Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Методика та технологія Розвиток творчого потенціалу, організація пізнавальної діяльності учнів на уроках російської мови. (Рос. мова)
Рейтинг
5

Методичні поради з досвіду роботи на заявлену тему, де авторка пише, що для реалізації творчого потенціалу учнів, перш за все, необхідно розглядати учнів не як суму зовнішнього впливу, а як цілісну, активну, діяльнісну особистість. Учень не є об’єкт, а, перш за все, творець свого власного «Я»

Розвиток творчого потенціалу, організація пізнавальної діяльності учнів на уроках російської мови. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 5 з 5 на основі 1 оцінок.

Развитие творческого потенциала учащихся трактуется сегодня как основное задание школы. Для его реализации необходимо, прежде всего, рассматривать учащегося не как сумму внешних влияний, а как целостную, активную, деятельную личность. В этом основная суть перестройки учебно-воспитательного процесса. Ученик – не объект, а, прежде всего, творец своего собственного "Я".

Работа ученика, который годами сидит, молча за партой, слушает учителя и пытается запомнить то, о чём ему говорят, - не может обеспечить ни полноценного формирования личности, ни радости учащемуся от достигнутого результата.

Сквозь призму деятельности учащегося необходимо переосмыслить саму структуру учебно-воспитательного процесса, перейти к решению проблемы развития и реализации творческих способностей каждого школьника.

Учитель словесности должен строить педагогический процесс не по принципу информационного сообщения от субъекта к объекту в жанре монолога, а по принципу диалогизации.

Нашим ученикам предстоит выбор жизненного пути, определение целей и смысла своей деятельности, выбор средств достижения этих целей и оценка их результатов, т. е. постоянное личностное усовершенствование. Значит, для ответов на эти вопросы важно не столько формирование как большего количества навыков, а их смысл и цель.

Таким образом, методика создаёт условия, в которых появляется и необходимость, и желание задавать вопросы и искать ответы. Методика – это путь, по которому будет идти ребёнок – ваш ученик.

Важен для учителя словесности и принцип активности учащегося. Его знания, умственное, духовное и культурное развитие должны опираться на собственные усилия. Особенный вес для ученика имеет путь, которым он пройдёт, решая поставленную перед ним проблему. Таким образом он овладеет методом работы, который в будущем может применить к аналогичным заданиям. В связи с этим часть учебного программного материала отрабатывается учащимся самостоятельно. Учитель добавляет к задания вопросы репродуктивного (воссоздающего) и продуктивного (творческого) характера.

Именно таким образом возможно формирование личности не с энциклопедически развитой памятью, а с гибким умом, быстрой реакцией на всё новое, с полноценными, развитыми потребностями познания мира, навыками самостоятельной работы, сформированными навыками и творческими способностями.

Учитель должен помнить, что степень познавательной деятельности и активности у каждого ученика своя. Не может быть единого уровня активности, как нет единовременного восприятия. Каждый ученик должен быть участником общего дела, иначе ни о какой активности и речи быть не может. Следовательно, нужны такие задания, такие приёмы работы, которые создали бы необходимые условия для участия в общем деле всех.

Многолетний опыт показывает, что хотя большинство учителей обычно затрачивают много времени и усилий на проверку письменных домашних работ, однако и после неё у значительной части школьников в тетрадях остаются ошибки, а навыки грамотного письма – не сформированы. Проверка домашних упражнений, осуществляемая в традиционной форме – на слух, без опоры на зрительные образы, малопривлекательна для детей и поэтому неэффективна.

В то же время проверка домашних заданий с применением тренажёрной техники, опорных схем – конспектов, интересных игровых или поисковых заданий повышает интерес ученика к языковым фактам, над которыми он дома работал самостоятельно или которые осознал на уроке в процессе работы.

Например, это может быть работа по подбору по аналогии слов из предложений. Учитель называет слова привстал, предобрый, пришкольный и т. д., т. е. слова с одной орфограммой (пре-, при-). Ученики после самопроверки придумывают и записывают слова с этой же орфограммой, а затем обмениваются идеями. Например, прилёг, престрашный, приамурский.

Задача усложняется, когда в слове несколько орфограмм, и это обстоятельство заинтересовывает учащихся в большей степени, потому что они становятся исследователями. Для создания текстов или заданий по аналогии могут быть даны не отдельные слова, а два – три предложения.

Непременным условием познавательной активности является вопрос учителя. Значительно более трудное и, пожалуй, более важное дело – обучить школьников самостоятельно составлять вопросы по тексту, им предложенному. Например, учащимся можно предложить проанализировать записанное на доске высказывание А. И. Куприна: "Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен". Ученикам предлагается задать возможные вопросы по данному предложению. Например:

  • Простое предложение или сложное?
  • Чем оно осложнено?
  • С какой интонацией произносится?
  • Какое из слов в предложении – архаизм?
  • Почему слово певуч написано без мягкого знака? И т. д.

Основательный коллективный анализ на уроке встретившихся трудностей, сопровождаемый исследовательской работой, заданиями аналитического характера, осмыслением материала и в теоретическом, и в практическом планах, подкрепляемый не только звучащим словом, но и зрительными образами, и моторными восприятиями, - всё это положительно влияет на уровень грамотности школьников.

Автор: Кравченко Галина Олексіївна
Посада: учитель російської мови.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
11.10.2013

Популярні новини
Наш пріоритет – український вчитель, - Гройсман За словами прем’єра, заробітна плата вчителів буде підвищена на два тарифних розряди
Місцева влада зможе утримувати школи, - Гройсман За 11 місяців 2016 року додаткові надходження до місцевих бюджетів сягнули 44 млрд
Керівники шкіл та вишів подаватимуть е-декларації Починаючи з 01 січня 2017 року, освітяни-керівники будуть зобов'язані подавати е-декларації
В МОН хочуть відкрити процедуру надання грифів Міністерство освіти має намір зробити відкритою процедуру надання грифу навчальній літературі

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!