Рейтинг
5

Подано методичні матеріали на заявлену тему, що присвячені ювілею поета

Материалы к анализу стихотворения М. Ю. Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…» (Рос. мова)

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 5 з 5 на основі 1 оцінок.

 Светский маскарад в поэзии Лермонтова – это обычно мир мертвенности и лжи. Но здесь поэту под таинственной, холодной полумаской открылось иное – живая душа. Полумаска отделяет внутреннее от внешнего, значительное от мелкого, прекрасное от обычного.

Лермонтовский идеал всегда связан с тремя непреходящими ценностями: свободой, полнотой жизни и гармонией. Образ красавицы в стихотворении полон жизни: глазки светят, уста улыбаются, голос звучит. Живая душа героини не вмещается в рамки светских правил, и весь ее облик говорит о внутренней свободе: что-то таит лукавая улыбка, даже локон выбивается своевольно. Красота пробуждает веру в истинные чувства, основанные на любви и доверии. Рождается гармония души – самая великая ценность для Лермонтова.

С этим чувством связано особое ощущение времени. Стихотворение начинается как воспоминание о прошлом, глаголы первой и второй строфы подчеркивают это. В третьей строфе и глагол создал говорит о прошлом, а затем речь идет о настоящем, в котором продолжает жить прошлое: ношу, ласкаю и люблю… слыхал. Настоящее и прошлое слились воедино и рождают будущее: мы вновь увидимся. Одно мгновение становится значительным: в нем живет и прошлое и будущее. И не случайно оно связано в видением красоты, которая возрождает духовные силы поэта и рождает прекрасную мечту о любви-гармонии.

В первой строфе портрет красавицы не столько изобразительный, сколько выразительный, передающий впечатление от облика женщины: об этом говорят эмоциональные эпитеты отрадный, пленительные, лукавые; сравнение голоса с мечтой, метафоричность глагола светили. Все в красавице обращено к поэту, и возникает ответное движение: герой устремляется навстречу родственной душе. Но затем в воображении героя возникает видение, заменившее реальную женщину в полумаске. Это уже создание самого поэта, идея любви-гармонии. «Живые речи» звучат в его душе, голос, который шепчет ему,-- это его внутренний голос, а «я» и героиня сливаются в одно «мы». Герой утратил свое одиночество, а видение обрело реальность.

Идея стихотворения – проявление идеала в обычном, бесконечного в конечном, гармонии в несовершенном. И весь образный строй стихотворения основан на том, что обыденными словами выражается глубокое чувство и высокая мысль. Ритм, интонации, звукопись складываются в дивную мелодию стиха. Этому способствует фонетическая упорядоченность: сочетание безударного у и ударного а, аллитерация согласных.

Поэтичность речи создается и средствами синтаксиса: многочисленные инверсии (звучал голос, голос твой), повторы и параллелизмы создают стройность и гармоничность текста. Главные части предложений (и все мне кажется – и кто-то шепчет мне) одинаково расположены в предложении, метрически равны. Вторые части предложений, построенные различно, говорящие одно о прошлом, другое – о будущем, содержат одну мысль о единении людей.

В двух первых строфах слышится вальсовое кружение в интонационном рисунке стиха. Две строки пятистопного ямба (8 и 11) чуть приостанавливают движение, и потом ритм меняется. Как будто исчезло все окружающее – кружение масок, музыка – и возникло ощущение света и гармонии.

Так идея стихотворения передается не только словом, но и звучанием стиха, его ритмической организацией.

Автор: Колпакова Олена Василівна
Посада: учитель російської мови та літератури.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
08.10.2014

Популярні новини
Випускників можуть звільнити від ДПА у формі ЗНО Профільний комітет розгляне рішення про можливе звільнення випускників від  ДПА у формі ЗНО 
Щоб стати вчителем, буде необхідно пройти інтернатуру Міністерством освіти і науки розроблено проєкт Положення про педагогічну інтернатуру
Школи мають розробити внутрішню систему якості Українські школи мають сформувати внутрішню систему забезпечення якості освіти
COVID-19 не є професійним захворюванням вчителів, - МОН Захворювання, отримане під час виконання вчителями професійних обов'язків, не є професійним
Загрузка...