Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Методика та технологія Приемы работы с терминами на уроках географии. (Рос. мова)
Рейтинг
35

У статті з досвіду роботи автор указує, що за час роботи у школі вона використовувала багато різноманітних прийомів термінологічної роботи. Кращий результат дають комплексні методи, що повинні задіяти різні види пам’яті та багаторазове повторювання термінів на різних етапах уроків

Приемы работы с терминами на уроках географии. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 5 з 5 на основі 7 оцінок.

В шестом классе ученики знакомятся с новой для них наукой географией и новыми терминами.

В географии можно выделить три типа терминов:

  • «Знакомые», – которые учащиеся представляют, но не могут четко сформулировать (река, вулкан, карта), либо допускают ошибки (вулканы только те, которые извергаются).
  • Номенклатура – географические названия объектов, которые чаще всего не знакомы детям (Гольфстрим, Джомолунгма, Атакама).
  • Научные – новые для понимания, написания и употребления термины (гляциодислогация, авлакоген, геосинклиналь).

Для успешного овладения географической терминологией необходима систематическая работа на уроках и дома.

За время работы в школе мною было использовано много различных приемов терминологической работы. Лучший результат дают комплексные методы, которые задействуют различные виды памяти и многоразовое повторение новых терминов на разных этапах урока.

Одним из таких приемов является «географическая разминка» На доске или слайде мультимедийной презентации даны 8-10 терминов из ранее изученного материала. Они написаны различными:

  • шрифтом (печатным, прописным, курсивом);
  • размером (крупным средним и мелким, но хорошо видимым для учащихся последних парт);
  • цветом и яркостью;
  • в различных направлениях.

После 20-30секунд демонстрации изображение убирается. Учащиеся должны записать термины и устно дать им объяснение.

Данный прием тренирует зрительное внимание, формирует навык чтения карты, развивает память.

Ассоциативный ряд. Учащимся предлагается перечислить все возникающие ассоциации с данным термином (включая звуковые, вкусовые, цветовые) записывая их на доске. Затем необходимо из перечисленного составить два определения «официальное» и «эмоциональное», для чего можно вызвать двоих учащихся к доске. Например для болота:

  • а) переувлажненный участок суши со слоем торфа более 30 см;
  • б) мокрое топкое вонючее царство комариное.

Графические конспекты. Для проработки нового материала дома учащимся необходимо составить графические конспекты к определенным терминам, понятиям, разделам. В этих конспектах разрешено использовать изображения и символы, но не слова. Такими опорными конспектами разрешено пользоваться при ответе. Это позволяет более слабым учащимся почувствовать себя увереннее, а сильным –проявить творческие способности.

Так же для закрепления использую: выбор «лишнего» из списка, дополнение пропущенного слова в определении, различные виды «геоцепочек», составление кроссвордов, написание эссе и других творческих работ.

Для контроля уровня усвоения терминов и понятий хорошо зарекомендовали себя географические диктанты как картографические, так и терминологические.

В критериях оценивания заложен уровень владения понятийным аппаратом. Для этого учащиеся должны не только знать, что обозначает какой-либо термин, но и уметь им пользоваться как в стандартных, так и нетипичных заданиях. Поэтому работа с терминами является такой же неотъемлемой частью обучения географии, как и работа с картой. Использование разнообразных приемов и методов позволяет учащимся легко овладеть географической терминологией.

Автор: Пилипенко Олена Григорівна
Посада: учитель географії.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
27.10.2013

Популярні новини
МОН презентувало стандарт початкової освіти Документ передбачає впровадження нового змісту, що ґрунтується на формуванні компетентностей
Освітню реформу відкладено до вересня Для розгляду реформи освіти парламентарям у четвер не вистачило робочого часу
Ми розпочнемо реформу освіти вчасно, - Гройсман Прем’єр-міністр наголошує, що уряд розпочне реформу освіти і знайде джерела її фінансування
Прем’єр: ми не маємо відкладати реформу освіти За словами Гройсмана, затягувати з модернізацією нашої освіти через брак ресурсів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!