Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Методика та технологія Особливості аналізу проблематики літературного твору. (Рос. мова)
Рейтинг
10
Вибір редакції

У статті на заявлену тему авторка пише, що в новому Держстандарті в освітній галузі „мова та література” особлива увага приділяється складовим літературного компонента: емоційно-ціннісному; літературознавчому; культурологічному та компаративному при опрацюванні літературного твору

Особливості аналізу проблематики літературного твору. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 5 з 5 на основі 2 оцінок.

 Анализ проблематики литературных произведений – одно из наиболее интересных и увлекательных моментов литературоведческого анализа.

В Новом государственном стандарте основного и полного среднего образования в разделе "Образовательная отрасль "Язык и литература" особое внимание уделяется составляющим литературного компонента: эмоционально-ценностной, литературоведческой, культурологической и компаративной линиям работы с литературным произведением. Остановимся на литературоведческой линии: "Литературоведческая линия предполагает изучение литературных произведений в единстве содержания и формы, овладение учащимися основными литературоведческими понятиями, использование их в процессе анализа и интерпретации художественных произведений, … раскрытие особенностей художественных произведений" [1]. Здесь есть большое количество показателей аспектов анализа произведения, в то же время мы не находим определения проблематики художественного произведения. Учитывая специфику работы в гимназии, где образовательный уровень учащихся на достаточном уровне, эффективнее начинать анализ художественного произведения с определения проблематики.

Под проблематикой художественного произведения в литературоведении принято понимать осмысление писателем отраженной в произведении реальности, проявляется авторская концепция мира и человека.

Работая над определением проблематики произведения, учитель с учащимися может вступить в диалог с писателем, обсуждать вместе с ним предлагаемую им систему ценностей, ставить вопросы, приводить художественные, текстуальные аргументы, находить общие точки жизненного мироощущения учащегося и писателя, несмотря на временные и другие рамки, разделяющие писателя и читателя. Проблематика является субъективной стороной художественного содержания, поэтому в ней максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир.

Как указывает А. Есин: "Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности. Во многих случаях произведения словесного искусства становятся многопроблемными, и эти проблемы далеко не всегда разрешаются в пределах произведения" [3, с28]. Главное для писателя поставить вопросы в произведении, а не решать эти вопросы читателю же – понять эти вопросы. Работа над определением проблематики произведения позволяет учащимся (читателям) размышлять и переживать, а это, я считаю, главное, ради чего мы обращаемся к художественной литературе.

Таким образом, анализ художественного произведения я начинаю не с анализа образов, определения темы и других аспектов анализа, а с центральной проблемы произведения. Это обращение к самому главному и важному, такой подход поддерживает стойкий интерес учащихся к произведению, дает возможность проводить компаративный анализ

(сравнение с другими произведениями мировой литературы), помочь учащимся понять уникальность, неповторимость данного произведения, т. е. найти "изюминку" художественного текста.

Перед анализом необходимо познакомить учащихся с типами проблематики. Многие литературоведы обращались к данному вопросу: М. Бахтин, Г. Поспелов, А. Есин. В школьных условиях определение типа проблематики очень важно.

В своей работе использую следующую классификацию типа проблематики:

  • мифологическая – это "фантастико-генетическое осмысление тех или иных явлений природы или культуры" [2, с. 240], применяю данный термин при изучении античной литературы, героических эпосов, фольклора, мифов;
  • национально-историческая – раскрытие исторического становления и судьбы целых народностей, раскрытие национальной судьбы; данную проблематику применяю к следующим произведениям: "Слово о полку Игореве", "Василий Теркин" А. Твардовского, "Хождение по мукам" А. Толстого (изучаю в обзоре в 11 классе);
  • социокультурная – "основной признак социокультурной проблематики – акцент на устойчивые, сложившиеся, повторяющиеся черты бытия и сознания людей, здесь важна не динамика, а статика жизни" [3, с. 31], это произведения Н. Гоголя "Ревизор", "Мертвые души";
  • романная проблематика – это идейные интересы писателей к личностному началу, как в самих себе, так и в окружающем их обществе, т. е. проблематика личности, здесь основным есть не статика, а динамика, различного рода изменения, либо во внешнем положении человека, либо в его эмоциональном мире, либо в его философии, точке зрения на действительность. К таким произведениям можно отнести "Преступление и наказание" Ф. Достоевского;
  • идейно-нравственная – в центре данной проблематики основа человеческой личности, интерес писателя сосредотачивается на жизненной позиции человека и на процессах изменения этой позиции, это философский и этический поиск ответа на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, правде и справедливости. К таким произведениям относятся: "Дон Кихот" Сервантеса, "Герой нашего времени" М. Лермонтова, повести И. Тургенева "Ася" и "Первая любовь", повести Л. Толстого "Детство" и "Отрочество" - все эти произведения я вношу дополнительно для изучения, учитывая их важность в становлении личности читателя (ученика);
  • философская – "идейный интерес писателей направлен на осмысление наиболее общих, универсальных закономерностей бытия общества и природы", поиск истины в конечной инстанции, общая концепция жизни выступают на первый план; к таким произведениям относятся "Пир во время чумы" А. Пушкина, стихотворения в прозе И. Тургенева, "Мастер и Маргарита" М. Булгакова.

В большинстве художественных произведений, изучаемых в школьной программе находим сочетание нескольких типов проблематики, правде, они не всегда существуют на равных правах.

Несколько примеров определения проблематики при изучении произведения

"Герой нашего времени" М. Лермонтова - сочетание нравственной и философской проблематик, а не социальной, как предлагается традиционным школьным анализом. Более конкретно – это проблема фатализма и в связи с этим - проблема цели и смысла жизни, человеческого существования.

"На дне" М. Горького – идейно-нравственная проблематика, а не социальная, проблема гуманизма, в общем его аспекте.

"Плаха" и "Когда падают горы" Ч. Айтматова (предлагаю учащимся после изучения произведений М. Булгакова) - идейно-нравственная и социокультурная проблематика: деградация общества в условиях глобализации.

Произведения А. Чехова ("Дама с собачкой", "Человек в футляре") – идейно-нравственная проблематика, но с определенной изюминкой: проблема идейно-нравственного развития обыденного сознания, формирование личностного отношения человека к миру.

"Братья Карамазовы" Ф. Достоевского – идейно-нравственная проблематика, но – формирование самосознания высочайшего уровня, развитие личности, проявившей свой собственный взгляд на мир.

Считаю, что анализ проблематики литературного произведения открывает возможности живого, эмоционального восприятия произведений, возможность свободного диалога с автором, возможность проявить собственную позицию, а это является главным в уроках литературы. В то же время это и самый сложный этап анализа, потому что он требует от читателя вдумчивого, глубинного чтения, чтобы попытаться определить, что заставило автора браться за перо, какими проблемами он хочет поделиться с читателем.

Литература

  1. Государственный стандарт основного и полного среднего образования, К: - 2012г.
  2. Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы, М:- 1972, с. 167.
  3. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения, М: Наука, 2000г. – с. 248.

Автор: Каракашьян Людмила Іванівна
Посада: заступник директора з НВР, учитель російської мови та літератури.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
07.03.2013

Популярні новини
Гриневич пообіцяла вигризати зарплати для вчителів Міністр освіти заявила, що має намір добиватись підвищення заробітних плат для вчителів
Школи мають самі вирішувати питання шкільної форми Питання щодо шкільної форми має регламентуватись внутрішніми правилами школи
Профспілка передумала виводити освітян на «акції протесту» Анонсована раніше «акція протесту» освітян не відбудеться. Профспілка домовилась з урядом
Українські вчителі найбідніші в Європі, - профспілка Рівень зарплати українських учителів найнижчий серед пострадянських країн

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!