Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Методика та технологія Положительное влияние оздоровительного бега на физиологическое состояние организма детей с ослабленным здоровьем. (Рос. мова)
Рейтинг
5

У статті викладено рухову активність людини, фізичні вправи, навички гігієни та здорового способу життя, які є незамінними засобами профілактики захворювань, важливими факторами удосконалення людини, зміцнення її здоров’я та підтримки працездатності. Але, щоб бути здоровим, недостатньо просто бажати цього

Положительное влияние оздоровительного бега на физиологическое состояние организма детей с ослабленным здоровьем. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 5 з 5 на основі 1 оцінок.

Согласно последним данным, состояние здоровья учащихся образовательных школ оценивается многими специалистами как неудовлетворительное. Это выражается в низких показателях физического развития, физической подготовленности и состоянии устойчивости к заболеваниям. По данным научных исследований более трети учащихся сегодняшнего дня испытывают постоянные учебные перегрузки и затруднения в условии обычных образовательных предметов (Б. Ф. Прокудин, 1998; И. А. Ковачева, 2000; В. Н. Волков, 2001).

Известно, что школьный возраст является благоприятным периодом не только для развития большинства основных двигательных качеств, но и, в значительной степени, для реализации воспитательной составляющей развития целостной личности учащегося.

Отличительная особенность современной эпохи – стремление человека познать самого себя. Мы учимся быть здоровыми - это требование нашей жизни. Но, чтобы серьезно заниматься своим здоровьем, надо обладать хотя бы минимальным объемом медико-биологической информации. Естественное стремление к физическому совершенствованию, желание улучшить свое самочувствие, повысить работоспособность, избавиться от всевозможных недугов призывает нас к двигательной активности.

Для нормального функционирования человеческого организма, сохранения здоровья и повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды, таких как стрессовые ситуации, высокие и низкие температуры, травмы, гипоксия, необходима определенная "доза" двигательной активности. Одним их элементов двигательной активности, является оздоровительный бег. Бег как средство повышения выносливости, работоспособности и здоровья человека в настоящее время получил широкое распространение во многих странах мира. Это связано с тем, что многие жители больших городов стали меньше двигаться, меньше ходить пешком, больше ездить на общественном транспорте и личных автомобилях. Следствием этого явилось увеличение заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Поиски наиболее эффективных физических упражнений, с помощью которых можно было бы бороться за сохранение и повышение здоровья, привели к бегу, как универсальному упражнению, получившему название оздоровительного. Широкое распространение оздоровительного бега объясняется тем, что он является естественным, привычным способом передвижения человека, легко дозируется, доступен лицам разного возраста и пола. Бег может проводиться в любую погоду и в разное время года, не требует специальных условий, мест, инвентаря для занятий. Может использоваться как в групповых, так и в индивидуальных занятиях, под руководством специалиста и самостоятельно. Бег увеличивает функциональную возможность организма за счет повышения адаптации сердечно-сосудистой, дыхательной и других жизненно важных систем и органов человека; способствует закаливанию организма занимающихся вследствие тесной связи с природными факторами внешней среды.

С помощью непрерывного равномерного бега в различном темпе могут решаться такие задачи, как:

  • а) укрепление здоровья;
  • б) профилактика некоторых заболеваний;
  • в) сохранение и восстановление двигательных функций;
  • г) общая работоспособность;
  • д) повышение выносливости;
  • е) формирование двигательных навыков.

Все эти задачи необходимы в повседневной жизни, воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями как средству организации свободного времени, активного отдыха ребенка и продление творческого долголетия. Оздоровительный бег является наиболее простым и доступным (в техническом отношении) видом циклических упражнений. Техника оздоровительного бега в отличие от спортивного бега характеризуется меньшими усилиями и амплитудой движений, длиной и частотой шагов. Методика обучения правильному бегу такая же, как и бегу на средние и длинные дистанции. Прежде чем начать заниматься оздоровительным бегом, необходимо пройти медицинский осмотр. Учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специально медицинской группе, на основании заключения врачебно – консультативной комиссии (ВКК), которые могут заниматься оздоровительным бегом, можно разделить на 3 группы.

К первой группе относятся дети с ослабленным здоровьем, с излишним весом – на 15-20 кг превышающим норму.

Во вторую группу входят ученики практически здоровые, но которые ранее не посещали занятия физической культурой по медицинским показаниям.

В третью группу, входят школьники, отнесенные в специально медицинскую группу с ограничением физической нагрузки.

Из всех методов тренировочных средств, для детей с ослабленным здоровьем, занимающихся оздоровительным бегом рекомендовано:

  • легкий равномерный бег от 15 до 30 минут при пульсе 120—130 ударов в минуту. Для начинающих бегунов является основным и единственным средством тренировки.
  • длительный равномерный бег - от 60 до 120 минут при пульсе 132 - 144 удара в минуту. Применяется для развития и поддержания общей выносливости. Этот метод, в свою очередь, должен быть разделен на три части (периода): ходьба, бег – ходьба, равномерный бег.

Ходьба. Для правильного проведения занятий необходимо иметь три показателя: длину дистанции (1,5 -2 км), время ее прохождения и ЧСС за первые 10 сек после остановки. Пульс во время ходьбы не должен превышать 120 уд/мин.

Бег – ходьба. Эта методика разработана сотрудниками ВНИИФКа на базе групп здоровья и заключается в чередовании строго ограниченных отрезков ходьбы и бега, например 50 метров бега и 150 метров ходьбы, затем 100 метров бега и 100 метров ходьбы.

Равномерный бег. Эта часть тренировки завершающая, бегая 3 – 4 раза в неделю в легком равномерном темпе по 30 – 60 мин можно получить нагрузку, достаточную для укрепления здоровья.

Величина нагрузки в оздоровительном беге складывается из двух компонентов — объема и интенсивности. Во-первых, необходимо помнить, что нагрузка всегда должна быть оптимальной для конкретного лица в конкретный момент. Оптимум — это тот наименьший объем нагрузки, который дает наибольший результат. Во-вторых, нужно помнить, что наша цель - здоровье, а не высокие спортивные достижения.

Надежным критерием интенсивности нагрузки является носовое дыхание. Проведенные специальные велоэргометрические исследования показали, что до тех пор, пока дыхание через нос (при хорошей носоглотке) полностью обеспечивает поступление в легкие кислорода, ЧСС не превышает 130 ударов в минуту. Момент, когда бегун вынужден вдохнуть через рот дополнительную порцию воздуха, соответствует увеличению пульса до 140—150 ударов в минуту (верхняя граница аэробного обмена).

Абсолютная скорость бега не имеет никакого значения и представляет лишь теоретический интерес, так как физиологическое воздействие на организм зависит не от количества пробегаемых метров в секунду, а от режима тренировки. Бег в аэробном режиме обеспечивает все необходимые компоненты нагрузки: расход энергии, оптимальное увеличение ЧСС, вибрацию сосудов и внутренних органов. Поэтому не нужно стремиться к увеличению скорости во что бы то ни стало. В процессе занятий скорость должна увеличиваться только естественным путем, по мере роста тренированности, непроизвольно и незаметно для самого бегуна. Всегда должен соблюдаться принцип "Бежать легко!". Сознательное увеличение скорости, вызывающее напряженность бега, недопустимо.

О величине нагрузки в одном занятии можно судить по скорости восстановления пульса, который через 10 мин после финиша не должен превышать 100уд/мин (16 ударов за 10 сек).

Занимающиеся оздоровительным бегом должны регулярно вести дневник, в котором записывают проделанную работу, пульс (утром) за 1 мин., сон, самочувствие, работоспособность и т. д. Бегать лучше всего в парке или на ближайшем стадионе. Лучше выбирать мягкий ґрунт. Бег приносит большую пользу в том случае, если он сочетается с правильным режимом питания и закаливанием организма.

Формулирование целей работы. Целью наших исследований является анализ и разработка рекомендаций, направленных на укрепление здоровья студента и поддержания его работоспособности на достаточном уровне, а также влияния оздоровительно го бега на физиологическое состояние его организма.

Результаты исследований. Физическая подготовка при занятиях оздоровительным бегом основывается на ряде специальных принципов: повторности, постепенности, индивидуализации.

Принцип повторности – использовать упражнения систематически. При этом физические нагрузки должны быть четко регламентированы по времени, интенсивности и объему.

Принцип постепенности - соблюдение этого принципа позволяет постепенно приспосабливаться к возрастающей тренировочной нагрузке. "Никогда сложную работу, как бы ты ни привык к ней, не начинай стремительно, а с некоторой постепенностью". - /И. П. Павлов/

Принцип индивидуализации. Состояние здоровья, не одинаковая физическая подготовленность, диктуют необходимость индивидуального подбора нагрузки при занятиях оздоровительным бегом. "Лучше недобрать, чем перебрать" - золотое правило оздоровительной ходьбы и бега. Прежде чем начать занятия, нужно реально оценить свои возможности, обязательно посоветоваться с врачом. Следует также учитывать состояние здоровья, физическую подготовленность, выносливость, которая у каждого студента зависит от состояния его здоровья. Необходим индивидуальный подход к тренировочной нагрузке. Изменения частоты пульса в ходе занятий позволят получить объективную картину изменений в организме и внести поправки в планируемую нагрузку.

Мотивы, которые побуждают студентов заниматься оздоровительным бегом, самые разнообразные. Проводя анкетирование у 200 студентов, занимающихся, на 1-3 курсах физической культурой мы получили следующие данные, которые позволили выделить пять основных мотивов:

  • укрепление здоровья и предупреждение заболеваний (31,1%),
  • продление творческого долголетия (19,3%),
  • развитие физических качеств, двигательных навыков, повышение работоспособности (15,2-14,5%),
  • нормализация веса тела, более рациональное проведение свободного времени (7,4-6,7%),
  • подготовка и выполнение спортивных разрядов (5,4%).

По мнению студентов, занятия оздоровительным бегом способствовали:

  • повышению учебной деятельности – 33%
  • снижению утомляемости в течение дня и учебной недели – 20%;
  • сокращению пропусков по болезни – 16,3%;
  • повышению социальной активности – 10,5%;
  • улучшению социально-психологического климата в институте и дома – 8,5%.

Как показали исследования: оздоровительный бег огромный эффект оказывает на воздействие системы кровообращения и дыхания, укрепляется сердечно - сосудистая система, увеличивает эластичность и емкость сосудистого русла. Необходимо отметить также его положительное влияние на углеводный обмен, функцию печени и желудочно-кишечного тракта, костную систему. Под влиянием тренировки на выносливость снижается вязкость крови, что облегчает работу сердца. Исследования показали – благодаря активизации жирового обмена оздоровительный бег является эффективным средством нормализации массы тела. У школьников, регулярно занимающихся оздоровительным бегом, вес тела близок к идеальному весу тела, а содержание жира в 1,5 раз меньше, чем у ребят, не занимающихся оздоровительным бегом. В. П. Мищенко (1988) наблюдал уменьшение пульса в течение первого года занятий оздоровительным бегом (с 78 до 62уд/мин.).

Для усиления пропаганды занятий оздоровительным бегом необходимо глубже осознать психологию бегающего человека и мотивы, которые им руководят. Русский академик Н. С. Илларионов (1988) выделяет следующие основные мотивации к занятиям оздоровительным бегом:

  • укрепление здоровья и профилактика заболеваний;
  • повышение работоспособности, удовлетворение от самого процесса бега,
  • стремление улучшить свои результаты в беге (спортивная мотивация),
  • следование моде на бег (эстетическая мотивация),
  • стремление к общению,
  • стремление познать свой организм, свои возможности,
  • мотивация творчества,
  • мотивация воспитания и укрепление семьи, "семейный" бег,
  • случайные мотивации.

Наиболее сильным стимулом для занятий является удовлетворение, огромное чувство радости, которое приносит бег. В большинстве случаев прекращают занятия те люди, которые в результате неправильной тренировки не смогли испытать эти ощущения. Немецкий психолог Шелленбергер (1988) отмечает следующие причины недостаточной физической активности:

  • недостаточная осведомленность о пользе занятий (40%);
  • отсутствие интереса к занятиям (47%);
  • предпочтение каких-либо других занятий в свободное время (62%);
  • лень (57%);отсутствие информации о возможности занятий, проблема свободного времени, неверие в свои возможности ("все равно ничего не получится").

Исследования показали, что основной формой организации является учебное занятие. Техника оздоровительного бега в отличие от спортивного бега характеризуется меньшими усилиями и амплитудой движений, длиной и частотой шагов. Методика обучения правильному бегу такая же, как и бегу на средние и длинные дистанции.

Занятия оздоровительным бегом проходят с учащимися, отнесенные к специально медицинской группе по индивидуальной программе и состоит из трех частей:

1. Подготовительной.

2. Основной.

3. Заключительной.

В подготовительной части решаются две задачи:

  • первая должна обеспечить педагогическую и психологическую настройку, занимающихся, оздоровительным бегом;
  • вторая связана с разминкой, которая нужна для того, чтобы "разогреть" мышцы и подготовить организм к предстоящей мышечной деятельности.

В основной части занятий необходимо следовать нескольким правилам:

  • начинайте бег медленно, стараясь сохранить ровный темп бега,
  • не делайте резких ускорений. Если возникает потребность увеличить темп бега, например - во второй половине дистанции, то делайте это постепенно;
  • бег должен сопровождаться положительными эмоциями;
  • оздоровительный бег должен вызывать небольшую приятную усталость. Не следует доводить себя до глубокого утомления.

В заключительной части занятия ученики, занимающиеся, оздоровительным бегом могут почувствовать утомление. Утомление может выражаться в чрезмерном дыхании, большом потоотделении, замедлении двигательных реакций, неустойчивом внимании. Учет этих признаков утомления может помочь лучше управлять тренировочной нагрузкой и предотвратить ухудшение функционального состояния ребенка.

Выводы

Регулярные тренировки в оздоровительном беге положительно влияют на все звенья опорно-двигательного аппарата, препятствуют развитию дегенеративных изменений, связанных с гиподинамией. Оздоровительный бег увеличивает приток лимфы к суставным хрящам и межпозвоночным дискам, что является лучшей профилактикой артроза и радикулита.

Оздоровительный бег огромный эффект оказывает на воздействие системы кровообращения и дыхания. Необходимо отметить также его положительное влияние на углеводный обмен, функцию печени и" желудочно-кишечного" тракта, на костную систему. Положительное влияние бега на функцию суставов возможно только при условии использования адекватных (не превышающих возможности двигательного аппарата) нагрузок, постепенного их увеличения в процессе занятий.

Литература

1. Колодий О. В., Лутковский Е. М. Ухова В. В. Оздоровительный бег. Легкая атлетика и методика преподавания. - М., 1985. - С. 163-165.

2. ВолковВ. М., Мильнер Е. Г. Бег и здоровье. Физкультураи спорт. М., 1988. - С. 118-127.

3. ПлатоновВ. Н. Теория и методика спортивнойтренировки. - К.:Вища шк., 1984. – 352 с.

4. Мартиросов А. Б. Методы исследования в спортивной антропологии. - М.: Физкультураи спорт, 1982. -100 с.

5. КозловскийЮ. И. Скоростно-силовая подготовкабегуновна средние и длинные дистанции. – К., 1980. – С. 35-50.

6. КоробовА. Н. О беге - почти все. Физкультураи спорт. - М., 1986. - С. 2 - 15.

7. Юшкевич Т. П. Оздоровительный бег. - Минск:Полымя, 1985.

Автор: Павленко Злата Юріївна
Посада: учитель фізичної культури.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
18.02.2013

Популярні новини
Місцева влада зможе утримувати школи, - Гройсман За 11 місяців 2016 року додаткові надходження до місцевих бюджетів сягнули 44 млрд
Керівники шкіл та вишів подаватимуть е-декларації Починаючи з 01 січня 2017 року, освітяни-керівники будуть зобов'язані подавати е-декларації
В МОН хочуть відкрити процедуру надання грифів Міністерство освіти має намір зробити відкритою процедуру надання грифу навчальній літературі
МОН зменшить регуляторний вплив на школи У відомстві переглянуть накази МОН на предмет зменшення регуляторного впливу в освіті

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!