Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Методика та технологія Формирование ключевых компетентностей с использованием инновационных технологий и ИКТ на уроках биологии. (Рос. мова)
Рейтинг
5

У статті на заявлену тему з досвіду роботи авторка пише, що ігрові технології дозволяють формувати якості активного учасника навчального процесу, знаходити та застосовувати рішення; розвивати здібності адаптуватися в умовах, що змінюються, учитися спілкуватися

Формирование ключевых компетентностей с использованием инновационных технологий и ИКТ на уроках биологии. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 5 з 5 на основі 1 оцінок.

Для жизненного успеха человека сегодня требуются такие качества как социальная мобильность, автономность, способность применять полученные знания, сохранять свое "Я" в постоянно меняющихся условиях, и нам, учителям, необходимы такие подходы приемы и методы работы, с которыми происходило бы изменение позиции ученика: от объекта научения - получателя информации, до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию (у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы умениями, анализа, рефлексии, самооценки).

Биология – наука о жизни, а жизнь, как известно, у человека одна и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно в любой жизненной ситуации. "Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса (Ш. Амонашвили).

Игровые технологии позволяют формировать качества активного участника учебного процесса, находить и применять решения развивать способности адаптироваться в измененных условиях, учиться общаться. Это викторины, путешествия, подбор пословиц, поговорок, их анализ и объяснение с различных сторон (научной, гипотетической, анатомической, воспитательной и т. д.), составление сказок и рассказов (на их сюжете) и исправление неточностей и предположений.

Как фрагмент игры-путешествия: "Путешествие лекарственного препарата в организме" (движение, где усвоится, что препятствует усвоению, как будет выводиться, скорость действия: препарат введен внутримышечно (ягодица) внутривенно (плечевая вена), таблетка под язык (перорально).

Фрагмент игры "Аквариум". Двое учащихся получают проблемный вопрос по теме и пытаются найти ответ на него, обсуждая возможные варианты ответа вслух, а остальные учащиеся разделены на группы (до обсуждения):

  • 1-я группа - ошибки в суждениях;
  • 2-я группа – правильные суждения;
  • 3-я –делает правильные выводы в суждениях учащихся.

Такая интерпретация этой игры позитивно отражается на процессе развития умения общаться (социальная и коммуникативная компетенция) и доказывать свое мнение, что помогает состояться ученику как личности.

Считаю очень эффективным метод игровой технологии для развития такой ключевой компетенции, как учебно-познавательная. Это имитация, например, научного журнала (последние достижения науки в области биологии). Учащиеся (работа проводится в группах) называют свой журнал, ищут информацию, анализируют ее и объясняют. Формы представления могут быть разными: рисунки таблицы схемы альбомы.

Ролевые игры способствуют формированию целенаправленных действий учащихся, развивая коммуникативные, социальные, информационные и общекультурные компетенции. Например "путешествие в Царство "Высшие споровые растения" (7 класс) - это специалисты: биологи, историки, экологи, медики, ученые (работа осуществляется в группах с домашними заготовками).

А в 11 классе - на тему "Генная инженерия - "за" и "против". Группы готовятся по таким же направлениям, но добавляются еще социологи и группа "перспективы развития". При этом каждый ученик чувствует себя в той или иной роли, но, самое главное, они должны доказать не только правильность своего утверждения, но и найти их неприемлемость.

Для развития ключевых компетенций применяю прием работы с текстом учебника (работа в группах):

  • интегрировать текст в схему (график);
  • интегрировать текст в таблицу;
  • составить задания на сопоставления, сравнения;
  • составление памяток;
  • на составление плана-конспекта;
  • тезисного плана;
  • составление кроссворда с вопросами
  • составление кроссворда с ответами в тестах;
  • разделить текст на части и озаглавить их;
  • составить 3-5 вопросов к данной части текста.

Задания распределяются дифференцированно или каждый ученик выбирает свой вариант, зная заранее уровень его оценивания.

Все уроки стараюсь проводить так, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся и максимально получать обратную связь, для чего применяю проблемные вопросы и ввожу проблемные ситуации, что повышает уровень мотивации к данной теме и предмету.

Так, в 8 классе, при изучении темы "Размножение насекомых" привожу пример из книги Л. Керролла "Алиса в стране чудес": Алиса пожаловалась гусенице, что случившиеся в ней волшебные изменения привели ее в полное замешательство. Гусеница ответила, что в этом нет ничего удивительного и странного. Почему ответ гусеницы был таким?

В 7классе, при изучении темы "Высшие споровые растения. Мхи" -задается вопрос: какими особенностями внешнего и внутреннего строения должны обладать наземные растения? Здесь учащиеся должны установить причинно-следственные связи, вспомнить виды тканей у растений и их функции.

Многие биологические процессы отличаются сложностью и детям с образным мышлением тяжело усваивать абстрактное обобщение. Развитию их мышления способствуют интерактивные демонстрации – модели, позволяющие самостоятельно конструировать процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. В этом случае важнейшим моментом является демонстрация опытов, позволяющих разобраться в сложнейших физиологических процессах.

Так, например, при изучении темы ВНД "Мышление. Роль головного мозга", этот пример в некоторой степени можно отнести и ТРИЗ-методике (технология освоения научных способов познания). При рассмотрении понятия "умозаключение" (обобщение, вывод) подчеркиваю, что оно не всегда приводит к правильным выводам, но и к ложным.

Пример ложных умозаключений: из спичечной коробки достают 4 спички и вставляют их в щели между коробкой и крышкой; между головками этих спичек зажимают третью спичку. Над слегка приоткрытой коробкой получается фигура из спичек в виде буквы "П". Задача формируется так: если поперечную спичку зажечь посередине- какой из концов вспыхнет раньше – там, где есть головка, или там, где две головки? (огонь не успевает дойти до спичечных головок, поскольку спичка с прогоревшей серединой пружинит и вылетает.

Вывод о том, что раньше должны вспыхнуть две спичечные головки – это верно, но в данном случае он ошибочен, т. к. действуют другие законы природы (сила сжатия, твердость и эластичность предметов)

Для развития учебно-познавательной компетенции и творческих способностей учащихся применяю приемы и. принципы теории решения изобретательских задач. Здесь использую некоторые приемы педтехники в групповой форме по плану: наблюдение-гипотеза-эксперимент с вопросами: Что происходит? Зачем? Почему? Каким образом? Учащиеся выдвигают как можно больше гипотез (предположений) о причинах явления по схеме: постоянные условия (норма) – наблюдаемые результаты – вывод. План работы следующий:

  • перечислите признаки объекта;
  • сравните;
  • найдите зависимость между признаками или признаком в зависимости от другого;
  • сформулируйте результат наблюдения (происходящего) – "если… - то"

Пример. Урок по теме "Строение и работа сердца". При остановке сердца, даже по истечению 20 мин., работу его можно восстановить путем непрямого или прямого массажа сердца, а также действием дефибриллятора. Объясните, что при этом происходит и как восстанавливается при этом деятельность сердца? (условие: сердце сохраняет свою целостность).

Принципы педтехники реализую через приемы:

  • а) "Удивляй". Человека лишают сна в течение нескольких дней (казнь в Древнем Китае) - он умирает, а в опытах И. П. Павлова на собаках при выработке условных рефлексов собака засыпала прямо в станке. Объясните эти факты (9 класс, тема "Сон и сновидения").
  • б) "Лови ошибку" (работа в группа). Зеленый кузнечик лучше летает, чем прыгает, при этом он может преодолевать большие расстояния, а личинка его червеобразной формы и очень прожорлива (8 класс). Межклеточная жидкость течет по специальным сосудам, иногда она может содержать лимфоциты, защищающие организм от болезнетворных бактерий. Она участвует в обменных процессах (9 класс).
  • в) "Фантастическая добавка". Придумать и изобразить фантастический организм (растение, животное), объяснить свой рисунок (работа в группе).
  • г) "Составь задачу или задачи" (с помощью конкретной информации). Большая синица в период вскармливания потомства может уничтожать насекомых по весу в 2 раза больше собственного веса. При наличии насекомых в больших количествах, синицы могут давать до 2-3 поколений, а в одной кладке может быть до 5-11 яиц, при этом масса птицы до 15 г., а за один раз птица приносит 4-7 г. пищи.

Информационные компьютерные технологии не заменяют учителя, а делают общение с учениками более содержательным, индивидуальным и деятельностным, т. к. включает максимальное количество видов памяти: слуховую, зрительную, двигательную, эмоциональную. Учащиеся сами активно участвуют в процессе обучения, являются центром, в результате чего изучаемый объект или явление запоминаются с более глубоким пониманием его сути.

ИКТ позволяет на практике использовать метод проектов, помогает учащимся обрести бесценный опыт аналитической и исследовательской деятельности в группах, дает возможность реализовать свои способности, развивает социокультурные компетенции.

Так, при изучении темы "Индивидуальное развитие организма человека" (11 класс), предлагаю учащимся темы проектов: "Алкоголь и наследственность", "Венерологические заболевания и потомство человека", "Наследственные заболевания человека", "Генная инженерия – наука будущего?"

Использую видеофильмы (как озвученные, так и с отключением звука), фрагменты фильмов на всех этапах урока, презентации к теме, созданные учащимися, Интернет-ресурс с различных сайтов, а так же поэзию (найти ошибку):

Ты прав. Одним воздушным очертаньем,
Я так мила
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.

…Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу… (А. Фет "Бабочка")

Домашнее задание (8 класс, тема "Насекомые"):

  • Какое насекомое по ночам грабит улья?
  • Какие гусеницы идут кормиться определенным строем?
  • Какая бабочка пробует пищу ногой?

Высшая задача учителя в том, чтобы дать возможность каждому ученику проявлять потребность быть самим собой и развивать свои возможности саморегуляции. В жизни каждого человека очень важным является умение оценить себя, свои возможности, осознать трудности, выбрать наилучший путь достижения цели.

Поэтому очень важно развивать эти умения путем воспитания навыков рефлексивных качеств ученика - осмысление своих собственных действий, понимая своего внутреннего состояния. Такие беседы особенно эффективны в конце урока после изученной темы. По словам Т. Бильрота: "Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки!" (он первым применил научный метод для определения музыкального таланта).

Например, учащиеся отвечают на такие вопросы:

  • Считаете ли вы данную тему актуальной?
  • Какие вопросы темы были для вас сложными?
  • Вы были активны на уроке? (Что вам мешало?)
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке? (работа с сигнальными карточками)
  • Все ли вам удалось на уроке? (Почему?)
  • Как вы усвоили учебный материал? (сигнальные карточки).

Автор: Коломієць Алла Костянтинівна
Посада: учитель біології.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
02.02.2014

Популярні новини
Уряд затвердив план впровадження шкільної реформи Документ визначає заходи до 2020 року, що необхідні для старту Нової української школи
Учні коледжів і училищ складатимуть ДПА у формі ЗНО Учні, які отримують повну загальну середню освіту, складатимуть ДПА у формі ЗНО
Школи мають надати дані про випускні класи Навчальні заклади мають внести дані про випускні класи старшої школи до бази даних УЦОЯО
МОН: не всі учителі миттєво сприймуть зміни При впровадженні реформи МОН планує зосередитись на підтримці агентів змін

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!