Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Вища освіта Алгоритм как средство формирования орфографической и профессиональной компетентности студентов педагогического училища. (Рос. мова)
Вибір редакції

У статті авторка пише, що головна увага вчителя має бути зосереджена на формуванні орфографічної грамотності учнів і на їхньому мовленнєвому розвитку, а також на міцному засвоєнні тих знань, що є основою для використання правил написання й оволодіння мовленнєвими нормами

Алгоритм как средство формирования орфографической и профессиональной компетентности студентов педагогического училища. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
 

Формирование профессионально-орфографической компетентности будущих учителей начальной школы базируется на общности имеющихся теорий формирования профессиональной компетенции и заключается в наличии единых установок: на подчинение процесса обучения в вузе профессиональным целям подготовки; формирование системы знаний на основе их интеграции; признание ведущим методом профессиональной подготовки метода практического моделирования.

Профессиональная компетентность – уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, возникающие в процессе подготовки квалифицированного специалиста, формирование личности другого человека.

 Мы остановимся на формировании профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы в процессе овладения орфографией русского языка. Речь педагога – инструмент его деятельности. Насколько грамотно говорит учитель – настолько грамотно будет говорить и его ученик. Насколько полно педагог владеет терминологией изучаемой науки – настолько же освоят ее и школьники.

Хорошо известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.

Проблема формирования у студентов орфографической грамотности – одна из главных в методике преподавания русского языка в школе.

Каждому учителю известно, что для этого необходимо развивать, закреплять орфографическую и пунктуационную память, зоркость и слух. Но как добиться того, чтобы учащийся мог не только видеть и работать над допущенными уже ошибками, но до письма смог различить в потоке речи отдельные орфограммы и быстро выбрать правильное написание. Ведь нам, учителям русского языка, хорошо знакома ситуация, когда заучивание учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности учащихся.

Приёмов и методов найдено много. Все они подробно изложены в методической литературе, в той или иной степени являются эффективными. Мы не будем на них останавливаться, тем более что у каждого метода и приёма есть свои преимущества. За годы своей работы преподавателем – практиком пришли к выводу, что одним из более приемлемых приёмов работы над повышением грамотности является составление и использование алгоритмов учащимися.

Тем более, применяя этот способ, убедилась в эффективности такой работы над освоением теоретических материалов и использования их на практике, особенно в украинской школе. В своей работе уже много лет пользуюсь методическими рекомендациями и материалами статей к. ф. н. Надточия Е. Д "Алгоритмы на обобщающих уроках", "Комплекс алгоритмов по орфографии", в которых он справедливо утверждает: "…алгоритмизация процесса обучения закладывает фундамент творческого мышления, напряжённого "думания", способствует повышению уровня грамотности". [11; 128].

Действительно, используя алгоритмы на уроках русского языка, преподаватель достигает высокой результативности, так как выполнение предписанных действий несомненно приводит к правильному выбору орфограммы; массовости – алгоритм может быть применён к ряду слов, написание которых предполагает применения данных правил.

На своём опыте убедилась, что на первом этапе необходимо дать студентам понятие о том, что такое алгоритм. Конечно, можно сразу, как советуют многие методисты, после знакомства с теоретическим материалом учебника, предложить составить программу действий, но, как показывает практика, это могут сделать осознанно лишь 15-16 студентов в группе.

А ведь в нашей работе необходимо добиваться, чтобы каждый, будущий учитель мог не только уметь читать, но и составить алгоритм к любому теоретическому материалу учебника и без труда использовать его на практике. Мне кажется очень важным является тот момент, когда студенты должны сами прийти к выводу, что алгоритмом можно назвать план, рецепт, правило или инструкцию, если все команды, предписания и условия описаны детально, точно и однозначно. Тогда все исполнители команд будут понимать их одинаково и делать в точности одно и то же.

Если работа сложная, нужно составить детальный план действий – алгоритм. Он позволит лучше понять предыдущую работу и выполнить её качественно. На данном этапе работы учащиеся должны уяснить и понять: алгоритм – это заранее составленный план действий, такой план, приходят к выводу студенты, очень полезен. Он позволяет лучше понять предстоящую работу и выполнить её более качественно.

А так как они владеют в той или иной степени умениями и навыками программирования, построение алгоритма становится необходимым условием компьютерной грамотности, студенты на занятиях по русскому языку с удовольствием откликаются на эти задания. Очень важен и тот момент, что такая работа даёт словеснику надёжное дополнительное средство для развития творческого мышления.

Далее студенты составляют правила чтения алгоритма:

  • Обоснуй, зачем нужен алгоритм, какова его цель.
  • Вникни в смысл каждой команды и каждого вопроса. Если что-то непонятно, разберись сам или попроси помощи.
  • Читай алгоритм в том направлении, в каком движутся стрелки.
  • Встретив развилку, проследи оба выхода. Убедись, что при ответе "да" и при ответе "нет" алгоритм выполняет разумные, правильные действия.

На своём опыте убедилась, что алгоритм лучше всего использовать на занятиях знакомства с теоретическим материалом. Работа должна носить поэтапный характер. Например, при изучении орфограммы "Буквы и – ы после ц" на первом этапе после чтения правила по учебнику вместе со студентами построили программу действий, то есть определённый алгоритм, чёткое следование которому и приведёт нас к решению орфографической задачи.

Затем начинается второй этап - работа по формированию умения применять изученное правило. Алгоритм используется на дидактическом материале, составленном преподавателем:

Вставить пропущенную букву в слова ц... фры, акац…я, ц…рк, ц…ган, станц…я, на ц…почки, продавц…, ц…трус, ц…тата, улиц…, ц…стерна, организац…я, определить правильность её выбора (И-Ы), используя алгоритм.

Образец действий студентов при написании слова улицы:

  • Является ли слово исключением? (Нет)
  • В какой части слова стоит орфограмма? (В окончании)
  • Пишу в окончании букву Ы. Улицы.

Наиболее приемлемо, мне кажется, составление и использование алгоритма на обобщающих уроках русского языка.

Например, при повторении орфограммы "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов", на первом этапе читается теоретический материал из учебника В. А. Горпинич, Русский язык I часть Київ "Вища школа" 1981.

Составлена такая программа действий:

  • Краткая или полная форма?
  • Не заканчивается ли слово на - ованный, - ёванный?
  • Определить вид глагола, от которого образовано причастие.

Как средство усвоения знаний алгоритм используется студентами на дидактическом материале, предложенном преподавателем:

Вставить пропущенные буквы в слова.

Ране-ый солдат – изране-ый боец, сея-ая мука – просея-ое зерно, кипячё-ая вода- вскипячё-ое молоко, краше-ый пол- покраше-ый забор, коше--ый, некоше-ый клевер - скоше-ая трава, стреля-ый воробей – подстреле-ая птица, пуга-ая ворона – испуга-ая лошадь, кова-ый меч – некова-ое железо, скова-ые движения, балова-ый ребёнок - избалова-ый мальчик.

Тиснё-ая золотом сумка, ране-ый в ногу солдат, писа-ая акварелью картина, печё-ый в золе картофель, жаре-ый в масле картофель, груж-ая углём баржа. Тиснё-ая сумка, жаре-ый картофель, ране-ый солдат.

Определить правильность её выбора (Н, НН), используя составленный алгоритм.

  • Краткая или полная форма?
  • Не заканчивается ли слово на - ованный, - ёванный?
  • Определить вид глагола, от которого образовано причастие.

Преподаватель должен контролировать ход выполнения задания, своевременно выявляя ошибку в рассуждениях и действиях студентов, корректировать её, а алгоритм в свою очередь обеспечивает самоконтроль и на каждом этапе даёт студенту подтверждение в правильности действий.

Таким образом, научившись составлять алгоритмы, студенты не только становятся грамотнее, но и приобретают навык размышлять, планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними, то есть у них формируется профессиональная компетентность в обучение алгоритмам своих будущих учеников.

Таким образом, научившись составлять алгоритмы, студенты не только становятся грамотнее на письме, но и приобретают навык размышлять, планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними, а также учиться применять их в процессе педагогической практики и затем в самостоятельной работе в школе

Алгоритм дает возможность "собрать" в единое целое изученный материал, дать его в обобщенном виде и в то же время конкретизировать каждое орфографическое и пунктуационное правило.

Такой подход особенно важен при подготовке учителей начальных классов, поскольку он одновременно дает возможность наглядно продемонстрировать будущим специалистам возможности анализа проблемы, что, несомненно, повысит уровень их лингвистической и профессиональной компетенции.

Библиография

1. Аксенова Л. А. В поисках методики, способствующей повышению орфографической грамотности учащихся// Русский язык: Приложение к газете "Первое сентября". - М. - "Первое сентября", 2003. - №29. -С. 12-16.

2. Алгазина Н. Н. Методика изучения орфографических правил. - М. - 1982. - С. 4.

3. Баранов М. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии: начинающему учителю // Русский язык в школе. - 1991. - N2. - С. 35-41.

4. Богоявленский Д. Н. Психологические принципы обучения орфографии // Русский язык в школе. - 1976. - N4. - С. 5-12.

5. Буслаева М. А. Использование метода наглядности на уроках русского языка. - Издательский дом "Первое сентября", 1983. - 18 с.

6. Виноградов В. В. Вопросы русской орфографии / В. В. Виноградов – М.: Просвещение, 1985. –258 с.

7.. Габитова Ю. В. Схемы при обучении орфографии: методическая почта // Русский язык в школе. - 1991. - N1. - С. 32 - 34.

8. Гвоздев А. Н. Об основах русского правописания. В защиту морфологического принципа. - М. Издательство Академии педагогических наук, РСФСР. - 1960. – 63с.

9. Жиленко АХ. Использование алгоритмов при изучении орфографии // Русский язык в школе. - 1986. - N5. - С. 53-55.

10. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. – М.: Просвещение, 1975. - 62 с.

11. Коваль А. П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. – Киев. Вища школа, 1989. - 310 с.

12. Ладыженская Т. А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992. –228 с.

13. Лаури Н. М. Алгоритмы по орфографии // Русский язык в школе. - 2009. – N4. - С. 26-32.

14. Львов М. Р. Обучение орфографии в начальных классах // Начальная школа. - 1986. - N10. - С. 35-41.

15. Меженко Ю. С. Опорные конспекты по русскому языку. Пособие для учащихся – М., 1992. –42 с.

16. Меженко Ю. С. Принципы повторения в методической системе Шаталова В. Ф. //Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. - 1991. - №3. - С. 21-26

17. Меженко Ю. С. Опорные конспекты на уроках русского языка// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. -1990. - №1. - с. 3-8

18. Разумовская М. Оценка орфографической грамотности учащихся: консультация // Русский язык в школе. - 1993. - N1. - С. 80-85.

19. Сухих Л. В. Роль алгоритмов в повышении практической грамотности. - Издательский дом "Первое сентября", 1984. –22 с.

20. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1980. - 182 с.

21. Фролова Т. Я. Технология интенсивного обучения правописанию - Симферополь, 2004. –252 с.

22. Фролова Т. Я. Мы пишем без ошибок. Курс практической грамматики ч. 1 и 2, 2-е издание, переработанное и дополненное. – Симферополь, 1998. –103с.

Автор: Гарусова Надія Григорівна
Посада: викладач російської мови та методики навчання.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
27.02.2014

Популярні новини
МОН презентувало стандарт початкової освіти Документ передбачає впровадження нового змісту, що ґрунтується на формуванні компетентностей
Освітню реформу відкладено до вересня Для розгляду реформи освіти парламентарям у четвер не вистачило робочого часу
Ми розпочнемо реформу освіти вчасно, - Гройсман Прем’єр-міністр наголошує, що уряд розпочне реформу освіти і знайде джерела її фінансування
Прем’єр: ми не маємо відкладати реформу освіти За словами Гройсмана, затягувати з модернізацією нашої освіти через брак ресурсів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!