеологизмов: со всех ног, сломя голову, во все лопатки, во всю прыть, что есть духу.

б) Значение "очень бледный" у следующих: как мел, как полотно, ни кровинки в лице, на нем лица нет.

в) Значение "полностью прочитать" имеют фразеологизмы: от корки до корки, от доски до доски.

V. Знакомство с фразеологизмами-антонимами.

§ 31, упр. № 4.

Прийти в сознание - ? (потерять сознание),
войти в доверие - ? (лишиться доверия),
взяться за оружие - ? (сложить оружие).

VI. Оценивание удачных ответов.

VII. Домашнее задание. Придумайте предложения с тремя фразеологизмами из упр. №3 и с тремя из упр. №4 (§31).

Освіта.ua
14.01.2009

Популярні новини
Керівники шкіл та вишів подаватимуть е-декларації Починаючи з 01 січня 2017 року, освітяни-керівники будуть зобов'язані подавати е-декларації
В МОН хочуть відкрити процедуру надання грифів Міністерство освіти має намір зробити відкритою процедуру надання грифу навчальній літературі
МОН зменшить регуляторний вплив на школи У відомстві переглянуть накази МОН на предмет зменшення регуляторного впливу в освіті
В Україні планують провести Рік німецької мови Україна та Німеччина обговорили питання проведення у 2017 році Року німецької мови в Україні

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!