Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Психологія Учет психологических особенностей развития учащихся в обучении изобразительному искусству. (Рос. мова)
Рейтинг
10

У статті на заявлену тему авторка пише, що на уроках образотворчого мистецтва, особливо на уроках малювання, школяр, відтворюючи той чи інший предмет, накопичує зорові образи, глибоко та всебічно пізнає форму, будову, просторове положення, колір об’єктів дійсності

Учет психологических особенностей развития учащихся в обучении изобразительному искусству. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 5 з 5 на основі 2 оцінок.

Изобразительная деятельность способствует проявлению активности познавательно-творческих компонентов структуры личности, расширению круга интересов, воспитанию эстетических потребностей детей, развитию их мышления, творческого воображения, памяти, художественных способностей, эмоционально-эстетического отношения к действительности. На уроках изобразительного искусства формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный рисунок служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

На уроках изобразительного искусства, особенно на уроках рисования с натуры, школьник, изображая тот или иной предмет, накапливает зрительные образы, глубоко и всесторонне познает форму, строение, пространственное положение, цвет объектов действительности.

Отражение действительности начинается с ощущений. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Отражение предметов и явлений в многообразии их свойств и особенностей представляет собой восприятие.

Ощущения, восприятие — это наглядные образы предметов. Отражение действительности посредством органов чувств называется чувственным отражением. Чувственное отражение знакомит человека с непосредственно воспринимаемыми сторонами и качествами предметов и дает знание о них.

С помощью мышления человек познает то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственному познанию и составляют сущность объективной действительности. Человеческий глаз не является абсолютной границей для человеческого познания. К нашему глазу присоединяются не только другие чувства, но и деятельность мышления.

Особое внимание в процессе рисования должно быть обращено на контур как на элемент, несущий важную информацию о пространственных свойствах субъектов действительности. Учащиеся, прежде чем приступить к рисунку, должны проанализировать общие очертания изображаемого объекта, занимающего определенное место в пространстве, которое благодаря контурным очертаниям легко может быть определено. Как правило, изображение контура предмета в рисунке сразу же определяет пространственное положение предмета, его пропорции, особенности формы — круглой, прямоугольной и т. п.

Понятие контура тесно связано с конструктивными закономерностями построения индивидуальной формы, с особенностями перспективных сокращений плоскостей поверхности, распределения света и тени. Контур представляет собой границу объемной формы с внешней средой, контур всегда обусловлен перспективным сокращением объемной формы.

Учащиеся должны усвоить, что линия контура является одним из основных изобразительных средств в рисовании. От того, насколько правильным будет изображен контур предмета, будет зависеть правильность передачи формы, пропорций, пространственного положения изображаемого предмета.

В изобразительном процессе большое значение имеет развитый глазомер. На начальной стадии обучения широко применяется вспомогательный метод определения пространственных свойств предметов - способ визирования. Рисующий, вытягивая руку с карандашом по направлению к изображаемому объекту, прищуривает один глаз и большим пальцем фиксирует на карандаше тот или иной размер, величину, после чего сравнивает его с другими размерами и величинами, определяемыми таким же образом. Таким способом определяется, что в рисунке ближе, что больше, насколько меньше, насколько дальше и т. п.

Одним из важных факторов для точного восприятия величины, пропорций, очертаний формы служит определение направления контурных линий и их соотношения по величине. Широко применяется способ горизонтали и вертикали - рисующий каждую проведенную линию, все пропорции, величины частей изображаемого предмета или нескольких предметов сравнивает с 2мя или 3мя горизонтальными или вертикальными линиями, взятыми за основу. Применяя вертикаль и горизонталь в рисунке, постоянно оценивая отклонения от этих направлений других линий, познаются пространственные свойства объектов.

Весьма важными факторами для развития восприятия объемности, удаленности предметов является раскрытие закономерностей линейной и воздушной перспективы, распределения света и тени на поверхности предметов.

Метод перспективы заключается в том, что предметы изображаются на плоскости в том виде, в каком, мы их видим.

Основными закономерностями линейной перспективы являются:

  • а) одинаковые по величине предметы по мере их удаления от зрителя как бы уменьшаются в своих размерах;
  • б) равные между собой расстояния при удалении от зрителя кажутся уменьшающимися;
  • в) параллельные линии, удаляющиеся от зрителя, кажутся сходящимися в одной точке (например, рельсы, которые на всем своем протяжении удалены друг от друга на одинаковое расстояние, кажутся сходящимися в одной точке на линии горизонта).

Важной задачей в обучении детей изобразительному искусству — научить их точно передавать цветовую окрашенность предметов, что обусловливает необходимость продуктивного зрительного восприятия детьми цвета изображаемых объектов.

Зрительно воспринимая в процессе рисования с натуры форму, пропорции, перспективные сокращения, цвет предметов, учащийся анализирует, сравнивает, обобщает воспринимаемые свойства предметов. Таким образом, изобразительная деятельность стимулирует развитие мышления.

Любая мыслительная деятельность совершается посредством мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации. Постоянный анализ и синтез натуры и рисунка — необходимое условие познания натуры. Иначе, процесс познания натуры становится механическим, приводит к искаженному изображению натуры. Оптимальное соотношение анализа и синтеза в изобразительной деятельности выражается в общепринятом порядке выполнения любой художественной работы: на первой стадии преобладает синтез, на следующей – анализ и затем - снова синтез. Этот принцип распространяется на все виды работ по изобразительному искусству.

Большое значение в изобразительной деятельности имеет сравнение. Особенно велика роль сравнения при рисовании с натуры. В этом случае постоянное сравнение изображения с натурой является залогом успешного процесса изображения. Сравнивая свой рисунок с изображаемым объектом, ученик систематически контролирует процесс работы — устанавливает соответствие или несоответствие изображаемого с натурой, находит в рисунке или живописной работе те или иные ошибки, неточности и исправляет их.

Широкое применение в изобразительном процессе имеет обобщение — объединение сходных по каким-либо признакам, качествам предметов и явлений действительности. Целостность восприятия имеет огромное значение и в процессе зрительного анализа картины. Чем точнее учащийся установит общее, сходное в изображаемых объектах, тем глубже он познает их, тем быстрее поймет их назначение, особенности их объемной формы, цвет, пространственное положение.

Определяя общее в предметах или явлениях и находя различия между ними, учащийся начинает также систематизировать или классифицировать их.

В процессе обобщения предметов и явлений действительности учащийся одновременно отвлекается от целого ряда других их признаков, сторон, которыми они отличаются друг от друга. Такое мысленное отвлечение называется абстрагированием.

Большое значение в познании действительности имеет и противоположный абстрагированию процесс — конкретизация. Конкретизация всегда предполагает мысль о частном, которое соответствует определенному общему и является своего рода связующим звеном между обобщением и данными чувственного опыта. Общее легче и быстрее понимается через конкретные примеры, явления, в которых содержится это общее. Изучая, например, законы распределения светотени, учащийся быстрее усвоит их, рассматривая распределение светотени на конкретных предметах, в конкретных условиях освещения.

Одно из важнейших условий успешного обучения изобразительному искусству — развитие наблюдательности. Наблюдательность заключается в умении видеть натуру и улавливать в ней главное, существенное, т. е. особенности конструктивного строения предмета, его пространственного положения, пропорций, цвета, распределения светотени.

Целенаправленная изобразительная деятельность способствует интенсивному развитию внимания у школьников. Наиболее эффективными путями развития внимания у детей на уроках изобразительного искусства являются следующие: формирование у школьников умения видеть различные явления и факты, подмечать малозаметные, но существенные стороны и признаки объектов действительности; развитие у детей умения постоянно сравнивать объект с его изображением; использование в процессе обучения принципа наглядности (показ преподавателем различных предметов и методов работы, разъяснение законов композиции, светотени, перспективы, цветоведения на конкретных примерах и т. д.); яркий по форме и богатый по содержанию рассказа учителя, вызывающий у учащихся интерес.

Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, которые в совокупности со зрительными образами, полученными непосредственно в процессе рисования с натуры, создают полноценный образ, необходимый школьнику для его реализации в тематическом или декоративном рисунке. Каждый ученик должен быть способен воспроизвести динамичный (подвижный) образ, чтобы изобразить предмет в любом заданном положении или повороте. Он должен уметь не только изобразить предмет по представлению в эскизе, в каком-то одном виде, но и в случае необходимости изменить его положение, повернуть в нужную сторону, по-разному осветить и т. д. Конечной целью для школьника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением изображать его по представлению совершенно свободно. Специфика изобразительной деятельности требует довольно высокого уровня развития зрительной памяти.

Под термином рисование по памяти понимается процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в котором находился этот объект в момент его зрительного восприятия. Например, показав учащимся определенный предмет и предложив запомнить его пространственное положение, учитель убирает его и предлагает воспроизвести увиденное.

Рисование по представлению означает процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в произвольном пространственном положении. Так, показав, к примеру, вазу, учитель убирает ее и предлагает учащимся изобразить вазу лежащей на боку, повернутой к ним горловиной, фронтально или под углом.

Формирование полноценного образа, необходимого для рисования по памяти и по представлению, включает в себя как существенный компонент изображение предмета, т. е. важно ясно представлять себе не только сам предмет, но и процесс изображения.

Для развития зрительной памяти у детей можно рекомендовать различные способы. Один из самых распространенных — специальные упражнения в зрительном воспроизведении того, что наблюдал ученик в течение дня.

Рисование но памяти, как правило, проводится сразу же после рисования с натуры. Можно рекомендовать учащимся выполнять рисунки по памяти после 2—3 минут целенаправленного наблюдения изображаемого объекта, после чего этот объект убирается из поля зрения. Работы по памяти и по представлению выполняются как в виде быстрых набросков (за 3—4 минуты), так и в виде длительных рисунков (за 35—40 минут).

Полезно также рисунок по памяти или по представлению сравнивать с натурой и после сравнения и удаления натуры продолжать работу.

Эффективен и такой прием работы: ученик при изображении с натуры отдельных объектов по представлению удаляет какую-либо часть (например, одну третью или одну четвертую) этого объекта.

Формированию творческого воображения детей способствует и тематическое рисование, в процессе которого дети должны самостоятельно раскрыть конкретную тему, сюжет, творчески решить композицию (выбрать определенное количество действующих лиц, действующих предметов, скомпоновать), продумать цвет, освещение. В рисунках на темы ярко проявляется самостоятельность, оригинальность мышления, умение рисовать от себя — выражать изобразительными средствами свои мысли и чувства.

Одна из центральных проблем методики изобразительного искусства — развитие художественных способностей учащихся. Развитие способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.

С развитием художественных способностей тесно связано развитие склонности к рисованию, изобразительной деятельности, интереса к художественному творчеству.

К ведущим свойствам способностей к изобразительной деятельности относятся:

  • а) творческое воображение и мышление, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа;
  • б) зрительная память;
  • в) эмоциональное отношение (особенно эстетическое) к воспринимаемому и изображаемому явлению;
  • г) целенаправленность и воля.

Основными опорными свойствами изобразительных способностей являются:

  • а) высокая природная чувствительность зрительного анализатора, совершенствующаяся в процессе художественной деятельности и обеспечивающая точную передачу пропорций, особенностей объемной и плоскостной формы, направленности линий, пространственных отношений предметов, светотеневых отношений и т. д.;
  • б) сенсомоторные качества руки рисующего.

Одним из важнейших показателей способностей к изобразительной деятельности является умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом.

Свидетельством наличия способностей к изобразительной деятельности служит быстрота усвоения специальных знаний, умений и навыков.

О способностях к художественной деятельности говорит и умение образно мыслить, так как изобразительное творчество основано на создании новых художественных образов.

В изобразительной деятельности чрезвычайно важны умения (способы действия), которые могут выступать в двух качествах: в первом случае это сравнительно элементарный, низкий по сравнению с навыком уровень исполнения действия, во втором — более высокое умение, относительно которого навык более прост.

В ходе обучения школьников изобразительному искусству важнейшее значение имеет развитие у детей эстетических чувств средствами изобразительного искусства.

Все виды занятий изобразительным искусством в школе, отличаясь друг от друга рядом особенностей, имеют одно общее — возможность знакомить учащихся с миром прекрасного, воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающей действительности.

Рассмотренные наиболее важные вопросы психологии обучения учащихся изобразительному искусству должны обязательно находить свое выражение в учебных задачах программ и обусловливать совершенствование учебно-воспитательного процесса занятий изобразительным искусством в школе.

Список литературы

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура-С, 2007.
  2. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1998..
  3. Блонский П. П. Психология младшего школьника. - М.: Академия психологи- ческих и социальных наук, 2006.
  4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
  5. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М., 2003.
  6. Григорович Л. А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. – Челябинск, 2006.
  7. Мусийчук М. В. Практикум по развитию креативности личности. - МГПИ, 2002
  8. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2007.

Автор: Айрапетян Ілона Михайлівна
Посада: практичний психолог, учитель образотворчого мистецтва.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
29.12.2013

Популярні новини
Місцева влада зможе утримувати школи, - Гройсман За 11 місяців 2016 року додаткові надходження до місцевих бюджетів сягнули 44 млрд
Керівники шкіл та вишів подаватимуть е-декларації Починаючи з 01 січня 2017 року, освітяни-керівники будуть зобов'язані подавати е-декларації
В МОН хочуть відкрити процедуру надання грифів Міністерство освіти має намір зробити відкритою процедуру надання грифу навчальній літературі
МОН зменшить регуляторний вплив на школи У відомстві переглянуть накази МОН на предмет зменшення регуляторного впливу в освіті

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!