Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Методика та технологія Организация психологического сопровождения профильного обучения в системе 12-летнего образования
Рейтинг
5

В статье рассматриваются цели, задачи, этапы, направления работы школьного психолога по сопровождению профильного обучения в системе 12-летнего образования, которое, по мнению автора, создает максимальные условия, способствующие оптимальному выбору учащимися дальнейшего образовательного пути

Организация психологического сопровождения профильного обучения в системе 12-летнего образования

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 5 з 5 на основі 1 оцінок.

Современная социально-экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокотехнологичное производство предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ не только требования к наличию базового уровня образованности, но и наличию у них универсальных способов действия, ключевых компетентностей, высоких коммуникативных умений и навыков.

В настоящее время образование резко отстает от современных требований и поэтому нуждается в кардинальной перестройке и модернизации. Опыт отечественной и зарубежной школы показывает, что выходом может стать школа с профильным образованием учащихся в классах старшей ступени школы [3].

Актуальность этой проблемы отражается в Законе Украины "Про загальну середню освіту": "середня загальноосвітня школа - загальноосвітній навчальний заклад I-III ступенів (…III ступінь - старша школа, як правило, з профільним спрямуванням навчання)" [1].

Основная цель профильного образования - создание условий для углубленного изучения учащимися тех предметов, которые будут им необходимы для овладения будущей профессией.

Есть два способа выбирать профессию. Один - метод “проб и ошибок”, когда ищешь в слепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезет. Возможен другой путь: изучить, прежде всего, самого себя - свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы - словом все то, что делает каждого человека индивидуальным. Затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку - и соотнести их со своими особенностями. Только тогда выбор профессии будет точным и осмысленным.

Отсюда вытекает необходимость широкой допрофессиональной подготовки. Важно помочь учащимся определить сферу, профиль, выбор которого будет желанным, где ребенок сможет проявить свои возможности, способности, и это поможет ему в дальнейшем профориентироваться и быть востребованным на рынке труда. Большую роль в осуществлении комплекса мероприятий по предпрофильной подготовке и профильного обучения играет психологическая служба школы [5].

Анализ литературы и опыт работы по сопровождение профильного обучения позволил выявить следующие противоречия:

  • между индивидуальным запросом учащегося и его готовностью к формированию этого запроса;
  • между бесконтрольным информационным потоком и выявлением образовательного запроса учащихся на более раннем этапе профилизации.

Отсюда стратегическая цель психологического сопровождения профильного обучения - формирование ориентационной компетентности учащихся основной и старшей школы. В рамках этой цели можно выделить более частную цель, которая определяется созданием условий, способствующих оптимальному выбору учащимися дальнейшего образовательного пути, формированием у школьников реалистичного самовосприятия и уровня притязаний, раскрытием и развитием способностей, обучением умению делать выбор [2].

Психологическое сопровождение профильного обучения предполагает решение трех задач:

  • Психологическая диагностика при отборе учащихся в профильные классы;
  • Мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся;
  • Психологическая поддержка углубленной профориентации учащихся [4].

Решение задач осуществляются по следующим направлениям:

Диагностическое:

  • анкетирование учащихся и родителей с целью выбора профиля обучения, по поводу их ожиданий от профильного обучения;
  • предпрофильная диагностика учащихся с целью определения их склонностей и способностей;
  • профориентационная диагностика;
  • диагностика мотивации, уровня притязаний, адекватности самооценки личным способностям и возможностям получить желаемое образование;
  • диагностика социально-психологического климата в профильных классах;
  • диагностика учебной нагрузки учащихся в профильных классах.

Аналитическо-прогностическое:

  • анализ диагностической информации;
  • составление рекомендаций всем участникам учебно-воспитательного процесса по результатам диагностических мероприятий;
  • участие в прогнозировании организации профилей.

Коррекционно-развивающее:

  • проведение профориентационных и деловых игр, тренингов;
  • помощь учащимся в адаптации к изменению условий среды.

Консультационное:

  • индивидуальные консультации для учащихся по проблемам выбора и принятия решения;
  • консультации для учащихся, родителей и педагогов по результатам диагностических обследований, по оптимизации обучения.

Методическое:

  • оказание методической помощи учителям-предметникам, классным руководителям.

Профилактическо-просветительское:

  • повышение психологической грамотности учащихся в аспектах самопознания, рефлексии, самореализации;
  • работа с родителями по повышению их психологической грамотности; выбору профильности обучения ребенка; выбору его профессиональной деятельности;
  • организация (совместно с социальным педагогом и классными руководителями) профилактических мероприятий: активного и систематизированного знакомства учащихся с миром профессий; специфическими качествами и умениями профессий (экскурсии, лекции, встречи, профориентационные игры, деловые игры).

Диспетчерское:

  • связь с профцентрами района (города);
  • организация (совместно с социальным педагогом и классными руководителями) просветительских мероприятий.

Психологическое сопровождение профильного образования в нашей гимназии начинается с момента  поступления ребенка в школу и продолжается на протяжении всего обучения.

Работа с ребенком начинается с определения его психологической готовности  к обучению в гимназии. С этой целью проводится собеседование с ребенком,  в ходе которого определяется уровень развития психологического развития, степень сформированности мыслительных процессов.

В начальной школе при помощи различных диагностических методов определяются возможности учащихся для построения образовательного пути, а также для выявления  высоких способностей к каким-либо видам деятельности, что  позволит уже в начальной школе создать ребенку оптимальные условия для развития.

Большая работа проводится с учащимися в период окончания начальной школы и перехода в основную школу. Первичные карты интересов, анкеты по их изучению могут быть предъявлены учащимся уже в 5-м классе. Безусловно, четкой картины предпочтений они не дадут, и это обусловлено особенностями возраста, тем не менее, такие исследования внесут вклад в изучение динамики интересов и склонностей. Информационно-просветительская деятельность на данном этапе заключается в расширении знаний о мире профессий. С этой целью привлекаются специалисты разных профессий, которые подробно знакомят учащихся со своей деятельностью, организуются экскурсии на разные загородные и городские предприятия и др.

В 7-8 классах работа психолога ориентирована на допрофильную подготовку и представляет собой комплекс просветительских и развивающих мероприятий, в основе которых лежат психодиагностические исследования. Обычно применяются анкеты, беседы, сочинения, комплексы психодиагностических методик, цель которых - помочь учащемуся сориентироваться в своих желаниях, возможностях, склонностях, в оптимальном выборе профиля обучения.

Выбор профиля обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, поэтому в 9-х классах особую актуальность приобретает деятельность психолога, направленная на профконсультирование и профориентацию. Планируя психологическую работу по сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения, целесообразно учитывать широкий круг специалистов и учреждений района, города, способных включиться в совместную деятельность.

Психолого-педагогическое сопровождение (ППС) учащихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях [6].

Выделяют три цикла ППС:

  • 10 класс - подготовительный цикл (цель работы психолога - помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути);
  • 11 класс - адаптационный (способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения);
  • 12 класс - заключительный (помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности).

Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения - создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.

Автор: Кудіна Ж. Л., практичний психолог, Донецька гімназія № 92.

Литература

  • Закон України "Про загальну середню освіту".
  • Комплекс средств психологического сопровождения учащихся в период ранней профильной подготовки. Таран О. С. ИД "Перове сентября" http://festival.1september.ru
  • Основные направления работы педагога - психолога по организации ориентационной работы и подготовке школьников к профильному обучению http://profession.krsnet.ru
  • Психологічне забезпечення профільної освіти. Сироватко О.: "Психолог",- 2006. - №40, с. 3-11.
  • Роль психологической службы в осуществлении предпрофильного и профильного обучения. Сухарева О.А. http://icas.jinr.ru/konprof/suhareva.htm
  • Программа психолого-педагогического сопровождения профильного обучения. Сударикова О. Ю. http://festival.1september.ru

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
12.04.2010

Популярні новини
Уряд затвердив план впровадження шкільної реформи Документ визначає заходи до 2020 року, що необхідні для старту Нової української школи
Учні коледжів і училищ складатимуть ДПА у формі ЗНО Учні, які отримують повну загальну середню освіту, складатимуть ДПА у формі ЗНО
Школи мають надати дані про випускні класи Навчальні заклади мають внести дані про випускні класи старшої школи до бази даних УЦОЯО
МОН: не всі учителі миттєво сприймуть зміни При впровадженні реформи МОН планує зосередитись на підтримці агентів змін

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!