Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Російська мова Всякий синоним хорош на своем месте (об употреблении синонимов в речи)

Конспект урока по русскому языку

Всякий синоним хорош на своем месте (об употреблении синонимов в речи)

Оцініть публікацію
 

Цель: повторить отличие синонимов от омонимов и многозначных слов; совершенствовать умение характеризировать лексическое значение через синоним; практически познакомить со стилистическим употреблением синонимов в художественной речи; совершенствовать умение строить текст-рассуждение научного стиля; учить применять лингвистические знания для осмысления художественного произведения.

Ход урока

I. Повторение (для групповой работы).

а) Найдите буквенную оболочку для таких лексических значений:

(пилот)? - водитель преимущественно гражданской летательной машины;

(летчик)? - водитель преимущественно военной летательной машины.

б) Эти значения принадлежат:

- многозначному слову,

- омонимам?

в) Четыре значения слова "земля" замените синонимами и запишите:

Земля - 1. Космическое тело (Луна-спутник Земли) (планета).

2. Территория без воды (Моряки заметили землю) (суша).

3. Плодородный слой (Трактора вспахивают землю) (почва).

4. Место, где родился и вырос (Возвращаюсь на родную землю) (родина).

II. Проверка домашнего задания (§17, упр. №5).

Прочитайте синонимический ряд:

побить - расправиться - вздуть - накостылять - отколошматить.

- Это синонимы с одинаковым или близким значением? Докажите, обратив внимание на слова Насти Кувшинчиковой.

- Кстати, эти малозаметные различия в значении синонимов обеспечивают точность, особенно в художественном произведении.

III. Чтение (§18 как образец наблюдения за использованием синонимов).

IV. Упражнение 1 после §18.

Задание для групповой работы.

Выпишите две последние строки окончательного варианта и две строки из черновика стихотворения "Песнь о вещем Олеге" А.С. Пушкина. Подчеркните синонимы.

Запись.

Черновик:

И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж заснул непробудным он сном.

Окончательный вариант:

И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Вопрос для письменного ответа:

- Чем можно объяснить окончательный выбор поэта, когда он заменил слово "заснул" синонимом "почил"?

Подсказка: Выясним разницу в значении обоих слов. "Заснуть" и "почить" значат "погрузиться в сон". Давайте решим, в какой сон? (вопрос для группового обсуждения).

"Заснуть" - погрузиться как в недобрый сон, так и в радостный.

"Почить" - погрузиться в радостный сон.

- Заметьте, что раньше ту комнату, где спали, называли опочивальней.

- Также для ответа обратите внимание на то, как князь Олег отзывается о коне.

Вариант записи ответа:

Поэт выбрал это слово, а не другое, потому что в слове "почил" выражено уважение князя к коню, его товарищу. Почить - видеть только добрые и светлые сны, чего и желал, возможно, князь для коня.

V. Чтение, по желанию, ответов учащихся, анализ речи и убедительности сочинений, оценивание удачных работ.

VI. Домашнее задание. §18, упр. 2.

Освіта.ua
24.03.2009

Популярні новини
В МОН хочуть відкрити  процедуру надання грифів Міністерство освіти має намір зробити відкритою процедуру надання грифу навчальній літературі
МОН зменшить регуляторний вплив на школи У відомстві переглянуть накази МОН на предмет зменшення регуляторного впливу в освіті
В Україні планують провести Рік німецької мови Україна та Німеччина обговорили питання проведення у 2017 році Року німецької мови в Україні
Маємо суттєво підтримати вчителів, - Гриневич Наступного року уряду вдасться підняти зарплату вчителів, але це є недостатнім

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!