Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Робота з батьками Детская агрессия. (Рос. мова)
Рейтинг
13
Вибір редакції

Розробка проведення батьківських зборів учнів 3-х класів на заявлену тему. Складна та серйозна тема прояви дітьми агресії та жорстокості. Агресія - це навмисні дії, що спрямовані на вчинення збитків іншій особі. Вона, як правило, не виникає зненацька

Детская агрессия. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 4.3 з 5 на основі 3 оцінок.

Тема нашей беседы трудна и серьезна. Это проявление детьми жестокости и агрессии. Агрессия – это намеренные действия, направленные "на причинение ущерба другому лицу".

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно.

В чем причины детской агрессивности?

Это различные особенности среды, в которой находится человек, они повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т.д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате. Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека, более агрессивными являются люди раздражительные.

Ученные считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большой степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.

Существует два вида агрессии:

  • "Доброкачественная"
  • "Злокачественная"

Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. "Злокачественная" агрессия представляет собой жесткость и бывает спонтанной.

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияния многие факторы, например, некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

В настоящее время, сцены насилия на экранах телевизоров способствуют повешению агрессивности зрителей.

Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилем воспитания в семье. Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. А пренебрежительное и попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности.

Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут добиваться своего. Для того, чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики советую родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

Поскольку поведение агрессивных детей часто бывает непредсказуемым и проявляется эмоциональными вспышками, встает проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева - это одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования с потерей контроля над собой.

Существует несколько способов выражения гнева:

  • Прямо заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
  • Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете (окно, парта, дверь, и т.д.), который для него представляется неопасным. Гнев выплескивается на того, кто "подвернется под руку", кто слабее и не сможет дать отпор.
  • Сдерживать свой гнев, "загонять" его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосоматических расстройств, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

Одним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева, выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если же это невозможно, то лучше достигнуть примирения и взаимопонимания с партнером по общению. А чтобы гнев или обида не остались не отреагированными, дети должны поделиться своими чувствами с родителями.

Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, драку.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.

Я рекомендую несколько интересных приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак "Стоп". Как только агрессивного ребенка начнут одолевать желание, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: "Стоп". Для того, чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка.

Приказы и наказания могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться, ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо "назло".

Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое - наказание. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребенка:" А что мне за это будет?".

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители пока еще сами не умеют управлять собственным гневом. Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.

Ученные советуют родителям не прикасаться к ребенку в тот момент, когда они на него злы. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату, чтобы полностью установить контроль над собой.

Обсуждение анкет учащихся

Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчеркивать достоинства своего ребенка не только перед другими людьми, но и, в первую очередь, в своем доме, то, безусловно, ребенок будет стараться проявлять те качества, которые подчеркивают в нем родители.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать повторять делать плохо. Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они, в первую очередь, связаны с семьей. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения - это ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

Очень часто детская агрессивность связана с тем, что родители проявляют бессмысленные требования. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, к примеру, сегодня "легкие" уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо.

Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца и мать. Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, выраженное в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто. Требование к младшим лучше выражать в увлекательной игровой форме.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

  • ребенка бьют;
  • над ребенком издеваются;
  • над ребенком зло шутят;
  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда ;
  • родители заведомо лгут;
  • родители пьют и устраивают дебоши;
  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;
  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  • родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • родители ребенку не доверяют;
  • родители настраивают детей друг против друга;
  • родители не общаются со своим ребенком;
  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;
  • родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;
  • родители живут свой жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

Шесть рецептов избавления от гнева

Рецепт

Содержание

Пути выполнения

№1

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

Слушайте ребенка. Проводите с ним как можно больше времени. Делитесь с ним своим опытом. Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах. Если несколько детей в семье, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое внимание каждому из них по отдельности

№2

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия

Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком.

Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

№3

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

Говорите детям о своих чувствах, желаниях и трудностях: " Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате", или:" Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня"

№4

В те минуты, когда вы разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить

Примите теплую ванну, душ.

Выпейте чаю.

Позвоните друзьям.

Сделайте успокаивающую маску для лица.

Просто расслабьтесь, лежа на диване. Послушайте любимую музыку

№5

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев

Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.

Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном) и ситуацией

№6

К некоторым особо нужным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям

Изучайте силы и возможности вашего ребенка.

Если вам предстоит сделать первый визит к врачу, (в детский сад), отрепетируйте все загодя.

Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки

 

Золотые правила воспитания, связанные с данной темой собрания:

  • Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
  • Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  • Умейте принимать и любить его таким, каков он есть.
  • Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
  • К агрессивным проявлением в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

Критерии выявления агрессивного ребенка

Поставьте любой знак в графе "часто" или "редко" напротив каждого высказывания.

Ребенок

Часто

Редко

1.Спорит, ругается со взрослыми

 

 

2.Теряет контроль над собой

 

 

3.Винит других в своих ошибках

 

 

4.Завистлив, мстителен

 

 

5.Сердится и отказывается что-либо делать

 

 

6.Специально раздражает людей

 

 

7.Отказывается подчиняться правилам

 

 

8.Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), и эта реакция нередко раздражает их

 

 

 

Сосчитайте количество ответов "часто".

Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

Памятки родителям по предупреждению детской агрессивности

Памятка №1.

Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете себе делать.

Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.

Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

Памятка №2.

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока еще не поздно!

Литература

1. Е.К. Лютова. "Тренинг эффективного взаимодействия с детьми".

2. Н.И. Дереклеева "Родительские собрания".

Автор: Коваленко Прасковія Володимирівна
Посада: учитель початкових класів.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
14.09.2013

Популярні новини
В МОН хочуть відкрити  процедуру надання грифів Міністерство освіти має намір зробити відкритою процедуру надання грифу навчальній літературі
МОН зменшить регуляторний вплив на школи У відомстві переглянуть накази МОН на предмет зменшення регуляторного впливу в освіті
В Україні планують провести Рік німецької мови Україна та Німеччина обговорили питання проведення у 2017 році Року німецької мови в Україні
Маємо суттєво підтримати вчителів, - Гриневич Наступного року уряду вдасться підняти зарплату вчителів, але це є недостатнім

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!