Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Методика та технологія Елементи графічної грамоти на уроках трудового навчання. (Рос. мова)
Рейтинг
15
Вибір редакції

У матеріалі з досвіду роботи автор пише, що знайомити учнів із графічною грамотою потрібно з перших занять у шкільній майстерні, додаються відомості з креслення, спираючись на знання та вміння, що мають учні з уроків малювання

Елементи графічної грамоти на уроках трудового навчання. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 5 з 5 на основі 3 оцінок.

К графической документации по техническому труду относятся: чертежи, эскизы, технические рисунки, технологические карты, кинематические и технические схемы, графики, диаграммы.

Знакомить с нею учащихся начинаю с первых занятий в учебных мастерских. В 5 классе на уроке труда сообщаю школьникам сведения по черчению, опираясь на их знания и умения, приобретенные на уроках рисования. Первоначальная графическая подготовка призвана облегчить им понимание новых требований. На этом этапе все рисунки и эскизы учащиеся выполняют только в карандаше. При ознакомлении их с первоначальными основами графической документации я соблюдаю государственные стандарты ЕСКД демонстрирую приемы работы с чертежными инструментами на классной доске, подготавливаю графическую документацию заблаговременно в соответствии с объектам труда, контролирую знания и умения учащихся по графической документации.

Для изучения графической документации на уроках труда школьники имеют общую тетрадь, линейку, чертежный угольник, циркуль, карандаш твердый Т, мягкий 2М мягкая резинка С этими требованиями, как и другими, связанными с работой мастерские, знакомлю учащихся на вводном занятии. Также знакомлю школьников с приемами использования чертежного инструмента. Сообщаю, например, что прямые линии проводят сначала вдоль кромки линейки или угольника без нажима остро отточенным твердым карандашом, а при обводке применяют мягкий карандаш, причем, чтобы получить четкие и ровны линии, их нужно проводить в обратном направлении. Перед проведением дуг я демонстрирую правильное обращение с циркулем. Знакомлю школьников с организацией рабочего места при выполнении графической документации, рассказываю им о профессиях чертежника инженера-конструктора.

Первое изделие, которое изготавливают учащиеся 5-х классов на урок технического труда прямоугольный брусок. Для его выполнения необходим технический рисунок. По математике школьники в этот же период знакомятся с понятием прямоугольного параллелепипеда и его измерениями. На уроках рисования рисуют с натуры картонную коробочку. Учитывая это, я объясняю им, что такое технический рисунок от обычного он отличается тем, что все параллельные и равные отрезки бруска изображаются параллельными и равными без учета перспективы, поэтому я показываю деревянный брусок, поворачивая его всеми гранями, измеряю длину ребер, обращаю внимание учащихся на то, что размеры графической документации проставляются только в миллиметрах.

Все видимые ребра учащиеся обводят на рисунке мягким карандашом, это делаю на доске мелом, объясняя, что такое контурная линия.

"Можно ли изготовить по такому техническому рисунку брусок?" - спрашиваю у учащихся. Они обычно отвечают, что для этого необходимо знать три его размера Я показываю их на образце, а затем на техническом рисунке, обозначая габариты бруска выносными линиями. Между ними проводится прямая, ограниченная стрелками. Надо пояснить, что это - размерная линия. Над ней ближе к середине четко обозначаю размеры изделия в миллиметрах.

Учащимся объясняю, что технический рисунок обычно выполняется от руки на глаз. В своих тетрадях они помимо его выполнения, записывают; что технический рисунок - наглядное изображение предмет" с указанием его размеров. и материала, он выполнен от руки на глаз и расположен так, чтобы иметь общее представление об изделии.

В конце занятия задаю следующие вопросы: В каких единицах выражаются размеры в графической документации? Как подготовить к работе карандаш? Какими карандашами по твердости мы будем пользоваться? Какая линия называется сплошной, основной, контурной? В каких случаях она применяется? Для чего используется сплошная тонкая линия, какой толщины она должна быть? Какое расстояние оставляют между контуром изображения и размерными линиями? Как наносят размерные числа на размерных линиях.

На следующем занятии повторяю с учащимися пройденный графический: материал на примере другого бруска Он в дальнейшем может быть объектом труда учащихся на уроке. Брусок используют, как укладку для сверл, чертилок, кернеров.

Я прикладываю брусок к доске и обвожу контур мелом. Полученное изображение называется видом спереди или главным. При выполнении эскиза деталь располагаю так; чтобы главный вид, давая наиболее полное и отчетливое представление о ее форме и размерах. Под главным видом чертится вид сверху. Справа от главного - вид сбоку.

Обращаю внимание учащихся на последовательность расположения эти трех видов, которая должна соблюдаться.

В тетради, кроме выполнения рисунка, учащиеся записывают, что эскизом называется изображение предмета плоскости, показывающее его форму и размеры, выполненное от руки, с учетом пропорций между отдельными частями.

В конце занятия учащимся предлагаю ответить на следующие вопросы: Что называется эскизом? Перечислите виды на эскизе. Почему они так называются? Какое изображение называется главным и почему? Как располагаются виды на эскизе?

Автор: Кузів Володимир Васильович
Посада: учитель трудового навчання.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
08.12.2012

Популярні новини
Рада просить називати школи на честь Героїв АТО Рада просить місцеві органи забезпечити найменування шкіл та вишів на честь Героїв України
5 головних тенденцій оновлення програм 5-9 класів Серед пропозицій оновлення програм координатори обговорення виділили п’ять основних тенденцій
Півтисячі освітян долучились до обговорення програм Найменш обговорюваними є програми базової школи з фізики, хімії та іноземних мов
Фіналісти EGAP Challenge презентували власні проекти В Міносвіти презентували освітні інноваційні проекти від фіналістів програми EGAP Challenge

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!