Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Методика та технологія Забота о здоровье детей - это важнейший труд учителя. (Рос. мова)
Вибір редакції

Стаття на заявлену тему, де авторка наголошує, що в розвитку сучасної системи освіти особливе значення мають орієнтири на визнання цінності людини, її право на вільний розвиток своїх здібностей, де головним є здоров’я людини

Забота о здоровье детей - это важнейший труд учителя. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
 

Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.

В развитии современной системы образования особое значение приобретают ориентиры на признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие своих способностей. Необходимым условием самосовершенствования, продуктивной творческой деятельности человека является его здоровье. В. М. Сухомлинский писал: ,,Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы." Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей. Поэтому проблема здорового образа жизни приобретает первостепенное значение и находит отклик в многочисленных научных исследованиях, а также в практической деятельности педагогов – практиков.

В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Важность такой ориентации очень высока, поскольку по статистическим данным лишь 16% всего населения здоровы, 50% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, 34% - хроническую патологию. Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьёзные опасения специалистов. Так, по данным НИИ педиатрии:

  • 50% детей школьного возраста имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
  • 30% детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах;
  • около 70% детей страдают от гиподинамии.

По данным Министерства Украины, около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами.

Каждый третий ребенок имеет хроническое заболевание. Увеличивается количество учащихся с нарушением осанки. Поражение сколиозом увеличивается особенно к старшим классам.

Средний показатель детей с нарушением зрения по школе составляет 17,2%.

В структуре заболеваний лидируют болезни органов дыхания, зрения, пищеварения и костно-мышечной системы.

Следует выделить следующие физкультурные группы у учащихся:

  • основная – 76,5%,
  • подготовительная – 22,4%,
  • специальная – 0,1%,
  • освобожденные – 1%

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся является, исходя из данных по школе, актуальной и значимой.

Для реализации здоровьесберегающих подходов необходимо выполнение принципов:

  • сознательность и активность – чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
  • индивидуальная доступность – дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.
  • систематичность и последовательность – непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных воздействий.
  • психологическая комфортность – получение положительных эмоций и ощущений в образовательном процессе.
  • творческое, динамичное совершенствование системы оздоровления учащихся – постоянное обновление содержания физкультурно-оздоровительного воспитания, формирование мировоззрения, системы ценностей, интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную, гуманистическую направленность у всех участников педагогического процесса оздоровления.

Для обеспечения воспитания здорового ребёнка работа по здоровьесберегающей системе строится по направлениям:

  • создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
  • повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов учреждения;
  • комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в тесном контакте с медицинскими работниками, психологической службой;
  • воспитание здорового ребёнка совместными усилиями школы и семьи.

Результативность работы возможна при условии системности, целенаправленности, комплексности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно-воспитательный процесс с учётом возрастных и индивидуальных морфо - физических и психологических особенностей детей. Существенное значение имеет и адекватная оценка психологической ситуации в семье, классе, неформальном объединении школьников.

Понятие здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, проведение эффективного закаливания, продуманную организацию досуга.

Формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего благоприятные условия для успешного обучения, социально-психологического самоопределения ребёнка, сбережения его здоровья на всех возрастных этапах, развития гармоничной личности.

Задачи школы

  • Создать здоровьесберегающие условия организации образовательного и воспитательного процесса.
  • Способствовать формированию осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
  • Организовать психологическое сопровождение развития детей и подростков.
  • Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов.
  • Создать условия для повышения уровня психологических знаний родителей и обучение их методам сохранения психического и физического здоровья детей.

Задача классных руководителей

1. Создают мотивацию и соответствующие условия для реализации программы воспитания здорового человека в содружестве с учащимися, их родителями и специалистами физ-ры. Создают здоровый психологический климат в классе, способствуют его поддержанию.

2. Осуществляют информационно-просветительскую работу в рамках проблем, касающихся здоровья и развития культуры здорового образа жизни с учащимися, их родителями, педагогами.

3. Способствуют поддержанию физических, психических сил учащихся:

  • совместные прогулки, походы, экскурсии;
  • проведение вечеров отдыха;
  • освоение активных форм взаимодействия:
  • диспуты,
  • фестивали,
  • игры,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • праздники,
  • спортивные соревнования.

4. Привлекают учащихся в кружки и секции.

5. Воспитывают у учащихся ответственное отношение к своему здоровью.

6. Защищают права учащихся, их честь и человеческое достоинство.

7. Оказывают первую медицинскую помощь.

Задача учителя физической культуры

  • Используют на уроках подвижные народные игры, спортивные забавы и развлечения.
  • Расширяют спектр мероприятий, имеющих оздоровительный характер с учетом времен года.
  • Организуют работу спортивных секций и спортивных клубов.
  • Подбирают определенные комплексы физических упражнений с учетом проблем учащихся.
  • Участвуют в просветительской работе педагогов, учащихся и их родителей.

Задача родителей

  • Занимаются профилактикой заболеваний в семье.
  • Заботятся о нравственном, психическом и физическом здоровье ребенка.
  • Получают информацию у школьной медицинской службы о проблемах ребенка, оказывают ему своевременную помощь в их решении.
  • Своевременно информируют классных руководителей, медицинских работников школы о проблемах здоровья ребенка.
  • Организуют полноценный досуг ребенка.
  • Осуществляют контроль над выполнением режима дня ребенка.
  • Активизируют деятельность по реализации программы "Здоровье" в школе и классе.

Задача учащихся

  • Ведут здоровый образ жизни: соблюдают режим дня; соблюдают правила гигиены; гуляют на свежем воздухе; закаляются; занимаются спортом, туризмом, интересными и полезными делами.
  • Регулируют время просмотра телевизионных передач и работы за компьютером.
  • Развивают интерес к печатным изданиям и художественной литературе.
  • Участвуют в реализации программ, акций, мероприятий, посвященных проблемам здоровья.
  • Развивают активную позицию по развитию здорового образа жизни в классе, в школе, в семье, в своем окружении.
  • Изучают прогрессивные методики и системы оздоровления человека.
  • Участвуют в развитии органов самоуправления в школе и в классе.

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий:

  • Физкультминутки
  • Динамические паузы
  • Спортивные часы
  • Дни здоровья
  • Туристические походы, прогулки, экскурсии
  • Выезды в бассейны, аквапарки
  • Спортивные секции и кружки
  • Спортивные игры
  • Праздники "Мама, папа, я – спортивная семья"
  • Фестиваль "Твое свободное время – твое здоровье"
  • Агитбригады
  • Тематические вечера отдыха
  • Летний пришкольный оздоровительный лагерь

Система учебно-воспитательных мероприятий:

  • Проведение анкетирования, диагностирования, интервьюирования, опросов всех участников образовательного процесса
  • Викторины "Злые вредные привычки", "Правила гигиены", "Эти грязные руки"
  • Беседы по сохранению и укреплению здоровья школьников
  • Беседы по профилактике вредных привычек
  • Беседы по профилактике предупреждения неврозов, стрессов и психических расстройств
  • Диспуты "Твой здоровый образ жизни", "Здоровье и трудовая активность"
  • Дебаты о здоровом образе жизни
  • Круглые столы по проблемам формирования здорового образа жизни со всеми участниками образовательного процесса
  • Лекции, беседы, уроки о правильном питании
  • Школьные радиопередачи о здоровом образе жизни
  • Беседы о пользе закаливания, плавания
  • Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи
  • Выпуск агитационных стенгазет, листовок, буклетов по развитию здорового образа жизни
  • Выпуск информационного листа о спортивных достижениях и событиях
  • Акции различного уровня "Курению и наркотикам нет", "Я выбираю жизнь", "Познай себя"
  • Организация встреч с врачами-специалистами и специалистами других ведомств
  • Агитационная работа по привлечению к занятиям физической культурой и спортом

Ожидаемые результаты здоровьесберегающей деятельности

  • Сохранение и укрепление физического здоровья учащихся
  • Формирование устойчивой мотивации у учащихся и учителей к здоровому образу жизни
  • Повышение уровня психологического комфорта в ученическом и педагогическом коллективе
  • Снижение нервно-психических отклонений в здоровье учащихся
  • Установление взаимоотношений сотрудничества, улучшение эмоциональной сферы учебно-воспитательного процесса

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Личностно - гуманная основа педагогического процесса. - М.: Университетское, 1990.

2. Антропова М. В. Основы гигиены учащихся. - М.: Просвещение, 1971.

3. Антропова М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. - М.: Просвещение, 1974.

4. Бардин К. В. Как научить детей учиться. - М.: Просвещение. 1987.

5. Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.:

Просвещение, 1991.

6. Зайцев Г. К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. - СП6., 1997.

7. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии 1- 4 классы. — М.: "Вако", 2004.

8. Козык Н. И. Занятия в "Школе здоровья" //Начальная школа. № 8 - 2006.

9. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

10. Степанова О. А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2003

11. Щемелева О. Ю. Организация учебно - воспитательного процесса в режиме охраны высшей нервной деятельности // Начальная школа. № 2, 2007.

Автор: Калітенко Світлана Жоржевна
Посада: учитель початкових класів.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
24.09.2012

Популярні новини
Місцева влада зможе утримувати школи, - Гройсман За 11 місяців 2016 року додаткові надходження до місцевих бюджетів сягнули 44 млрд
Керівники шкіл та вишів подаватимуть е-декларації Починаючи з 01 січня 2017 року, освітяни-керівники будуть зобов'язані подавати е-декларації
В МОН хочуть відкрити процедуру надання грифів Міністерство освіти має намір зробити відкритою процедуру надання грифу навчальній літературі
МОН зменшить регуляторний вплив на школи У відомстві переглянуть накази МОН на предмет зменшення регуляторного впливу в освіті

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!