Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Методика та технологія Работа над историческим портретом как составная часть современного гуманитарного образования. (Рос. мова)
Рейтинг
4
Вибір редакції

У статті з досвіду роботи авторка пише, що курс історії загальноосвітньої школи за чинною навчальною програмою має десятки прізвищ видатних державних і політичних лідерів, громадських діячів, талановитих військових, учених, діячів культури, які учні мають свідомо та глибоко засвоїти та збагнути їх історичну роль

Работа над историческим портретом как составная часть современного гуманитарного образования. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 4 з 5 на основі 1 оцінок.

Роль личности в истории велика...,
когда история заинтересована в личности.
Валентин Грудев

XXI век характеризуется динамизмом социальных процессов в мире, глобализацией в различных сферах жизни, тесным взаимодействием народов, государств, этносов, социальных групп. Все это порождает новые требования к образованию. Выпускники школы должны научиться ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и креативно решать возникающие проблемы.

Разрастающееся информационно-коммуникативное пространство современного мира усиливает роль и значение изучения истории, т. к. история, основанная на фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социально-экономического, политического, нравственного опыта людей. Она служит источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, предмет "История" составляет стержень гуманитарного образования.

Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем. Перед нашим обществом сегодня с особой остротой встал вопрос о том, что такое человек как "ценность" исторического развития и это нашло выражение в гуманизации образования. Поиски путей изучения человека и как объекта, и как субъекта истории требуют переосмысления методологических позиций в отборе содержания, более глубокого соотнесения его с психологическими возможностями учащихся, применения эффективных методических приемов, средств и организационных форм обучения.

Курс истории содержит десятки имен выдающихся государственных и политических лидеров, общественных деятелей, талантливых полководцев, ученых и деятелей культуры.

Знания об исторических личностях будут усваиваться учащимися более глубоко и осмысленно, а интерес к истории повысится, если:

  • формирование знаний об исторических личностях будет осуществляться поэтапно с позиций разнообразных подходов;
  • при осуществлении отбора содержания ведущей будет являться идея единства раскрытия личности как объекта, так и субъекта истории, а на первое место будет выдвигаться характеристика деятельности личности в переломные моменты исторического развития, когда она оказывается в условиях выбора;
  • используемые приемы и средства, проблемно- поисковые задания будут нацеливать школьников на понимание альтернативности и вариативности исторического процесса, способствовать их нравственному воспитанию.

Формирование знаний об исторической личности не может быть оторвано от развития оценочных суждений учащихся, поэтому здесь важно соблюдать принцип единства знаний и оценочных суждений об исторической личности.

С опытом работы учителя приходит понимание того, что необходимо придерживаться ряда требований:

  • через индивидуальные образы людей, характеристики исторических личностей необходимо создавать образ времени, образ эпохи, выделяя в каждой личности то особенное, что делает ее типичной для своего времени;
  • при формировании знаний об исторических личностях на первый план необходимо выдвигать момент осуществления личностью выбора, ставшего судьбоносным для истории народа и страны; через момент выбора показывать личность в действии, характеризовать нравственные черты поступка, достигая тем самым единства в раскрытии образа, действия и оценки;
  • в процессе формирования знаний о личностях усилить их нравственно-психологический аспект;
  • формирование знаний об исторических персоналиях осуществлять на основе альтернативной подачи материала, показывая деятеля с различных точек зрения;
  • дифференцировать содержание знаний об исторических личностях в зависимости от значения, места и роли данной личности в историческом процессе;
  • учитывая возрастные особенности подростка, его направленность на формирование собственной личности, помочь ему приобрести умение понимать других людей, их мысли, чувства, переживания, мотивы деятельности через умение анализировать действия и мотивы поведения исторической личности;
  • отобрать систему эмоционально-образных приемов и средств, творческих и поисковых, заданий, способствующих формированию не только осознанных и глубоких знаний, но и выработке у них собственных суждений;
  • наряду с формированием общих умений, таких как овладение различными видами изложения исторического материала, умением анализировать и обобщать биографические факты на основе различных источников знаний, работать со справочной литературой, составлять и применять план-конспект научно-популярной и научной литературы, предусмотренных программой, вести целенаправленную работу по формированию следующих умений: оценивать личность с различных точек зрения, в том числе с точки зрения той эпохи, в которой жила личность; аргументированно объяснять свое понимание роли и значения данной личности в истории; уметь анализировать возможные альтернативы развития хода истории в зависимости от деятельности той или иной личности в истории.

Особо надо отметить, что трудной для учителя задачей является передача нравственного духа эпохи. Долгое время в школьном преподавании имело место объяснение поступков личности классовыми и общественными интересами, что не давало ученикам возможности выйти на интерпретацию мотивов поступков и поведения исторической личности. Таким образом, важно вырабатывать желание в учащихся понять историческую личность, формировать у них образ живого человека с его противоречиями и исканиями, богатой внутренней жизнью, борьбой мотивов, совершающейся в нем в момент принятия ответственного решения.

Трудно, но необходимо научить учащихся видеть эволюцию политических, социально-экономических, духовных взглядов и ценностей человека. Важно видеть развитие исторической личности, выделяя этапы жизни и деятельности, изучить и проанализировать восприятие личности современниками (причем и сторонниками и противниками), что еще более "оживляет" личность в контексте исторической эпохи.

Сегодня никто не сомневается в необходимости изучать не только массовые движения и закономерности исторического процесса, но и деятельность конкретных людей, их образ мыслей, особенности воспитания, их устремления, идеалы и предрассудки. Все понимают, что важно говорить на уроках об индивидуальных чертах исторических деятелей. Актуальность темы определяется тем, что история именно в школьном возрасте лучше усваивается через "человеческую" ее сторону, через судьбы конкретных людей.

Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей. Многие учащиеся часто обретают кумиров без какого-либо учительского воздействия. Работа над историческим портретом является важной составной частью современного гуманитарного образования и неразрывно связана с формированием предметных исторических компетентностей.

Какого уровня можно достичь ученику? У каждого он будет свой, но систематическая работа помогает ребенку сформировать историческое мышление, свое видение эпохи, свой взгляд на события и свою позицию. Одаренные дети могут достичь вершин, что учителя только радует и восхищает. Как образец хотелось бы привести работу ученицы 10 класса Руденко Анастасии, победителя ІV Всеукраинского этапа олимпиады по истории 2011, 2012г. г.

Історичний портрет Костя Левицького

"Працювати треба ідейно, щоб дати
свою духовну лепту для рідного народу"
Кость Левицький

В ноябре минует 153 годовщина со дня рождения известного адвоката, публициста, общественно-политического и государственного деятеля Восточной Галичины конца ХІХ – начала ХХ века – Костя Левицкого. Имя уроженца Прикарпатья широко известно не только в профессиональных кругах историков. Без воспоминания о нем невозможно любое исследование в области юриспруденции, политической или экономической истории Украины конца ХІХ – начала ХХ века. И, конечно, без него нельзя представить новейшую историю Галичины.

Многолетний руководитель самой влиятельной и массовой западно-украинской партии – Украинской национально-демократической партии, неоднократный лидер и глава украинских фракций Галицкого краевого сейма и австрийского парламента, почетный член товарищества "Просвита" и Научного товарищества имени Т. Шевченко, президент Краевого Союза Кредитного (потом – Центробанка, 1898 – 1939 гг.) и Краевого союза Ревизионного (1904 – 1939 гг.), глава Союза украинских адвокатов (с 1926 г.), и, конечно, автор известного труда "Історія політичної думки галицьких українців 1848-1914 рр. На підставі споминів" (по мнению И. Чорновола: "…досі найкраща підручна праця з історії українського руху в Галичині…", глава Государственного секретариата ЗУНР (с ноября 1918 г.), премьер-министр ЗУНР, руководитель Головной и Загальной Украинской Рады – далеко не все регалии адвоката К. Левицкого.

Родился Кость Левицкий 18 ноября 1859г. в городке ТысменицаТовмацкого уезда Станиславского воеводства (теперь районный центр Ивано-Франковской области) в семье священника-шляхтича герба "Рогаля". Проявил недюжинные способности к обучению. После окончания Тысменицкой школы поступил в 1869 г. в Станиславскую гимназию, а в 1878 г. уже учился на юридических факультетах Львовского и Венского университетов, где в 1884 году составил докторат, благодаря чему через 6 лет открыл адвокатскую канцелярию во Львове. Студенческие годы стали для него не только временем приобретения специальности, а и активной общественной деятельности.

Формирование общественно-политических взглядов Левицкого происходило под влиянием национально сознательного семейного окружения, украинских педагогов, народовских громад и студенческих кружков украинофильской направленности, где он получил основы национального воспитания. Его жизнь – из семьи греко-католического священника через получение светского образования к активной политической деятельности – была достаточно типичной для нового поколения украинской светской интеллигенции в Галичине, которая на рубеже ХІХ – ХХ вв. стала духовным поводырем, взвалив на свои плечи политическое руководство украинским национальным движением.

Студентом, в начале 1880-х гг. был членом народовских, студенческих товариществ львовского университета "Академічний кружок" и "Дружній лихвар", где быстро вышел на ведущие позиции, став еще и сооснователем и заместителем главы "Академічного братства".

Левицкий возглавил Первое Вече украинских студентов под австрийской короной в сентябре 1880г. в Коломые, годом позже он создал и возглавил товарищество "Кружок правників", в котором оказывал помощь в получении специального юридического образования, что свидетельствует о нем, как о перспективном общественно-политическом деятеле, который воплощал и оздоровлял национальные интересы в разных сферах общественной жизни.

С 1882 г. юноша начинает заниматься адвокатской практикой, где достиг успехов, при этом органически соединяя интересы по специальности с общественно-полезной деятельностью. Не без его усилий в последние два десятилетия Галичина превращается в "Український П'ємонт" путем активизации деятельности народовцев с конца 1880-х гг.

В 1885 г. он становится инициатором создания первого политического товарищества "Народной Рады", занимая должность секретаря. Общество поставило своей целью добиваться равноправия галицких русинов с другими народами Австро-Венгрии, национального единства по обе стороны от Сбруча.

Кость Левицкий был непосредственным участником тайных переговоров с поляками, которые завершились заключением польско-украинской договоренностью – "новой эрой" (1890-1894), что дало толчок формированию новейших украино-польских событий, кристаллизации идей политической самостоятельности и собственности украинцев.

Русофилы потеряли позиции. Но эта акция не оправдала надежд к политическому сотрудничеству.

Но наиболее известен К. Левицкий как адвокат, который стал успешным политиком. Его политическая карьера была неразрывно связана с национально-демократическим течением украинского национального течения в Галичине, где он прошел путь от рядового члена политического товарищества "Народна Рада" до главы Народного комитета Украинской национал-демократической партии, самой влиятельной политической силы в Западной Украине. Был среди авторов программы УНДП на национально-демократических и либерально-централистских принципах. В то время как официальный глава Юлиан Романчук сосредоточил усилия на парламентской деятельности и пребывал в Вене, Левицкий руководил деятельностью партии с 1905 до начала 1919 г.

За период руководства Левицким УНДП успешно соединяла парламентскую деятельность с организацией массовых акций в ее поддержку.

Особенно много усилий он прикладывал для строительства партийной сети УНДП и превращение ее в массовое национал-демократическое движение. Лично занимался формированием штабов УНДП на всех уровнях и базой для них стали адвокатские конторы друзей-юристов, бывших выпускников Львовского университета. По его собственным словам: "Ми повинні вибирати на політиків сам цвіт нашої інтелігенції".

Благодаря его усилиям партия принимала активное участие в национально-освободительном движении, направляя деятельность в русло борьбы за две определяющие задачи: демократизацию избирательного права и отстаивание права на украинский университет.

К. Левицкий стал также одним из зачинателей и активных деятелей кооперативного движения. Он стал одним из сооснователей и активным деятелей целого ряда экономических организаций, таких как: кооперация "Народна Торгівля" во Львове; товарищества "Зоря" (1884 р.); страхового товарищества "Дністер" (1892 р.); банка "Дністер" (1894 р.); инициатор создания "Земельного банку іпотетичного" (1910).

Важной составляющей политической деятельности оставалась работа в Государственных законодательных органах – австрийском рейхстаге и Галицком краевом сейме. Незыблемый авторитет там он приобрел благодаря своей колоссальной работоспособности, организаторскому таланту и качественному юридическому образованию. В мае 1907 г. на избирательном округе №66 он одержал победу и стал депутатом Австрийского парламента, где в феврале 1910 г. возглавил украинскую фракцию.

Под его крылом находился широкий спектр проблем – защита социально-экономических, образовательных, политических прав украинского населения. Усилия его парламентского представительства были направлены на рост политического влияния украинцев в государстве, применение рычагов государственной политики к решению давнего украино-польского конфликта, достижение украинцами практических результатов в культурно-образовательной и экономической сферах.

В 1908 г. ему ввели в компетенцию местные дела, избрав послом в Галицкий краевой сейм – представительский законодательный орган.

Занимая ведущее место в украинской сеймовой репрезентации, Левицкий строил свою деятельность в русле борьбы за национальное равноправие. Под его руководством украинские депутаты Галицкого сейма вели "голосну обструкцію" (блокирование трибуны в течении определенного периода) на заседаниях, парализуя на несколько лет работу краевого парламента. Украинские парламентские представительства заставляли считаться с собой как с важными субъектами политических взаимоотношений.

Кость Левицкий входил в элитную верхушку империи Габсбургов. Отдельной страницей в его биографии была издательская и публицистическая деятельность. Так, в начале 1897 г. под его редакцией начал выходить еженедельник "Свобода" - официальный орган УНДП.

Кроме того, он активно сотрудничал со львовской редакцией "Дела", занимался написанием и публикацией популярных брошюр для народа на общественно-политическую и экономическую проблематику, которые выходили в серии изданий "Просвиты". В историю он вошел также как редактор юридических часописов, издатель "Немецько-українського правового словника".

Кость Левицкий стал автором фундаментальных трудов по истории украинского национального движения – "История освободительных соревнований галицких украинцев 1914-1918", "Великий зрив" (1931), в которых он пытался понять и объяснить следующим поколениям причины поражения Украинской революции, будучи ее непосредственным участником.

Недаром он сам говорил: "В політиці потрібно брати що можна і поки час, щоб не було запізно".

Постепенно происходит превращение Костя Левицкого в лидера галицко-украинской политики.

В августе 1914 происходит избрание его на должность главы межпартийной организации – ГУР, которое трансформируется в ЗУР (Загальна національно-політична репрезентація українського народу) после расширения ее состава в мае 1915 г. В годы Первой мировой войны его усилия направляются на отстаивание украинских геополитических интересов, что стало особенно актуальным в связи с процессами восстановления польской государственности; налаживание сотрудничества с представителями Надднепрянской Украины в лице Союзу Визволення України. Впрочем, Левицкий стоит на позиции проавстрийского лоялизма, усматривая перспективы решения украинского вопроса в сотрудничестве с австрийско-немецким блоком.

В ноябре 1916 г. создается Польское королевство, что ведет к потере авторитета, а, как следствие, отставке Левицкого, а руководство парламентской фракцией переходит к Е. Петрушевичу.

Широкая борьба и активная подготовительная работа с целью захвата власти в Галичине привела к созданию Украинской Национальной Рады 18 октября 1918 г.

Кость Левицкий становится главным вдохновителем, организатором и руководителем "Листопадового зриву" 1918 г. Несмотря на личную трагедию – смерть дочери – он находит в себе силы возглавлять судьбоносную акцию украинского народа. После отречения Галицкого наместника, становится главой государственного секретариата, что становится логичным следствием позиций Левицкого в украинском политикуме, и осуществляет подготовительную работу к слиянию ЗУНР и УНР. Но в период ЗУНР он уже принадлежал к старшей генерации украинских политиков, умеренные взгляды которых шли вразрез с радикализацией настроений общественности.

В декабре 1918 г., после отставки с должности главы Держсекретаріату ЗУНР Кость Левицкий с частью правительства переехал в Тернополь, потом в Станислав, а в марте 1919 г. переехал в Каменец-Подольский, в 1919 г. – 1924 г. – работал в правительстве ЗУНР в эмиграции в Вене.

Так, при его участии правительство ЗУНР разработал и предложил Лиге Наций 30 апреля 1921 проект "Основ государственного строя Галицкой Республики", который предусматривал образование Галицкой Республики как независимого государства с республиканским строем (часть территории Украины на то время была оккупирована большевистской Россией).

Однако государства Запада даже не рассматривали этого проекта, признав польскую оккупацию Галиции решением Совета послов от 14 марта 1923г.

Это постановление сделало бесцельной дальнейшую деятельность эмиграционного правительства ЗУНР в Вене. К. Левицкий возглавил вновь Остаточную Комиссию, которая должна довершить дело о ликвидации правительственных представительств и миссий за рубежом.

Так, К. Левицкому пришлось стоять не только у истоков образования ЗУНР, но и принимать непосредственное участие в завершении деятельности молодого государства в международно-правовом аспекте.

В начале 1924 г. К. Левицкий в 65-летнем возрасте решил окончательно порвать с политической деятельностью, занялся написанием научно-публицистических трудов по истории украинского национально-освободительного движения второй половины XIX – первой четверти ХХ в.

С началом Второй мировой войны, после установления на Западной Украине советской власти, Левицкого в конце 1939 г. арестовали. В течение почти двух лет он находился в заключении в Москве, но ему удалось выйти на свободу, видимо, учитывая почтенный возраст (более 80 лет).

Вскоре после возвращения К. Левицкого во Львов в 1941 г. началась Великая Отечественная война, в которой старый политик надеялся на благосклонность фашистской Германии к украинскому вопросу.

Он вошел в состав новообразованного Совета старейшин, что в конце июля 1941 г. реформировался в Украинскую Национальную Раду. К. Левицкий вместе с митрополитом А. Шептицким, как два наиболее авторитетних украинских деятеля, стали во главе УНРади, задачей которой была защита национальных интересов местного населения под немецкой оккупацией.

Однако через несколько месяцев, 12 ноября 1941 г. он умер. Похороны К. Левицкого 16 ноября превратились в национальную манифестацию. Показательно, что отдать последний долг выдающемуся общественному деятелю пришли тысячи людей, только священников было 50 и три епископа.

Это было общенародное признание большого вклада К. Левицкого в национально-освободительную борьбу, взноса, которого мы как великая европейская нация, что обрела свою государственность, не имеем права забывать. Похоронили его на Яновском кладбище во Львове, возле могилы генерала, командующего УГА М. Тарнавского.

Анализируя личностные качества, современники Костя Левицкого вспоминали, что он имел крепкое здоровье, был квалифицированным адвокатом, вежливым и тактичным, вел "джентльменское" соперничество с коллегой-адвокатом Евгением Олесницким, никогда не говорил плохо об оппонентах, был оптимистом, прогнозируемым в поведении, ценил и оберегал свою семью.

В надгробном слове владыка Иосиф Слепой, отмечая огромные заслуги К. Левицкого перед украинским обществом, назвал его "главой политического жизни народа до последней минуты".

Национальный банк Украины выпустил юбилейную монету номиналом 2 гривны - "Кость Левицкий", продолжающую серию "Выдающиеся личности Украины".

Характеризуя его деятельность, выдающийся историк из диаспоры Илья Виттанович говорил: "Кость Левицкий был в своей службе громад и народу был искренне убежденным демократом, правым и последовательным. Большого внимания достойна его скорость и глубина мысли, сохраненная до глубокой старости, логичная последовательность мышления и в каждом деловом деле – опора на правовую основу".

Вместе с тем Кость Левицкий был политиком так называемой "австрийской школы", которых историки иногда называют "галицкими консерваторами". Этот консерватизм проявлялся в терпимом отношении к оппонентам, в тактичности, постоянном участии и инициировании различных переговоров, совещаний, конференций, консультаций и т. д., в умении выслушать и сделать собственные выводы, наконец, в нежелании ни с кем конфликтовать. Вся деятельность Костя Левицкого носила четко демократический характер. Методы достижения целей в политической области носили парламентский характер, предпочтение отдавалось мирным переговорам.

Многогранная деятельность К. Левицкого отвечала тогдашним задачам украинского национального движения, ведь политическая сила народа зависела от всего комплекса национальных достояний, лежала в движении реализации концепции "органической работы".

Изучение общественно-политической деятельности Костя Левицкого даст материал для широких обобщений относительно формирования украинской политической и правовой элиты, о процессах украинского национального возрождения на этапе формирования национального сознания широких слоев населения и их привлечения к общественно-политической деятельности, что в целом позволит выяснить роль деятелей нашего славного прошло в утверждении идеи украинской самостоятельности, государственности и соборности.

Несмотря на значительные заслуги на ниве юриспруденции, политического, общественного и кооперативного движения и безусловный интерес к личности К. Левицкого, его общественно-политическая, экономическая и просветительно-научная деятельность еще малоизвестна широким кругам и заслуживает популяризации как среди специалистов, так и среди общественности.

Автор: Буткова Лариса Володимирівна
Посада: учитель історії.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
30.10.2012

Популярні новини
Наш пріоритет – український вчитель, - Гройсман За словами прем’єра, заробітна плата вчителів буде підвищена на два тарифних розряди
Місцева влада зможе утримувати школи, - Гройсман За 11 місяців 2016 року додаткові надходження до місцевих бюджетів сягнули 44 млрд
Керівники шкіл та вишів подаватимуть е-декларації Починаючи з 01 січня 2017 року, освітяни-керівники будуть зобов'язані подавати е-декларації
В МОН хочуть відкрити процедуру надання грифів Міністерство освіти має намір зробити відкритою процедуру надання грифу навчальній літературі

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!