Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Екологія Разработка урока-семинара "Экологические проблемы человечества"
Рейтинг
24

Урок-семинар по химической экологии. Факультативное занятие

Разработка урока-семинара "Экологические проблемы человечества"

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 4.8 з 5 на основі 5 оцінок.

Цель: углубить знания учащихся о проблемах промышленного загрязнения, обсудить сложность глобальных экологических проблем, помочь осознать необходимость ведения здорового образа жизни; на примерах экологического состояния классной комнаты, школьного двора показать, как учащиеся самостоятельно могут проводить эксперименты по изучению состояния воздуха, воды, почвы, познакомить учащихся с «катаклизмами» г. Вахрушево, изучить состояние экологической службы на примере одного из работающих предприятий г. Вахрушеов - ЦОФ «Яновская»; развивать чувство ответственности учащихся за экологическую ситуацию в городе, творческие способности учащихся; формировать активную жизненную позицию.

Тип: урок-семинар.

Метод: словесно-информационный, частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование: таблицы «Экологическая ситуация в классе», «Экологическое состояние школьного двора», «Комнатные растения».

Девиз урока: «Мы не унаследовали Землю от своих родителей. Мы ее взяли взаймы у своих детей». Эколог Ли Талбот.

Ход урока

І. Вступительное слово учителя

Понятие экологической проблемы.

Под экологической ситуацией подразумевается состояние окружающей среды или отдельных ее факторов, имеющих эмоциональную, количественную или качественную оценку. С позицией человека понимание экологической ситуации, которая требует улучшения или предотвращения, называется экологической проблемой.

ІІ. Результаты исследований групп учащихся по экологическим проблемам

1. Экологическая ситуация в классе:

а) реальная и нормальная ситуация в классе;
б) пути решения проблемы улучшения состава влажности воздуха, коэффициента аэрации в классе;
в) экскурсия по классной комнате (комнатные растения);
г) состав воздуха в классной комнате (исследование группы учащихся);
д) сосав питьевой воды, используемой в школе;
е) вода, применяемая из разных источников г. Вахрушево;
ж) состав почвы, парниковый эффект.

2. Экологическая ситуация в школьном дворе:

а) влияние автотранспорта на состав воздуха школьного двора;
б) состав пород растений, произрастающих на школьном дворе.

3. Выступления учеников

Первый учащийся. Девиз нашего семинара «Мы не унаследовали Землю от своих родителей. Мы ее взяли взаймы у своих детей». Эколог Ли Талбот.

Каждый рабочий день для нас начинается с этой классной комнаты, вот поэтому группа учащихся нашего класса и решила исследовать реальную экологическую ситуацию в нашем классе и сравнить ее с нормой. Каковы же результаты наших исследований (таблица).

Вывод: как вы услышали, не все данные наших исследований соответствуют норме и далее вы услышите отчеты других групп учащихся, которые исследовали воздух в нашем классе и в школе. Для повышения коэффициента аэрации необходимо в следующем учебном году установить в классе аквариум. Этот вопрос мы должны вынести для решения на очередном классном собрании и обогатить видовой состав комнатных растений. Кактусы нейтрализуют влияние на организм различных видов излучения. Их ставят возле компьютеров. Герань дезинфицирует и дезодорирует воздух, снимает головную боль.

Второй учащийся. Слово «воздух» происходит от слова «вздоух» - дышать, вздыхать. На уроках химии мы изучили, что воздух - это смесь газов, которая состоит из 21% О2, 78% N2, CO2, инертных газов и переменных составляющих. Переменный состав воздуха меня и заинтересовал. Во время проведения в школе недели экологии был проведен эксперимент. Исследовали состав воздуха в классе, столовой, учительской. Исследования показали, что наибольшее количество народных тел в воздухе мы наблюдали в классной комнате. Это пыль, находящаяся во взвешенном состоянии в классе от нашего перемещения, напоминающее «броуновское движение», это ворсинки одежды, споры растений, остатки паутины.

Когда ветер разносит облака пыли, в воздух поднимается масса микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности. Это загрязнители органогенного происхождения. Они могут вызвать различные заболевания. В настоящее время у многих людей наблюдаются аллергические заболевания. Сделаем вывод о том, что реальная ситуация по составу воздуха неутешительна. Как ее улучшить?

Вокруг нас живет много микроскопических существ - бактерии, клещи, грибки. В воздухе и почве, реке и ручейке, болоте и луже, сточной яме, кустарнике - все это места, где живут микроорганизмы. В окружающей среде много также продуктов жизнедеятельности живых организмов: пища, шерсть, перья, паутина, шелуха, экскременты.

Воздушная среда влияет на все процессы нашей жизнедеятельности. Здоровый человек в течение дня делает 20 тысяч вдохов и выдохов, пропуская через легкие 15 м3 воздуха, что в несколько раз превышает объем использованных за день продуктов питания и воды. Без воды мы можем прожить несколько дней, а без воздуха не более 5 минут. Но почему-то качество воды волнует больше, чем качество воздуха.

Воду можно очистить, а возможно ли жить в противогазе? Жители городов 90 % времени проводят в помещениях, в которых они живут, работают, отдыхают.

Воздух загрязняется:

1. табачным дымом;

2. газовые плиты, горелки.

Что предпринять, чтобы сделать жизнь безопасной? Необходимо искать помощи среди растений. Мы установили, что в каждом доме, школе, классе должны быть следующие растения.

Хлорофитум - действие не хуже кондиционера, на первом месте находится по способности очищать воздух и улучшать микроклимат помещений.

Уникально очищают воздух алоэ, дикий виноград.

Кустик комнатной розы прекрасно корректирует биополе человека, снимает раздражительность и усталость человека. Особенно положительный аромат розы ощущается, если в комнате есть мята. В таком случае возрастает трудоспособность человека.

Если даже из косточки вырастить цитрусовое деревце - апельсин или лимон, они очищают воздух, благоприятно влияют на вегетативную нервную систему.

Учитывая, что наши дома, содержащие радиотехнику и компьютеры, насыщены положительными ионами, то очень полезно иметь в доме растения, которые выделяют отрицательные ионы, дела воздух свежим и легким для дыхания. Это туя и кипарис, их тоже можно вырастить из семени.

Сегодня медицина идет путем насыщения помещений ионизированным воздухом, активным кислородом. Это является профилактикой многих заболеваний. Кактусы нейтрализуют влияние на организм различных видов излучения. Их ставят возле компьютеров. Герань дезинфицирует и дезодорирует воздух, снимает головную боль.

Третий учащийся. Вода - это не просто среда, в которой происходят все биохимические процессы нашего организма. Это, прежде всего, питательное вещество, источник энергии. Наша физиология целиком и полностью зависит от нашей воды. Поэтому наш организм старается во что бы то ни стало сохранить и рационально распределить имеющийся запас влаги.

Важно пить много воды, в 3-4 раза больше, чем хочется - это нормализует работу всех систем и органов. Вода способна принести облегчение абсолютно при любом заболевании, она может выступать в роли жидкого лекарства. Однако вода, которая несет исцеление, может оказаться и опасной, если концентрация растворенных в ней химических веществ оказывается слишком высокой. Так, например, если природный фон обеспечивает источнику воды повышенное содержание солей кальция и магния, то это может вызвать склероз и гипертонию.

Употребляя воду, наверное, никто не задумывается, какие микрочастицы в ней содержатся. Более всего для нас доступна вода, которая поступает в наши квартиры из водопровода. В древности люди пили воду прямо из рек, и это не вредило их здоровью. Сейчас мы такое себе позволить не можем. Помимо хлорки, с помощью которой на станциях водоподготовки обеззараживают пускаемую затем по изношенным ржавым трубам сети воду, в такой воде могут содержаться невидимые невооруженным глазом опасные для жизнедеятельности человека продукты производства.

Жертвами грязной воды в первую очередь становятся дети. 6000 детей страт третьего мира в возрасте до 5 лет, ежегодно умирают из-за кишечных и инфекционных болезней, вызванных потреблением грязной воды. Вода из-под крана содержит свинец, тяжелые металлы, нитраты и другие химические токсины. Дети к этим веществам восприимчивы в 50 раз сильнее, чем взрослые.

Сегодня опасность наличия свинца в воде признана абсолютно всеми. Даже в минимальных количествах этот токсичный металл может вызвать отставание в умственном развитии людей. Свинец, растворенный в воде, поражает мозг ребенка и снижает уровень его интеллекта, что ведет к трудностям в его обучении. Родители думают, что ребенок просто ленится либо отстал, либо просто не хочет воспринимать учебный материал, но даже не подозревают, что причина может заключаться в том, что ребенок пьет воду, загрязненную свинцом. Еще один смертоносный растворенный в воде и потому невидимый яд - кадмий - один из самых токсичных тяжелых металлов, он приводит к нарушению работы почек и повышенной вероятности образования почечных камней.

Качество водопроводной воды в нашей стране очень низкое, это вызывает серьезные опасения медиков и экологов практически во всех регионах страны. Эксперты установили взаимосвязь между составом употребляемой воды и наиболее распространенными болезнями населения. Опасность состоит в том, что каждый день с водопроводной водой мы потребляем огромное количество вредных веществ. Эти вещества накапливаются в организме в течение долгих лет, в итоге от плохого качества питьевой воды и снижается продолжительность жизни и повышается детская смертность. По мнению экспертов ООН, причина критической нехватки свежей воды в мире заключается в преступной безответственности руководства целого ряда стран, которые пренебрегают необходимостью установки очистных сооружений. Если не принять экстренных мер, то к середине нынешнего века недостаток воды будут испытывать уже семь миллиардов человек. Ведь учитывая важность и необходимость употребления каждым человеком чистой воды, можно предположить, что практически все болезни происходят оттого, что вода, которую мы пьем, является загрязненной различного рода примесями. Медики утверждают, что ежегодно в мире от загрязненной воды заболевают около 50 миллионов человек. В большинстве случаев именно вода становиться причиной заболевания холерой, брюшным тифом, дизентерией. Давно обнаружена прямая связь между качеством питьевой воды и продолжительностью жизни человека. К сожалению, наша страна по продолжительности жизни занимает далеко не первое место, и вода, которую мы ежедневно пьем, играет здесь главную роль. Особое опасение вызывает тот факт, что за последние годы качество питьевой воды значительно ухудшилось в связи с тем, что капиталовложение на строительство водопроводов, канализации сократилось.

Что касается проблемы очистки сточных вод - основных источников загрязнения водных ресурсов, то около 70% промышленных предприятий вовсе не имеют очистных сооружений, а их администрация предпочитает сбрасывать отходы напрямую в озера и реки. Пока чистая вода доберется до потребителей, она может превратиться в жуткий коктейль из насыщенной ржавчиной, примесями продуктов коррозионных процессов и прочими загрязнителями воды. Трубопроводы реально никто не чистит - это слишком трудоемкая и, по сути, нерентабельная процедура.

Вся водопроводная вода в Украине хлорируется. И это очень хорошо, потому что благодаря этой процедуре мы избавляемся от большинства болезней. Но на всякий плюс найдется свой минус. Последствия хлорирования питьевой воды - сердечно-сосудистые заболевания, преждевременное старение, причем не только физическое, но и умственное, повышение уровня заболеваемости органов эндокринной системы, нарушение обмена веществ, болезни нервной системы и органов чувств. Врачи сходятся во мнении, что полезней всего оказывается вода не из красивой бутылки, а прямо из источника, в таких случаях можно фильтровать воду.

Вода, которую мы пьем, может стать причиной серьезных заболеваний, а может избавить от многих недугов, укрепить здоровье. Все зависит от того, какая это вода. Учитывая возросшую опасность экологической катастрофы, каждый из нас обязан осознавать, что наша жизнь и здоровье - в наших руках, поэтому мы можем и должны быть здоровыми не только ради будущих поколений людей. Чистой воды в мире становится все меньше и меньше, а между тем опасность загрязнения водоемов настолько велика, что угрожает каждому из живущих на планете.

Природная вода имеет способность самоочищаться. Благодаря некоторым бактериям, водорослям, простейшим в ней разлагаются различные вредные примеси. В течение суток в загрязненной воде остается менее 50% инфекционных бактерий, а через 95 часов (2 суток) - лишь 0,5%. Поэтому воду необходимо отстаивать.

В очищении воды принимает участие и земля. Проходя через гальку, песок, глин вода фильтруется, очищается от механических загрязнений, химических отходов и частично - от инфекционных бактерий.

Есть очистные сооружения, но можно очистить воду в домашних условиях с помощью капель «Ива».

Демонстрация опыта и анализ, информация о составе капель «Ива».

Воду очищают от взвешенных веществ, нефтепродуктов, ионов железа, тяжелых металлов, органических соединений, нитратов, фосфатов, радионуклидов.

Перед употреблением взболтать содержимое флакона. На 1 л воды 3-4 капли, емкость заполнить водой, перемешивать 1-2 минуты. Отстаивать 3 часа. После этого отфильтровать воду.

4. Экологические проблемы г. Вахрушево, связанные с деятельностью человека по разрушению заданий, предприятий

Защита проекта «Музей катаклизмов г. Вахрушево»

Есть такое твердое правило
сказал мне Маленький принц. Встал поутру,
умылся, привел себя в порядок
и сразу же приведи в порядок свою планету!

Экзюпери

Печальную картину представляют разрушенные дома г. Вахрушево. Выбитые стекла, сломанные двери, ужасно видеть бесхозяйственность и запустение в жилище, но еще страшнее запустение в душах людей. Вырубленные леса, задымленное небо - это наш общий дом, а жить в нем не только нам, но и нашим детям.

Берегите, берегите, берегите
Жаворонка в голубом зените
Бабочку на стебле повилики
На тропинке солнечные блики.

5. Экологическая ситуация на ЦОФ «Яновская». Выступление эколога ЦОФ В. Марочкиной

Как вы правильно отметили в своих сообщениях, вся биосфера находятся под все усиливающимся давлением деятельности человека. Все более актуальной задачей становятся природоохранные мероприятия. ЦОФ «Яновская» - одно из крупных промышленных предприятий нашего района. Она занимает площадь более 148 га. Правило пользования землей закреплено за Государственным Актом.

Основной вид производственной деятельности - обогащение углей, при осуществлении которой неизбежно загрязнение окружающей среды. Вместе с этим, сам процесс обогащения служит во благо экологии. Ведь при сжигании обогащенных штыбов на электростанциях, значительно снижаются выбросы в атмосферу серы, азота, углерода.

На ЦОФ «Яновская» вредное воздействие на окружающее природное пространство выражается в загрязнении земель отходами производства (породой, илами, шлаком котельных, другими отходами) и выбросами твердых и газообразных частиц в атмосферный воздух (при работе котельных, при транспортировании угля и хранении отходов производства, при работе сушильного отделения, а также при производстве сварочных работ).

Для снижения воздействия вредных факторов на окружающую среду на предприятии ежегодно разрабатываются природоохранные мероприятия, которые представляются для рассмотрения и утверждения в экологическую инспекцию и санитарную станцию г. Красный Луч.

Мероприятия по охране атмосферного воздуха на ЦОФ «Яновской» включают:

  • оборудование некоторых источников выбросов аппаратами пылеулавливания, поддержание их в рабочем состоянии;
  • своевременная очистка территории от просушенных илов;
  • полив технологических дорог в сухое время года;
  • кроме этого, проводиться лабораторный контроль источников выбросов вредных веществ, контроль улавливания загрязнения на границе санитарно-защитной зоны.

Мероприятия по охране земель включают:

  • своевременный вывоз коммунальных отходов с территории предприятия на городскую свалку;
  • использование шлака котельных в качестве инертного материала на породном отвале или при подсыпке дорог во время гололеда, обильных снегопадов.

Наиболее значительными мероприятиями по утилизации отходов является использование породы при строительстве дамбы илонакопителя, при строительстве дорог, а также использование породы и илов для производства низкосортного топлива.

Отходы подразделяются на четыре класса опасности. На фабрике к этим отходам относятся использованные люминесцентные лампы, которые содержат пары ртути и отработанные аккумуляторы, которые содержат серную кислоту и свинец. Эти отходы своевременно передаются специализированным предприятиям для обезвреживания и утилизации. Все операции с отходами проводятся по специальным разрешениям.

На фабрике разработана и запатентована схема получения фильтранта (угольной крошки, размером от 1 до 3 мм, которая широко используется для очищения технической и питьевой воды).

ЦОФ «Яновская» не производит сброс технологических вод в водоемы, так как имеет систему оборотного водоснабжения. Т. е. все слив, после отстаивания в илонакопителях, поступают в пруд осветления вод, откуда возвращаются в технологический процесс. Потери компенсируются технической водой, откачиваемой с шахты №5.

Специальная служба следит за состоянием дамб илонакопителей, не допуская прорывов и сбросов шламовых вод на рельеф. Илонакопители, после заполнения и обезвоживания вычищаются и повторно используются в технологическом процессе.

Приказом по предприятию назначены ответственные лица за первичный учет образующихся отходов. За природоохранную деятельность предприятия в целом и своевременное оформление документов отвечаю я.

К сожалению, было время, когда наше предприятие, как и многие другие в нашем регионе, переживало трудные времена. Поэтому некоторые природоохранные мероприятия не выполнялись или выполнялись не в полном объеме из-за недостатка финансов.

Сейчас можно сказать, что обстановка улучшилась. Предприятие реорганизуется, фабрика вновь перерабатывает уголь, руководство фабрики не считает вопросы экологии второстепенными и выделяет средства для того, чтобы влияние производства на окружающую среду было минимальным. Проще говоря, что раньше не делалось, делаем теперь.

6. Выводы по проведенному семинару

Человек - он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход,
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек - он зима. Или лето.
Или осень. С грозой и дождем.
Все вместил в себя версты и время,
И от атомных бурь он ослеп.
Человек - он и почва и семя,
И сорняк среди поля. И хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества? Встреч?
Человек - он ведь тоже природа...
Так давайте природу беречь!

Дополнение 1

Экологическое положение территории школы

Состав выхлопных газов (%) в зависимости от типа двигателя

Вещества

Двигатели

бензиновые

дизельные

Карбон (II) оксид

9

0,9

Карбон (IV) оксид

4

0,1

Углеводы

0,5

0,2

Оксиды нитрогена

0,06

0,04

Оксид сульфура, соединения плюмбума

0,006

0,02

                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                       

 

Отходы химического производства

Вещества

Виды отходов

Теплоэлектростанции

CO2, CO, SO2, NO, NO2, дым

Черная металлургия

SO2, пыль, Н2S, CO, оксиды нитрогена, бензол, фенол, нефтепродукты, соли (Cl-, SO42-, NO3-, NH4-, Fe2+, Fe3+ ...)

Производство H2SO4

SO2, туман H2SO4, оксиды нитрогена, кислые сточные воды

Производство H2NO3, NH3

Оксиды нитрогена, кислые сточные воды, СО, NH3

Производство нефтепродуктов

Фенол, сульфиды, нефтепродукты, углеводные газы и пары, SO2, CO, H2S и др.

 

Дополнение 2

Экологическое состояние классной комнаты

Нормативные требования

Реальная ситуация

S = до 55 м2

S = 48 м2

На одного учащегося

S = до 1,5 м2

S = 1,55 м2

Стены спокойного тона

цвет классной доски

темно-зеленый, влажность 30-60%

коричневый 30%

Коэффициент аэрации (КА)

КА = 0,02

КА = 0,013

Световой коэффициент (СК)

СК = 0,25-016

СК = 0,22

Растения не затеняют окна

 

Автор: Л. Ляшева

Автор: Ляшева Л.
Посада: .

Освіта.ua
15.12.2008

Популярні новини
Місцева влада зможе утримувати школи, - Гройсман За 11 місяців 2016 року додаткові надходження до місцевих бюджетів сягнули 44 млрд
Керівники шкіл та вишів подаватимуть е-декларації Починаючи з 01 січня 2017 року, освітяни-керівники будуть зобов'язані подавати е-декларації
В МОН хочуть відкрити процедуру надання грифів Міністерство освіти має намір зробити відкритою процедуру надання грифу навчальній літературі
МОН зменшить регуляторний вплив на школи У відомстві переглянуть накази МОН на предмет зменшення регуляторного впливу в освіті

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!