Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Російська мова Источники фразеологизмов

Конспект урока по русскому языку

Источники фразеологизмов

Оцініть публікацію
 

Цель: повторить умение по лексическому значению найти буквенную оболочку слова, повторить правописание слов с интернациональными морфемами; повторить понятие "фразеологизмы-синонимы"; познакомить с теми фразеологизмами, которые возникли из речи различных профессиональных групп (моряков, музыкантов, сапожников и т. д.).

Ход урока

I. Повторение.

а) Восстановите буквенную оболочку слов с интернациональными морфемами по таким лексическим значениям (подсказка: значение подчеркнутых слов в лексическом значении соответствует интернациональной морфеме):

? - больница (клиника) с многими отделениями;
? - прибор, через который смотрят за удаленными предметами;
? - сфера деятельности, в которой человек работает как птица;
? - наука, описывающая землю.

б) Из данного списка выпишите фразеологизмы-синонимы:

поминай как звали, лежать на боку, намять холку, только и видели, плевать в потолок, дать по шее, и был таков, наставить фонари, язык проглотить, и след простыл.

ІІ. Чтение §33 и ответ на вопросы.

а) Какие фразеологизмы возникли в сфере музыкантов? В сфере столяров и плотников?

б) Укажите слово в устойчивом словосочетании, которое намекает на профессиональную сферу.

Ответ:

среда музыкантов - (играть первую) скрипку;

- (задавать) тон.

среда столяров и плотников - (без) сучка (и задоринки);

- топорная (работа).

в) Что значило слово "баклуши" в словосочетании "бить баклуши"? Из какой сферы вышел этот фразеологизм? Каково его лексическое значение в настоящее время?

III. Задание для групповой работы.

Найдите лексическое значение фразеологизмов и догадайтесь, из какой профессиональной сферы они вышли (§33, упр. №1).

Запись.

В час по чайной ложке - медленно (возникло у врачей).

Сгущать краски - преувеличивать (возникло у художников).

Стать на якорь - остановиться (возникло у моряков).

На всех парусах - очень быстро (возникло у моряков).

Трещать по швам - разваливаться (возникло у портных).

В один голос - одновременно (возникло у музыкантов).

Заварить кашу - начать непосильную работу (возникло у поваров).

Два сапога пара - одинаковые в чем-либо (возникло у сапожников).

На одну колодку - в равные условия (возникло у сапожников).

Спускать на тормозах - прощать (возникло у железнодорожников).

Подчеркните то слово во фразеологизме, которое подсказало вам источник его.

IV. Итог урока. Оценивание удачных ответов.

V. Домашнее задание. С 8-ю фразеологизмами из упр. №1 (§33) составьте предложения или рассказ.

Освіта.ua
21.01.2009

Популярні новини
Школа існує для дитини, - Лілія Гриневич За словами міністра Лілії Гриневич, опорні школи дають реальний результат для надання кращої освіти
Рада просить називати школи на честь Героїв АТО Рада просить місцеві органи забезпечити найменування шкіл та вишів на честь Героїв України
5 головних тенденцій оновлення програм 5-9 класів Серед пропозицій оновлення програм координатори обговорення виділили п’ять основних тенденцій
Півтисячі освітян долучились до обговорення програм Найменш обговорюваними є програми базової школи з фізики, хімії та іноземних мов

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!