Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Робота з батьками О воспитании в детях любви. Робота з батьками. (Рос. мова)

Матеріали авторки присвячено організації роботи з батьками дітей початкової ланки, де наголошено - для того, щоб діти любили батьків, необхідно щоб вони получали не тільки іграшки, джинси та гроші, але і входили б до внутрішнього світу батька й матері

О воспитании в детях любви. Робота з батьками. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
 

С ранних лет следует воспитывать в человеке ответную любовь к людям, давшим ему жизнь. "Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле" (Еф. 6.2-3).

Чтобы дети любили родителей, необходимо, чтобы они получали не только игрушки, джинсы, деньги и т. д., но входили бы в духовный мир отца и матери, в мир жертвенности, веры и действующей любви.

Любовь, как и вера, достигает совершенства делами (см. Иак. 2. 22.). Надо устанавливать для детей сначала крохотные, потом маленькие, а затем все возрастающие обязанности по отношению к родителям, друг к другу и к семье в целом. И придет время, когда дети с любовью возьмут на себя значительный объем наиболее трудных домашних дел, когда на их окрепшие плечи смогут опереться слабеющие родители, и дети многое будут делать лучше и быстрее своих постаревших отцов и матерей. За родителями останется общий совет и, конечно, любовь.

К этому естественному ходу развития семьи родителям надо готовиться и исподволь готовить к этому детей, принимающих эстафету жизни и деятельности. Любящий человек способен отдать свое другому, делиться со своими ближними и с встречающимися людьми. К этому нужно быть готовым, поэтому необходим навык. Вкусное и хорошее должно предназначаться не только для младенцев и школьников, но и для родителей – во всяком случае, в сознании детей.

Одна семья жила в стесненных материальных обстоятельствах. После чая одну из конфет оставили на столе для отца, находящегося на работе. Ребенок, бегая по комнате, потянулся к конфете. "Надо оставить папе, - сказала мать, - с чем папа будет пить чай, когда придет с работы?"

Эта сцена в течение дня повторялась несколько раз, все чаще и чаще. Наконец мать сказала: "Ладно, бери папину конфету". Мальчик зажал конфету в руке, а потом забросил ее в дальний угол стола, к стене, откуда сам он не мог ее достать. Остаток дня он не подходил к столу. Произошел маленький шаг в нравственном развитии человека.

Более взрослых детей следует посылать делать покупки в магазине. Это не только физическая нагрузка, но и приучение детей думать о нуждах семьи в целом. Конечно, здесь нужно родительское руководство, обеспечивающее "единство экономической политики" семьи.

Детей с раннего возраста надо приучать делиться друг с другом, помогать друг другу, а старших привлекать к воспитанию младших. В узбекском языке есть уважительное слово "апа" - "старшая сестра". Этим словом иногда обращаются вообще к почтенной и старшей женщине. Нянями в русских диалектах иногда называются старшие сестры. В старших братьях должна быть какая-то доля отцовского чувства по отношению к младшим.

Для нравственного климата семьи полезны совместные бытовые и хозяйственные дела, в которых участвуют все или почти все ее члены: семейные походы, поездки за город, посещение музеев, исторических мест и т. д., беседы на религиозные и другие темы. Некогда в русских интеллигентных семьях были в моде совместные чтения классиков по ролям, в которых принимали участие и друзья из соседних домов. Совместные детские игры, спектакли, шарады.

Любовь между детьми созидается любовью родителей между собой. Эту супружескую любовь необходимо беречь как драгоценный дар не только двоих, но и семьи в целом. Она воспитывается в супругах совместным трудом у детской кроватки и всем стилем семейной жизни.

Прекрасный отдых, который мужу под силу организовать, - пообедать не дома, где женщина бегает с ложками, поварешками, не имея возможности даже присесть. Почему не сделать праздник на выезде? Тогда в центре внимания будет супруга, окруженная заботами мужа. Конечно, не всякий может себе позволить обед в ресторане и, во всяком случае, не каждый день. Но как надолго женщине запомнится красивый стол с изящной посудой, учтивое обхождение официанта. Разговоры с супругом, внимание которого обращено только на нее.

Семья – общий организм, для нее естественно иметь общую кассу, куда вкладывается все: и заработки родителей, и стипендии, и зарплата подросших детей.

Любовь, взращиваемая в семье, должна распространяться и за ее пределы.

"…будем делать добро всем, - пишет апостол Павел, - а наипаче своим по вере". "Не унывайте, делая добро". Эта любовь ко всем людям начинается с малого: уступить место пожилому человеку, помочь сделать что-либо одинокой старушке, позаботиться о подарке для кого-нибудь и т. д.

Общаясь с родителями, я заметила, что они не могут назвать положительные черты, которыми обладает их ребенок, а отрицательные говорят очень легко. В связи с этим я провожу на родительском собрании тест "Цветок", который предлагаю вашему вниманию.

Тест "Цветок"

В центре листа нарисовать кружок, в который надо вписать имя ребенка. На каждую букву необходимо придумать прилагательное, которое соответствует качеству, присущему ребенку. Каждое качество или черта оформляется как лепесток цветка.

Затем необходимо подсчитать, сколько положительных и отрицательных качеств вы написали. Каких больше? Выделите самое главное. Почему вы так считаете?

Этот тест заставляет родителей задуматься о своем ребенке.

Мне очень понравилась программа "Особые дети – особое общение". Представляю принципы общения по данной программе:

Выражение лица: максимально доброжелательное, теплое, приветливое, нераздраженное.

Тон голоса: в любых ситуациях в разговоре с ребенком – предельно доброжелательный, теплый, приветливый, нераздраженный.

В лексике по возможности избегать употребления:

  • всех частиц НЕ, так как русский язык богат, и подходящую по смыслу фразу можно построить, не используя их;
  • приказных фраз;
  • повелительного наклонения;
  • слов ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, НУЖНО;
  • местоимений Я, ТЫ;

Желательно использовать:

  • сослагательное наклонение;
  • местоимение МЫ.

Стараться: не говорить с иронией и насмешкой; не делать постоянных замечаний, особенно мелочных; не ругаться и не кричать на ребенка; всегда быть с ребенком вежливым, теплым; не торопить и не подгонять ребенка; как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное приятие вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это Ваш ребенок, несмотря на все проблемы; как можно чаще подтверждать, декларировать свою любовь к нему: ведь это Ваш ребенок; не говорить ребенку, что вы его не любите или обиделись на него; не давать ребенку чувствовать себя плохим; от неправильного поведения или занятия только отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.

Не надо: вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично, лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием обсудить возникшую проблему и помочь ее решить; хвалить в присутствии ребенка других детей и ставить кого-либо в пример.

Помните: телевизор или компьютер – не нянька, то есть нужно вместе с ребенком смотреть передачи – это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком; если вы огорчены чем-то, то постарайтесь обязательно объяснить ребенку, что это связано не с ним, что теперь вы, находясь рядом, будете в лучшем настроении, так как Ваш сын или Дочь – Радость; от вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: ОБНЯТЬ, ПОГЛАДИТЬ, ПРИГОЛУБИТЬ, ПРИЛАСКАТЬ.

ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ И ВСЕГДА ЛЮБОВЬ!

Приведем пример.

Мальчик Тимоша пришел из школы на два часа позже, чем обычно. Он забыл предупредить накануне, что после уроков весь класс отправится на экскурсию в Музей искусств. Обеспокоенная бабушка Валя БЕЗ КРИКА И РАЗДРАЖЕНИЯ, ВЕЖЛИВО, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО, СПОКОЙНЫМ ТОНОМ встречает внука:

- Тимоша, я очень волновалась за тебя, ты ТАК ДОРОГ НАМ. Я поняла, что ты случайно забыл предупредить нас об экскурсии. Вероятно, твои мысли были заняты чем-то важным. Я УВЕРЕНА, что в следующий раз ты ни при каких обстоятельствах не забудешь нас предупредить.

Здесь использованы такие принципы: спокойный тон, правильный подбор слов, отсутствие грубого обличения и обиды на ребенка; высказано неодобрение, но закончено внушением, что внук хороший и будет стараться так не поступать.

В результате Тимоша перестает нервничать (ведь он неосознанно переживал, что не предупредил своих близких). Мальчик спокойно выслушивает замечания, в будущем старается не попадать в подобные ситуации.

Или другая ситуация:

Бабушка Валя готовит обед. Из школы приходит мрачный, хмурый, всем недовольный Тимоша. Он устал и расстроен из-за конфликта в школе. Вместо обычного приветствия "Добрый день" бурчит что-то нечленораздельное. На предложение дедушки помочь по хозяйству, неожиданно кричит: "Отстаньте, не буду!" Дедушка, ОБНЯВ ВНУКА, С ДОЛЖНЫМ ТЕРПЕНИЕМ, ПОНИМАНИЕМ ВЕЖЛИВО говорит:

- Дорогой мой, я вижу, ты устал и расстроен, и ГОТОВ ПОМОЧЬ ТЕБЕ. Но, знаешь, если мы сейчас поможем бабушке, она будет признательна. ВЫБЕРИ: почитать книжку сестре ИЛИ поиграть с ней, ИЛИ на кухне похозяйничать. Заранее большое спасибо тебе.

Здесь использованы такие принципы: доброжелательность, понимание состояния, отсутствуют агрессия, ирония, насмешка, недовольство; высказаны одобрение, желание помочь; использовано местоимение "МЫ", которое вселяет уверенность, снимает напряжение; дана возможность выбора разных видов помощи.

В результате, недолго отнекиваясь, Тимоша решает, что лучше он поиграет с сестренкой. Взрослые члены семьи ему благодарны.

Я использовала эти истории на родительских собраниях младших классов. Родителям они очень понравились.

Список использованной литературы

  1. По страницам газет "Мир православных мирян".
  2. Бенилова С. Ю. "Доброжелательные взгляды на общение с детьми".

Автор: Валуйська Алевтина Анатоліївна
Посада: практичний психолог.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
27.02.2012

Популярні новини
Учні коледжів і училищ складатимуть ДПА у формі ЗНО Учні, які отримують повну загальну середню освіту, складатимуть ДПА у формі ЗНО
Школи мають надати дані про випускні класи Навчальні заклади мають внести дані про випускні класи старшої школи до бази даних УЦОЯО
МОН: не всі учителі миттєво сприймуть зміни При впровадженні реформи МОН планує зосередитись на підтримці агентів змін
Міносвіти заснувало ще один шкільний конкурс Міносвіти підтримало ініціативу щодо проведення щорічного конкурсу «Стежками Каменяра»

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!