Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Робота з батьками Лекция для родителей 1-го класса „Воспитание нравственных привычек у детей в семье”. (Рос. мова)
Рейтинг
5

У матеріалі для батьківської лекції авторка ставить запитання: „Що батьки можуть робити вдома задля того, щоби виробити найпростіші навички поведінки, котрі знадобляться для школи, та продовжити разом із учителем виховувати у своїх дітях моральні звички?” та відповідає, що головне - запровадити стиль гуманних стосунків у сім’ї

Лекция для родителей 1-го класса „Воспитание нравственных привычек у детей в семье”. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 5 з 5 на основі 1 оцінок.

Наш разговор сегодня о значении семьи в воспитании нравственных привычек у детей в семье. В нашей стране большое внимание уделяется всестороннему развитию человека, становлению высокого уровня его культуры, образованности, отношению к труду. Семья закладывает основы формирования всех этих качеств. В первые годы жизни дети получают в семье первоначальные нравственные представления и физическую закалку, приобретают первые навыки труда, дисциплины, культуры поведения.

Азбуку нравственного поведения дети начинают усваивать уже в дошкольные годы. Под влиянием родителей и воспитателей дошкольных учреждений они постепенно начинают понимать, что хорошо и что плохо в поведении окружающих их людей. У них вырабатываются простейшие навыки поведения: не мешать старшим, быть опрятным, уметь обратиться с просьбой и поблагодарить за оказанную услугу, всегда говорить правду, помочь товарищу.

Что же родители могут делать дома, чтобы выработать эти простейшие навыки поведения до школы и продолжить с учителем воспитание у своих детей нравственных привычек? Главное – это установить стиль гуманных отношений в семье. А что значит такой стиль? Это взаимное уважение в отношениях взрослых между собой, между взрослыми и детьми и детей между собой. Это – доброжелательное отношение и сочувствие друг к другу, справедливость и честность, глубокая заинтересованность друг в друге и готовность помочь.

Гуманный стиль требует определённого отношения семьи и к школе. Родители могут и обязаны вместе с сыном или дочерью попытаться разобраться в тех человеческих отношениях, которые связаны с учением. Поделиться с соседом красками на уроке, посочувствовать товарищу, неудачно ответившему на уроке, помочь ему разобраться в трудном для него материале, порадоваться успехам отстававшего в прошлом ученика – всё это достойнейшие темы для повседневного разговора за домашним столом.

Большое значение в воспитании нравственных привычек – это воспитание тактичности. Воспитывать у детей тактичность нужно не столько словами, сколько личным примером, взаимным уважением в семье, в отношениях с соседями, личной сдержанностью. Как-то рассказывала одна учительница о своей ученице. Девочка сообразительная, аккуратная, но не складываются у неё дружеские отношения с одноклассниками.

Поговорила она с мамой девочки. И тут многое прояснилось. Вспомнила она, как летом при дочери ссорилась с соседями из-за лишнего метра усадьбы, а в автобусе посоветовала дочери отвернуться к окну, чтобы никому не уступать место. Потом осуждала при детях жизнь соседки. Для ребёнка не прошло всё это бесследно. Есть дети, которые поражают учителей дерзостью, непримиримостью к замечаниям. Откуда это? Выясняется, что родители при детях недоброжелательно отзываются об учителях, сомневаются в объективности их оценок, вслух сетуют на излишнюю требовательность.

Специальные исследования причин плохого поведения детей приводят к заключению, что корни зла чаще всего таятся в неустройстве семейной жизни: ссоры между родителями, пьянство, отсутствие необходимого ухода за детьми, грязь в быту. Ребёнок должен всё время наблюдать нормальные отношения между родителями. Известно выражение, что ребёнок воспитывает родителей.

В нём кроется глубокий смысл: при одной мысли, что ребёнок может наблюдать родительские ссоры, должны умолкнуть страсти, восторжествовать разум. Ради правильного воспитания ребёнка иной раз следует превозмочь усталость, привести квартиру в порядок и привлечь к этому самого ребёнка. Мы хотим, чтобы наш ребёнок был дисциплинированным учеником, но часто забываем, что дисциплине он учится прежде всего и лучше всего, наблюдая порядок в доме и поддерживая его.

Еще одна из бед – неупорядоченность режима. Засиживаются у телевизора, компьютера допоздна, ребёнок укладывается спать в 11–12 часов ночи, не высыпается, не успевает сделать зарядку, умыться, позавтракать, опаздывает в школу. Время обеда сегодня одно, а завтра другое. Приготовление уроков не регламентируется. Всё это порождает недисциплинированность.

Нравственное воспитание начинается с пробуждения в ребёнке добрых чувств. Забота о людях, уважение к ним, внимание к их нуждам и самочувствию зреют в нежном сердце ребёнка с младенческого возраста как ответ на родительскую любовь и заботу. Любовь к ребёнку – естественное чувство родителей. Лишённый ласки, внимания, душевной теплоты со стороны своих родителей, ребёнок не получает стимулов для пробуждения и развития благородных человеческих чувств.

Он приучается смотреть на людей лишь с точки зрения своей выгоды, замыкается, вырастает чёрствым человеком. Однако бывает и так, что неразумная, слепая любовь родителей является причиной развития в характере ребёнка эгоизма, грубости, безволия и лени. В семье у ребёнка должны быть свои обязанности, которые он неуклонно выполняет: помощь маме, уход за младшими, трудовые поручения.

Послушание является самым элементарным качеством ребёнка. Когда дети послушны, легко поддерживать порядок в доме, классе, школе. Послушного ребёнка легче научить доступным его возрасту хорошим делам и выработать у него привычки нравственного поведения.

Послушание основывается на авторитете и доверии. Ребёнок охотно слушается тех людей, которым доверяет и в справедливости требований которых он не сомневается. Как же воспитывать у детей послушание? Чтобы ответить на вопрос, необходимо выяснить, при каких условиях ребёнок становится послушным, оставаясь в то же время самостоятельным, деятельным и жизнерадостным, и что является помехой для выработки у ребёнка послушания.

Необходимо настойчиво вырабатывать у ребёнка привычки культурного поведения, которые закреплены в правилах приличия. Неприлично появляться на людях неумытым, непричесанным, неопрятно одетым. Неприлично за общим столом проявлять жадность, чавкать, выходить из-за стола, пока не поели другие.

Когда ребёнок задаёт вопрос, почему нельзя за столом чавкать, почему нужно здороваться со старшими первым, или почему нельзя перебивать человека, когда он разговаривает с другими, во всех подобных случаях достаточно сказать, что это неприлично, некрасиво, невежливо. Человек, соблюдающий правила приличия и обладающий хорошими манерами, прежде всего вежлив.

Правила вежливости требуют, например, при обращении к посторонним людям говорить им "вы". В отношениях между родственниками и друзьями принято обращаться на "ты". Этим подчёркивается близость. Что потеряют мать, отец, если, обращаясь к ребёнку, не забудут сказать "пожалуйста"? Ребёнку будет очень приятно. Это будет способствовать формированию у него привычки подобного обращения к окружающим. Вежливость требует не кричать, избегать повышенного тона в разговоре.

Взрослые довольно часто причиняют обиды детям. Почему бы им не извиниться перед ребёнком, которого они незаслуженно обидели? Авторитет взрослого от этого не пострадает, а для ребёнка радость сознания, что в нём признают личность, уважают его, снимет обиду.

Мы с презрением относимся к человеку, который обманывает, и уважаем того, на чьё слово можно положиться. Ребёнок, которому с помощью обмана удаётся достигнуть желаемого, не перестанет лгать, пока ложь не будет всякий раз строго пресекаться. Поэтому самым верным способом борьбы с детской ложью является её разоблачение. Дети легко дают обещания и часто не выполняют их, несмотря на самые лучшие намерения.

Ребёнку, который легкомысленно даёт любое обещание, уместно сказать: "Не торопись с обещаниями, ты не умеешь держать своего слова". Однако этим нельзя злоупотреблять. Если мы вообще перестанем доверять ребёнку, то тем самым подорвём его веру в собственные силы. Стремление ребёнка сохранить и закрепить за собой доверие товарищей и близких ему взрослых перерастает в чувство чести. Он начинает дорожить репутацией своей семьи, класса.

Правильно поступают те родители, которые неуклонно требуют от своих детей быть честными всегда, подкрепляя требование своим примером и авторитетом. Если личный опыт ребёнка показывает, что потихоньку съеденная конфета так же вкусна, как и всякая другая, и что на тихонько взятые из папиного кармана деньги можно и сладостей, и игрушек купить, хотя и знает, что это называется воровством, и старшие запрещают это, то наивное детское воровство, укоренившись, превращается в привычку, в наклонность.

Важным условием воспитания честности и предупреждения детского воровства является порядок, при котором ничто не может исчезнуть незаметно. Поэтому когда в семье, в школе подозревают кражу, нужно искать и подвергать осуждению виновника пропажи. Необходимо, чтобы он глубоко пережил, прочувствовал пагубность своего поведения.

Итак, только совместными усилиями семьи и школы можно добиться, чтобы ребёнок усвоил нравственные привычки поведения в семье, школе, общественных местах.

Автор: Сухорукова Любов Павлівна
Посада: учитель початкових класів.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
05.02.2014

Популярні новини
Гриневич пообіцяла вигризати зарплати для вчителів Міністр освіти заявила, що має намір добиватись підвищення заробітних плат для вчителів
Школи мають самі вирішувати питання шкільної форми Питання щодо шкільної форми має регламентуватись внутрішніми правилами школи
Профспілка передумала виводити освітян на «акції протесту» Анонсована раніше «акція протесту» освітян не відбудеться. Профспілка домовилась з урядом
Українські вчителі найбідніші в Європі, - профспілка Рівень зарплати українських учителів найнижчий серед пострадянських країн

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!