Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Психологія Стрес в нашому житті. Психологічний тренінг. (Рос. мова)
Рейтинг
15

Мета тренінгу на заявлену тему для учнів 8-9 класів - актуалізувати проблему струсу в сучасному світі; проробити тематичний та асоціативний і сенсорний ряди; допомогти учням побачити у будь-якій проблемі позитивне й негативне

Стрес в нашому житті. Психологічний тренінг. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 5 з 5 на основі 3 оцінок.

Что же такое стресс? Как с ним бороться? Как он влияет на наш организм? Очень часто мы слышим эти вопросы на консультации у психолога. Каждый современный человек обеспокоен данной проблемой. Естественно, ведь ему ежедневно приходиться сталкиваться и решать множество проблематичных жизненных ситуаций, а огромный информационный поток очень давит, и порой сложно сделать правильный выбор. Но давайте сначала разберемся с основными понятиями этой темы.

Стресс – состояние напряжения, совокупность защитных физиологических реакций, которые возникают в организме человека под воздействием различных неблагоприятных условий. В зависимости от характера влияния выделяют такие виды стресса: физиологический и психологический. Последний, в свою очередь, делится на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуации информационного перенапряжения, когда субъект не справляется с заданием, не успевает принять верное решение в необходимом темпе. Стресс эмоциональный появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т.д. При этом его формы – импульсивность, заторможенность, генерализованность – приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональных нарушениях, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушении двигательного и речевого поведения.

Стресс может осуществлять позитивное, мобилизирующее и негативное влияние на деятельность человека. Поэтому давайте учить ученическую молодежь – будущее нашей нации, быть гибкими в ситуациях стресса и находить оптимальные пути выхода из стрессовых ситуаций.

Тренинг «Стресс в нашей жизни»

Цель:

  • актуализировать проблему стресса в современном обществе;
  • проработать ассоциативный и сенсорный ряд по теме «Стресс»;
  • помочь учащимся видеть в любой проблеме положительные и негативные стороны;
  • научить находить пути выхода из стрессовых ситуаций в различных условиях пребывания.

Категория: учащиеся 8-9 классов.

Оборудование: проектор, экран, ватман, бумага А 4, маркеры, краски, кисточки, видеоподборка по теме, презентация, бейджи.

Время проведения: 1, 5 ч.

Ход тренинга:

Учащиеся сидят в кругу.

- Здравствуйте, ребята. Перед началом работы предлагаю провести игру «Символ». Для этого напишите или нарисуйте символ на бейдже, который вас охарактеризует, и прикрепите его.

Давайте составим правила работы вместе с вами:

  • пунктуальность;
  • активность;
  • принцип добровольности;
  • говорить по теме;
  • не критиковать.

Ну что же мы сделали разминку, установили правила работы, поэтому можем смело начинать наш тренинг. Внимание на экран.

(просмотр видеоролика о стрессе)

«Мозговой штурм»:

- О какой психологической проблеме мы сегодня будем говорить? (О стрессе).

- Как вы догадались, что о стрессе? (Предоставленные ситуации поражали, удивляли, герои были не готовы к такому повороту событий).

- В какие стрессовые ситуации вы можете перечислить? (Потеря работы, близкого человека, жизненные неудачи, разрыв отношений, изменение привычной жизни).

- Каким образом человек реагирует на стресс? (Впадает в уныние, плачет, неадекватно реагирует на окружающих, не в состоянии что-либо делать).

- А почему он так реагирует? ( Потому что не знает, как найти выход из стрессовой ситуации или куда может обратиться за помощью, рассчитывает на свои силы, а справится не может).

- Скажите, актуальна ли данная тематика в современном мире? (Да) Почему? (Частые изменения условий жизни, возникают финансовые трудности, проблемы во взаимоотношениях). Правильно, существует много разных причин и ситуаций, которые могут нас повергнуть в стрессовые состояния, и мы постараемся разобраться в этом. Поэтому тема нашего тренинга «Стресс в нашей жизни».

Нарисуйте свою ассоциацию, которая возникает у вас со словом «стресс» и вывесим их друг за другом на доске. (Дети рисуют, показывают рисунки и комментируют).

Информационное сообщение: мы обсуждаем с вами одну из психологических проблем – это стресс и его влияние на человека. Мы понимает, что это достаточно серьезная проблема и без определенных знаний и навыков очень трудно ее решить. Поэтому мы собрались здесь сегодня, чтобы лучше понять, что же такое стресс и найти пути как выйти из стрессовой ситуации без урона для психики человека и его личности. Для этого объединимся в две группы по принципу «День-ночь». Задания группам:

«День» описывает положительные стороны ситуаций стресса (учит быстро реагировать на неожиданные ситуации, развивает навыки адаптации к окружающему миру, переосмысление жизненных ценностей, целей, сподвигает к творчеству, «закаляет человека» - таким образом, человек приобретает опыт).

«Ночь» описывает негативные стороны стресса в нашей жизни (возникают состояния апатий, депрессий, потеря контактов с близкими и окружающими, чувство одиночества, бессилия, отсутствие жизненных интересов, целей, нервно-психические расстройства).

Группы презентуют свои наработки. Обсуждение.

Физминутка. Пришло время отдохнуть. Предлагаю игру - энерджайзер «Бутон» - беремся за руки в кругу, подходим в центр круга, присаживаемся, затем «распускаемся» - отходим назад и прогибаемся. Выполняем три раза.

Информационное сообщение. Наверное, многие из вас знают или слышали, что положительные и негативные ситуации вызывают у человека различные сенсорные ощущения. Например, когда мы смотрим на ракушку, то вспоминаем сразу жаркое лето, горячий песок, удовольствие от купания в море, появляется ощущение удовлетворения, радости. Также происходит и с не очень приятными для нас воспоминаниями. Запах определенных лекарств может напоминать нам о том, что мы болели, лежали в больнице, нам делали уколы и пр. Поэтому мы попробуем прочувствовать положительные и отрицательные стороны стресса на всех сенсорных уровнях. А поможет нам в этом «Сенсорный экран». Прошу объединится в группы «день» и «ночь», как вы работали до этого. Ваше задание – выбрать одно ключевое слово из вашего списка, которое бы отражало в группе «день» положительную сторону стресса, а в команде «ночь» - отрицательную. Даю вам на обсуждение 1 минуту.

Это слова … (депрессия и творчество)

С этими словами вам необходимо составить сенсорные ассоциации. На экране вы видите параметры, которые вам в этом помогут: цвет, вкус, запах, вид, звук, качество переживаний. Время на подготовку 5 минут.

Дети зачитывают свои сенсорные ассоциации –
сначала группа «ночь», затем «День».
Пример сенсорной ассоциации на слово «творчество»:

Творчество – небесная радуга.
Творчество – вкус к жизни.
Творчество – пряный аромат.
Творчество – разнообразие.
Творчество – всплеск эмоций.
Творчество – радость и счастье.

Информационное сообщение: подходя к концу тренинга, мы не можем не обсудить с вами пути выхода из стрессовых ситуации. Объединимся в три группы: март, апрель, май. Группа «Март» получает задание составить рекомендации «Как себя вести в ситуации острого стресса?»; Группа «Апрель» составляет рекомендации «Как справится со стрессом, если вокруг люди»; Группа «Май» составляет рекомендации «Как выйти из стрессового состояния в домашних условиях?» Время работы 5-7 минут.

Дети презентуют свои рекомендации.

А я хочу вам предложить вариант поднятия хорошего настроения и жизненного тонуса – это мыльные пузыри. Давайте посмотрим, у кого мыльный пузырь будет больше. Дети через соломинку надувают пузыри.

Это было весело и забавно. Нарисуйте свою ассоциацию, которая возникает после выполнения этого упражнения.

-Давайте, сравним с ассоциациями, которые мы рисовали в начале тренинга.

-Отличаются ли они? (Да) Почему? (различные психические состояния, ощущения).

Правильно, так и наш организм реагирует на различные жизненные факторы. Теперь вы знаете, что делать, для того чтобы изменить все к лучшему, как реагировать в стрессовых ситуациях. Важно находить позитивные стороны в любой жизненной ситуации!

Рефлексия «Понравилось или не понравилось». Пришло время подвести итоги. Прицепите свой бейджик на ту сторону, которая отражала бы ваши ощущения – понравилось, не понравилось или нейтрально и прокомментируйте.

Раздаются памятки с дополнительной литературой, высказываниями и рекомендациями.

Спасибо. Удачного дня!
Звучит красивая музыка.

Методические рекомендации по проведению тренинга:

  1. Подборку видео о стрессе рекомендуется сделать самостоятельно в программе Power Point, используя картинки, на которых изображены признаки стресса, тематические надписи.
  2. Объединение в группы можно производить с помощью креативных карточек или устно (по признаку).
  3. Обратить, но не заострять внимание, если дети говорят о суициде. Акцент поставить на важности жизни, и что любую проблему можно решить.
  4. Заранее подготовить соломинки и мыльные пузыри, чтобы раздать учащимся (это сэкономит время).
  5. Памятки изготавливаются на ваш выбор – это могут быть афоризмы, высказывания, элементы позитивной психологии, рекомендуемые сайты или дополнительная информация по теме стресс.

Автор: Голощапова Олена Вікторівна
Посада: практичний психолог.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
25.04.2012

Популярні новини
Рада просить називати школи на честь Героїв АТО Рада просить місцеві органи забезпечити найменування шкіл та вишів на честь Героїв України
5 головних тенденцій оновлення програм 5-9 класів Серед пропозицій оновлення програм координатори обговорення виділили п’ять основних тенденцій
Півтисячі освітян долучились до обговорення програм Найменш обговорюваними є програми базової школи з фізики, хімії та іноземних мов
Фіналісти EGAP Challenge презентували власні проекти В Міносвіти презентували освітні інноваційні проекти від фіналістів програми EGAP Challenge

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!