Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Методика та технологія Воспитание духовности - одна из целей уроков русского языка и литературы. (Рос. мова)
Рейтинг
10
Вибір редакції

У публіцистичній статті на заявлену тему авторка пише: добре, що головна мета освіти у школі – добра: розвиток високоморальної, гармонійної, фізично та духовно здорової особистості, яка здатна на творчість і самовизначення

Воспитание духовности - одна из целей уроков русского языка и литературы. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 5 з 5 на основі 2 оцінок.

Среди высших ценностей, чтимых славянским народом, особое место занимает духовность. Для настоящего человека духовность – это самосознание, напряженный процесс "делания" своей души. И помогает в этом средствами школьных предметов многовековое духовно-нравственное воспитание.

Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

Известный русский писатель В. Распутин определил духовность как "соединение в одном понятии красоты, любви, долга и истины, ради чего когда-то был создан человек и во имя чего определились его пути". Как учитель русского языка и литературы считаю, что именно эти учебные предметы позволяют на каждом уроке уделять внимание ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся, вопросам духовности, нравственности. Извечные заповеди добра и совести, чести и долга, дружбы и любви щедро впитала в себя мировая литература.

Размышляя о поступках литературных героев, осмысливая авторское отношение к ним, обсуждая нравственные вопросы и связанные с ними социальные проблемы, поднимаемые авторами литературных произведений, через учебный диалог учителя и ученика происходит духовное взаимообогащение. Для меня очень важно передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, духовной глухоты и нравственной трагедии. Ведь смысл нашего пребывания на Земле - в любви ко всему видимому и невидимому, служении ему.

Много славных дел ждет моих учеников, но, прежде всего, они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. При этом книга остается ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребенка. Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Каким человеком тебе хочется стать?

На эти и другие вопросы ученикам помогают ответить герои литературных произведений. В пятом классе детей восхищают подвиги Ивана - крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ, в одиннадцатом классе среди подростков все чаще звучат рассуждения о долге, о чести, об ответственности за свои поступки героев "Мастера и Маргариты" М. Булгакова, "Матренина двора" А. Солженицына, романа "Сто лет одиночества" Г. Маркеса… У Антуана де Сент - Экзюпери в "Маленьком принце" прославляется жизнь как таковая и ее дитя – человек. В процессе изучения произведения ученики размышляют о том, для каких высоких целей рождается человек, дают ответы на вопросы духовно-нравственного содержания: для чего нам дается жизнь, что такое ответственность и важна ли она для нас.

Диалоги, которые веду с ребятами на уроках литературы, помогают ответить на множество вопросов, развивающих духовность учащихся: Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А. С. Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина? Кого из героев романа "Война и мир" Л. Н. Толстой назвал "любимыми", а кто вызвал у него духовное отторжение? Обитатели дна (М. Горький "На дне") – утонувшие или утопленные? Однозначны ли в своей человеческой сути Григорий Мелехов, Семен Давыдов, Макар Нагульнов, дед Щукарь?

Литературные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирование. Для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературы провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях.

Работа над решением проблемных вопросов будет неполной, если не брать во внимание работу над словом, так как через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, происходит интеллектуальное развитие ребенка, с помощью языка закладывается духовное и нравственное начало личности.

На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к русскому слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.

Дидактический материал может состоять из сгруппированных по тематике (добро/зло, смелость/трусость, дружба, учение, вежливость, долг, бережливость и т. д.) пословиц и поговорок, определяющих совокупность норм, ценностей, установок, которые регулируют человеческое поведение. Например, можно обратиться к такой нравственной категории как "совесть". Предлагаю в пятом классе подобрать пословицы и поговорки на тему "Правда. Совесть", выразительно прочитать их, раскрыть значение слов "правда", "совесть", "ложь", "стыд", "вина", ответить на вопросы: Всегда ли нужна правда? В каких случаях её можно скрыть?

Присуща ли совесть как нравственное качество личности всем людям? Как понять выражения "нечистая совесть", "совесть замучила", "совестливый человек"? Задания практического характера позволяют повторить и закрепить правила орфографии, пунктуации, виды разбора. И всё это время мы занимаемся формированием нравственности и духовности у учащихся.

Я полностью согласна с мнением Дмитрия Лихачева, который считал, что специфика работы учителя-словесника такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим, станут читать книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

Литература

1. Лихачев Д. Дневники. -М., 1970

2. Кузнецов Ф. Русская литература ХХ века. – М., 1991

3. Тураев С. Зарубежная литература. – М., 1977

Автор: Парфьонова Алла Миколаївна
Посада: учитель російської мови та літератури, заступник директора з НВР.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
20.10.2013

Популярні новини
МОН роз'яснило, як викладати предмети у новому навчальному році Міносвіти розробило рекомендації з викладання предметів у 2017/2018 навчальному році
Електронні версії підручників для 9 класу Міністерство освіти опублікувало електронні версії підручників для розміщення у вільному доступі
Гриневич: наше завдання - навчити дітей мислити За словами міністра, ЗНО вимагає від учнів завчити матеріал, але не дозволяє його проаналізувати
МОН презентувало стандарт початкової освіти Документ передбачає впровадження нового змісту, що ґрунтується на формуванні компетентностей

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!