Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Методика та технологія Язык и культура общения. Формирование речевой личности учащихся. (Рос. мова)
Рейтинг
15

У матеріалі на заявлену тему з досвіду роботи авторка пише, що однією з проблем розвитку суспільства є значне зниження рівня мовленнєвої культури, коли стало модно засмічувати мову вульгаризмами, узаконювати застосування ненормованої лексики тощо

Язык и культура общения. Формирование речевой личности учащихся. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 5 з 5 на основі 3 оцінок.

Концепция модернизации образования, определяя цели общего образования на современном этапе, подчеркивает необходимость ориентации учащихся средней школы на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности, обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации.

Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый – речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, и второй – речь хорошая, умелая, искусная. Совершенствование речевой культуры – одно из направлений повышения языковой и общей культуры человека.

Всегда ли вы испытываете чувство удовлетворения от уроков русского языка в старших классах и от результатов речевой деятельности школьников? Чем должны заниматься учащиеся на уроках курса "Стилистика. Культура речи"?

Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Таким образом, актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры.

Умение наилучшим образом выражать свои мысли и чувства необходимо людям любой профессии, особенно политикам, бизнесменам, юристам, преподавателям, журналистам... Соблюдение правил правописания — это лишь часть владения языком. Владение языком — это прежде всего знание максимально большого количества слов. Их точных значений, объективных и оценивающих.

Ситуаций употребления. Правил сочетаемости с другими словами. Вызываемых ими у собеседника ассоциаций. В толковых словарях русского языка около 100 тысяч слов. В "Словаре языка А. С. Пушкина" более 20 тысяч. Современному "среднему" человеку хватает полутора-двух тысяч слов. Хватает ли?

Так в 5-6 классах учащиеся должны уметь задавать вопросы и отвечать на них, вести беседу, используя вопросно-ответные реплики в пределах программного языкового материала и в соответствии с содержанием услышанного, увиденного или прочитанного. Высказывание должно содержать три-четыре реплики, правильно оформленные в языковом отношении, и отвечать поставленной коммуникативной задаче.

В 7-9 классах речь учащихся обогащается за счёт усвоения разнообразных форм выражения восклицания, ответных реплик в виде выражения согласия или несогласия, возражения, сообщения сведений, обмена мнениями. Сюда включаются элементы описания, повествования с выражением своего мнения и отношения к обсуждаемому вопросу. Объём высказываний – 5-6 реплик.

Старшеклассники /10-11 классы/ ещё более совершенствуются в диалогической речи, в основном это диалог-дискуссия. Речь обогащается беседами на материале личного опыта учащихся, их жизненных представлений, опыта общественной деятельности. Усиливается аргументация, доказательность оценок школьников по обсуждаемым фактам, поступкам людей. В соответствии с таким характером протекания диалогической речи естественно увеличивается степень её развёрнутости, объём высказывания. Самое главное в таких диалогах – умение включаться в конкретные или воображаемые жизненные ситуации.

Как видим, на начальных и последующих этапах характер основных умений и навыков речи практически идентичен. Однако их реализация в конкретных речевых и естественных, жизненных ситуациях предполагает постепенное усложнение, обогащение соответствующих реплик по степени информативности, развёрнутости, отражении связей между событиями и явлениями, поступками людей, по разнообразию синтаксических конструкций, логичности речи, эмоциональности.

Система теоретических сведений, представленная в курсе русского языка основной школы, прекрасно обеспечивая применение орфографических и пунктуационных правил, требует существенных дополнений для того, чтобы не менее успешно обеспечивать различные виды речевой деятельности человека. Кроме того, самим школьникам полезно и интересно знать не только те механизмы, которые управляют правописанием, но и те, которые помогают сознательно использовать языковые средства для выражения мыслей и чувств, а в случае затруднений при чтении, слушании, говорении или письме обращаться к словарям.

Учащиеся должны ясно представлять, для решения каких задач и в каких ситуациях им будут необходимы соответствующие знания и умения. Ученики практически ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, об этике служебных отношений и деловом общении. Между тем такие знания, владение навыками культуры служебных отношений и культуры общения остро необходимы выпускнику, вступающему во взрослую жизнь.

К завершению обучения в школе выпускник должен иметь некоторые умения, относящиеся к коммуникативной компетенции:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной, деловой сферах общения;
  • редактировать собственный текст;
  • соблюдать нормы поведения в различных ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы языка;
  • использовать приобретенные знания для совершенствования коммуникативных способностей;
  • быть готовым к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному сотрудничеству.

Каждый окончивший среднюю школу должен уметь говорить и писать по-русски в реальных жизненных ситуациях. Когда человек в таких условиях высказывается, начинает разговор или отвечает на реплики собеседника, он ни о каких правилах не думает.

Следовательно, усвоение языковой теории на уроках – это искусственная, но неизбежная ступень на пути к естественному речевому общению, и, чтобы поднять учащихся на следующую ступень речевой тренировки и речевой практики, учителю необходимо найти наиболее рациональное соотношение между искусственностью учебных ситуаций на уроке и стремлением преодолеть эту искусственность и максимально приблизиться к условиям естественного речевого общения.

Как сделать речь не только формально правильной, но и ясно выражающей вашу мысль и чувство, понятной и положительно воспринимаемой собеседником?

Какими языковыми средствами обычно пользуются говорящие по-русски, чтобы расположить к себе собеседника?

Какие "маленькие хитрости" может использовать говорящий/ пишущий, чтобы сделать собеседника единомышленником?

Какими знаниями из других областей нужно располагать, чтобы наилучшим образом понимать веселого и остроумного собеседника и достойно отвечать ему?

В связи с этим целесообразно привлекать как можно больше текстов, актуальных на данный момент: отрывки из выступлений политических деятелей, рекламу, объявления, резюме, предвыборные агитационные материалы и т. п. Эти тексты очень быстро стареют, поэтому приводить их в школьном учебнике бессмысленно.

Однако именно на таких материалах легко показать детям необходимость задавать в процессе говорения и письма вопросы о том, что сказано, а что скрыто, что подчеркнуто, а что уведено в тень, беспристрастен ли говорящий, уважает ли он своего собеседника, нет ли в его речи какого-либо намека и т. п.

Подчеркнем, как легко разговаривать между собой людям с общей базой знаний и как трудно — когда такой общности нет. (Например, разговор о современной музыке с человеком, который ей не интересуется, не получится из-за незнания им того, что стоит за именами отдельных исполнителей или коллективов). Полезно рассказать о том, как отсутствие формальной выраженности при богатом воображении слушателя (или читателя) может приводить к недоразумениям, не всегда безобидным.

Известно, что русский язык располагает весьма богатыми средствами, способными не только повысить, но и понизить "уважительность" к собеседнику. Ученые-лингвисты бьют тревогу по поводу того, что в русском языке в последние десятилетия исчезли элементы высокого стиля и, таким образом, нейтральный стиль стал занимать место высокого, а на место нейтрального начал претендовать сниженный.

В этих условиях задача любого интеллигента, говорящего по-русски, состоит в том, чтобы противостоять агрессии грубости и вульгарности в языке. Со стороны учителя вряд ли было бы разумно закрывать глаза на разнообразные проявления грубости и неуважительности, проникающие в речь политических деятелей, на экраны ТВ и кино, на радио и сценические подмостки. Если делать вид, будто этих негативных явлений нет, тогда и противостоять им будет невозможно.

При этом следует помнить, что грубость языка, хотя и влияет на другие стороны общественной жизни, обязана своим возникновением и агрессивным распространением не языку, а именно общественной жизни. Так что истинные причины огрубления русской речи лежат за пределами сферы профессиональной деятельности ученых-лингвистов. Впрочем, оборона от агрессивной грубости более или менее целесообразна на любых рубежах.

Хочется подчеркнуть, что губительно для преподавания русского языка подрывать авторитет умения писать и говорить без ошибок. Это умение не только облегчает коммуникацию, но и обеспечивает единство людей, пишущих и говорящих по-русски. Всякие нарушения этих норм расшатывают такое единство.

Кроме того, соблюдение правил правописания и произношения — это знак принадлежности к культуре, а их несоблюдение — признак бескультурья. И здесь применима английская пословица: "То, что Джон говорит о Билле, больше говорит не о Билле, а о самом Джоне". Пишет ли и говорит ли Джон без ошибок, это тоже многое говорит о Джоне.

Очевидно, что задача современного учителя — не просто передать некоторую сумму знаний, но и создать благоприятные условия для формирования активной, самостоятельной, творческой личности. Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная работа педагога помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры.

Литература

1.  Арутюнова Н. Д. Функции языка / под ред. Ю. Н. Караулова // Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003.

2.  Бельчиков Ю. А. Стилистика и культура речи / Ю. А. Бельчиков. - М.: УРАО, 2000.

3.  Божович Е. Д. Учителю о языковой компетенции школьников / Е. Д. Божович. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002.

4.  Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г.  Павлова, Е. Ю. Катаева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

5.  Львов М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. М.: Академия, 2002.

6.  Розенталь Д. Э. Культура речи / Д. Э. Розенталь. М.: Изд-во Московского университета, 1964.

Автор: Колпакова Олена Василівна
Посада: учитель російської мови та літератури.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
08.09.2014

Популярні новини
Школам доручили провести «диктант єдності» Інститут модернізації змісту освіти просить школи провести «диктант єдності»
Затверджено нове положення про вибір підручників Документ визначає порядок проведення конкурсного відбору проектів шкільних підручників
МОН: зарплату вчителям підняли, іншим - у вересні Міністерством освіти надана відповідь щодо підвищення заробітних плат педпрацівникам
МОН затвердило програму підготовки тренерів НУШ Метою програми є підготовка тренерів для підвищення рівня компетентності вчителів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!