Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Російська мова Всякий синоним хорош на своем месте (об употреблении синонимов в речи)

Конспект урока по русскому языку

Всякий синоним хорош на своем месте (об употреблении синонимов в речи)

Оцініть публікацію
 

Цель: повторить отличие синонимов от омонимов и многозначных слов; совершенствовать умение характеризировать лексическое значение через синоним; практически познакомить со стилистическим употреблением синонимов в художественной речи; совершенствовать умение строить текст-рассуждение научного стиля; учить применять лингвистические знания для осмысления художественного произведения.

Ход урока

I. Повторение (для групповой работы).

а) Найдите буквенную оболочку для таких лексических значений:

(пилот)? - водитель преимущественно гражданской летательной машины;

(летчик)? - водитель преимущественно военной летательной машины.

б) Эти значения принадлежат:

- многозначному слову,

- омонимам?

в) Четыре значения слова "земля" замените синонимами и запишите:

Земля - 1. Космическое тело (Луна-спутник Земли) (планета).

2. Территория без воды (Моряки заметили землю) (суша).

3. Плодородный слой (Трактора вспахивают землю) (почва).

4. Место, где родился и вырос (Возвращаюсь на родную землю) (родина).

II. Проверка домашнего задания (§17, упр. №5).

Прочитайте синонимический ряд:

побить - расправиться - вздуть - накостылять - отколошматить.

- Это синонимы с одинаковым или близким значением? Докажите, обратив внимание на слова Насти Кувшинчиковой.

- Кстати, эти малозаметные различия в значении синонимов обеспечивают точность, особенно в художественном произведении.

III. Чтение (§18 как образец наблюдения за использованием синонимов).

IV. Упражнение 1 после §18.

Задание для групповой работы.

Выпишите две последние строки окончательного варианта и две строки из черновика стихотворения "Песнь о вещем Олеге" А.С. Пушкина. Подчеркните синонимы.

Запись.

Черновик:

И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж заснул непробудным он сном.

Окончательный вариант:

И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Вопрос для письменного ответа:

- Чем можно объяснить окончательный выбор поэта, когда он заменил слово "заснул" синонимом "почил"?

Подсказка: Выясним разницу в значении обоих слов. "Заснуть" и "почить" значат "погрузиться в сон". Давайте решим, в какой сон? (вопрос для группового обсуждения).

"Заснуть" - погрузиться как в недобрый сон, так и в радостный.

"Почить" - погрузиться в радостный сон.

- Заметьте, что раньше ту комнату, где спали, называли опочивальней.

- Также для ответа обратите внимание на то, как князь Олег отзывается о коне.

Вариант записи ответа:

Поэт выбрал это слово, а не другое, потому что в слове "почил" выражено уважение князя к коню, его товарищу. Почить - видеть только добрые и светлые сны, чего и желал, возможно, князь для коня.

V. Чтение, по желанию, ответов учащихся, анализ речи и убедительности сочинений, оценивание удачных работ.

VI. Домашнее задание. §18, упр. 2.

Освіта.ua
24.03.2009

Популярні новини
Штучний інтелект замінить вчителів за 10 років? Е. Селдон, віце-канцлер Університету Букінгема, вважає, що штучний інтелект докорінно змінить освіту
Опубліковано рейтинг шкіл України 2017 року Освіта.ua складено рейтинг шкіл України за результатами зовнішнього оцінювання випускників шкіл 2017 року
Вчителів звільнили від ходіння по мікрорайону Залучати учителів до організації та ведення обліку дітей, охоплених освітою, відтепер буде заборонено
МОН шукає фахівців з дерегуляції Метою проекту є зменшення бюрократичного тиску на школи і педагогічних працівників

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!