Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Російська мова Источники фразеологизмов

Конспект урока по русскому языку

Источники фразеологизмов

Оцініть публікацію
 

Цель: повторить умение по лексическому значению найти буквенную оболочку слова, повторить правописание слов с интернациональными морфемами; повторить понятие "фразеологизмы-синонимы"; познакомить с теми фразеологизмами, которые возникли из речи различных профессиональных групп (моряков, музыкантов, сапожников и т. д.).

Ход урока

I. Повторение.

а) Восстановите буквенную оболочку слов с интернациональными морфемами по таким лексическим значениям (подсказка: значение подчеркнутых слов в лексическом значении соответствует интернациональной морфеме):

? - больница (клиника) с многими отделениями;
? - прибор, через который смотрят за удаленными предметами;
? - сфера деятельности, в которой человек работает как птица;
? - наука, описывающая землю.

б) Из данного списка выпишите фразеологизмы-синонимы:

поминай как звали, лежать на боку, намять холку, только и видели, плевать в потолок, дать по шее, и был таков, наставить фонари, язык проглотить, и след простыл.

ІІ. Чтение §33 и ответ на вопросы.

а) Какие фразеологизмы возникли в сфере музыкантов? В сфере столяров и плотников?

б) Укажите слово в устойчивом словосочетании, которое намекает на профессиональную сферу.

Ответ:

среда музыкантов - (играть первую) скрипку;

- (задавать) тон.

среда столяров и плотников - (без) сучка (и задоринки);

- топорная (работа).

в) Что значило слово "баклуши" в словосочетании "бить баклуши"? Из какой сферы вышел этот фразеологизм? Каково его лексическое значение в настоящее время?

III. Задание для групповой работы.

Найдите лексическое значение фразеологизмов и догадайтесь, из какой профессиональной сферы они вышли (§33, упр. №1).

Запись.

В час по чайной ложке - медленно (возникло у врачей).

Сгущать краски - преувеличивать (возникло у художников).

Стать на якорь - остановиться (возникло у моряков).

На всех парусах - очень быстро (возникло у моряков).

Трещать по швам - разваливаться (возникло у портных).

В один голос - одновременно (возникло у музыкантов).

Заварить кашу - начать непосильную работу (возникло у поваров).

Два сапога пара - одинаковые в чем-либо (возникло у сапожников).

На одну колодку - в равные условия (возникло у сапожников).

Спускать на тормозах - прощать (возникло у железнодорожников).

Подчеркните то слово во фразеологизме, которое подсказало вам источник его.

IV. Итог урока. Оценивание удачных ответов.

V. Домашнее задание. С 8-ю фразеологизмами из упр. №1 (§33) составьте предложения или рассказ.

Освіта.ua
21.01.2009

Популярні новини
Розпочалась друга сесія обговорення програм 5-9 класів Учителів запрошують долучитись до обговорення та удосконалення програм базової школи
МОН надало грифи підручникам для 9-го класу Грифи надані за результатами першого етапу конкурсу підручників для учнів 9-х класів
В Україні функціонує 178 опорних шкіл, - міністр Сьогодні понад 60% сільських дітей навчаються у класах з наповненістю менше 15 учнів
Як будуть проведені шкільні іспити у 2017 році МОН затверджені орієнтовні вимоги до проведення школами державної підсумкової атестації

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!