Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Методика та технологія А я делаю так. (Рос. мова)

У статті з досвіду роботу авторка наголошує, що задача вчителя - створити відповідні умови для формування в учнів читацької компетентності, а саме - розвиток навичок швидкого виразного читання у сполученні з розумінням прочитаного. Для цього потрібно надавати велику увагу роботі над текстом і його змістом

А я делаю так. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
 

Чтение в начальных классах - важный учебный предмет и одновременно средство обучения. Работая в школе 40 лет, постоянно наблюдала нежелание детей читать какую - либо художественную литературу.

Об этом говорят родители, жалуются учителя, и даже сами дети заявляют, что не хотят читать, не любят.

Считаю, что есть три причины нелюбви детей к книге, которую мы замечаем у современных детей.

  • Во – первых, детям всегда нравится то, что хорошо получается. Если ребёнок читает медленно, плохо, любая книга кажется ему тяжёлой, скучной.
  • Во – вторых, дети не чувствуют вкуса настоящей Книги, потому что им такой ещё не предложили.
  • В – третьих, взрослые, воспитанные на художественной литературе, а не на компьютерных играх, преувеличивают роль технических средств.

Считаю, что возвратить ребёнку книгу можно!

Профессиональная деятельность привела меня к выводу, что дети не желают читать только потому, что не умеют это делать правильно, и поэтому испытывают трудности при чтении.

Задача учителя - создать благоприятные условия для формирования у учащихся читательской компетентности, а именно развитие навыков быстрого выразительного чтения в соединении с пониманием прочитанного.

Для этого необходимо больше внимания уделять работе над текстом, его содержанием, анализу и усвоению прочитанного на основании разнообразных форм, методов и видов работы, чаще использовать различные творческие задания, соединять коллективную, групповую и индивидуальную работу, учить работать с текстом.

В своей работе на уроках чтения я использую такие виды работы:

1. Жужжащее чтение (читают одновременно вполголоса каждый со своей скоростью). На каждом уроке по 5 минут.

2. Зрительные и слуховые диктанты (развитие оперативной памяти).

3. Чтение слоговых (словарных) пирамид для расширения угла зрения.

4. Чтение слов с пропущенными буквами, предложений, текстов с пропущенными словами (развитие антиципации).

5. Многократное обращение к тексту:

  • чтение всего текста (по заданию учителя);
  • чтение, деление на части. Составление плана;
  • чтение по данному плану;
  • чтение с заданием: подготовить пересказ;
  • чтение "цепочкой" по предложению (абзацу);
  • чтение выборочное: подобрать отрывки к рисункам, ответы на вопросы;
  • чтение отрывка, который удивил, поразил чем – то;
  • найти окончание предложения по началу и наоборот (или абзаца);
  • чтение "выше нормы";
  • соотношение отрывка с пословицей;
  • нахождение предложения, которое выражает основную мысль текста;
  • установление причинно – следственных связей;
  • подбор нового заглавия;
  • чтение в лицах;
  • чтение, пересказ с помощью жестов, мимики;
  • упражнение "Живые картинки" (один ученик читает, второй мимикой лица, жестами реагирует на услышанное);
  • нахождение отрывка, который мог бы прочитать весёлый человек (добрый, грустный, злой);
  • найти предложение с восклицательным знаком (вопросительным) знаком. Прочитать с соответствующей интонацией;
  • нахождение и чтение образных выражений;
  • нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно;
  • выразительное чтение отрывка по своему выбору;
  • нахождение и чтение слов, близких по значению к данным (карточки);
  • нахождение в тексте и чтение словосочетаний: существительное + прилагательное; существительное + глагол; местоимение + глагол; глагол + наречие.

Активизировать работу учащихся на уроке, вызвать интерес к чтению мне помогают такие приемы:

  • чтение на одной ноте;
  • чтение со сменой темпа, с изменением голоса;
  • упражнение "Птичий базар";
  • чтение под музыку;
  • чтение с отрывом глаз от книги (упражнение "Земля - небо");
  • упражнение "Снежный ком" (постепенное повышение голоса);
  • упражнение "Буксир";
  • хоровое чтение, отображая интонацию учителя;
  • упражнение "Диктор";
  • упражнение "Дождик";
  • чтение аннаграм;
  • чтение текста с закрытыми первыми буквами.

Достичь оптимальной скорости чтения помогут тренировочные упражнения (частота и систематичность их проведения), читательские разминки, самозамеры скорости чтения, многоразовое прочтение текста в различном темпе, с различной интонацией, парами, в два голоса "каноном", с ритмическим постукиванием, общее чтение учащихся с учителем, который своим чтением замедляет или ускоряет темп.

Скорость чтения увеличивается упражнениями на развитие оперативной памяти (зрительные, слуховые диктанты), периферического зрения, совершенствования способности узнавать слова на основании букв, которые входят в их состав, предусматривать содержание произведения по заглавию, началу и концу, заглавию и опорным словам, заглавию и иллюстрациям к произведению.

На уроках чтения целесообразно предлагать упражнения на умение быстро ориентироваться в тексте:

  • найти ответ на сложные вопросы;
  • подобрать слова на определённую орфограмму;
  • определить, сколько раз на странице повторяется то или иное слово.

Основную задачу уроков чтения - выработка и совершенствование навыков правильного, сознательного, быстрого, выразительного чтения - помогают решить игры: "Волны", "Пчелка", "Рыбки" (молчаливое чтение), "Губы на замку" (молчаливое чтение), "Засечка - бросок".

А также игры для индивидуального чтения: "Следопыты", "Снежинка", "Не порви цепочку", "Актёры", "Луна", "Лицом к лицу", "Кот и мышка".

Урок чтения самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут хорошо читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи.

Предпосылкой проверки домашнего задания или к объяснению нового материала является ритмическое чтение. Ритм отражает ритмику речи и метрику стиха.

Для проведения ритмического чтения составляю карточки для учителя и для учащихся, куда входят отрывки из стихотворений.

Например, предлагаю детям познакомиться с карточками стихов. Дети "вычитывают" отрывки стихов. Затем говорю, что буду читать отрывок из стихотворения по своей карточке, а дети должны почувствовать ритм стиха, найти его продолжение на своей карточке и продолжить чтение. В притихшем классе звучит мой голос необходимой силы, тембра.

Дети практически знакомятся с темпом речи, эмоциональной окраской стиха. При необходимости нужный отрывок можно повторить. Правильное нахождение отрывка поощряется. Это вырабатывает сознательность, правильность, беглость, выразительность чтения.

Автор: Романько Наталя Сергіївна
Посада: учитель початкових класів.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
29.02.2012

Популярні новини
МОН презентувало стандарт початкової освіти Документ передбачає впровадження нового змісту, що ґрунтується на формуванні компетентностей
Освітню реформу відкладено до вересня Для розгляду реформи освіти парламентарям у четвер не вистачило робочого часу
Ми розпочнемо реформу освіти вчасно, - Гройсман Прем’єр-міністр наголошує, що уряд розпочне реформу освіти і знайде джерела її фінансування
Прем’єр: ми не маємо відкладати реформу освіти За словами Гройсмана, затягувати з модернізацією нашої освіти через брак ресурсів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!