Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Методика та технологія Дебатная методика как способ повышения мотивации при изучении иностранного языка. (Рос. мова)

У статті авторка акцентує увагу, що учитель іноземної мови має сформувати в учнів уміння користуватись мовленнєвими структурами, а так як мова не може бути відірваною від мислення, то тематику не можна зводити лише до клімату Англії чи Лондону. Учитель має бути обізнаним стосовно хобі підлітків, їх кумирів, імплантації чипів тощо

Дебатная методика как способ повышения мотивации при изучении иностранного языка. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
 

Специфика преподавания иностранных языков особенна, т. к. учитель не только учит структурному строю языка, а должен сформировать умения применять в речи навыки владения этими структурами. И поскольку язык не может быть оторван от мышления, спектр обсуждаемых тем нельзя ограничить только климатом Англии и достопримечательностями Лондона. Работая над текстами, учителю нужно быть не в меньшей степени осведомленным как в отношении современных хобби подростков, их кумиров, так и что такое ГМО, как они функционируют и влияют на человека. Он должен иметь представление и о современных субкультурах, и о направлениях современной медицины и микробиологии, о генной инженерии и имплантации микрочипов, клонировании и предотвращении глобальных катастроф. Одним словом, знать нужно все.

Никто не станет отрицать, что содержание учебного процесса, а значит и функциональная задача учителя в нем, значительно изменились за последнее время. Информационное поле расширилось до невероятных пределов с развитием современных технологий, в частности, интернет дает возможность получать и обрабатывать ее мгновенно. Не удивительно, что учитель перестал быть безоговорочным источником знаний. Школьный учебник тоже не всегда дает полное видение конкретной темы, либо запаздывая с обновлением информации, либо рассматривая проблему только под одним углом зрения. В этих условиях вполне объяснимо, что задача учителя не столько дать информацию (она доступна в интернете), сколько научить, как ее переработать.

Конечно, можно читать и переводить тексты и таким образом приобщаться к следующей информации, а можно организовать урок так, чтобы дети ощутили процесс своего умственного труда, осознали ценность урока как для своего развития в целом, так и для роста в предмете в частности.

Применение дебатной методики позволяет не только получить и усвоить информацию, но и научиться воспринимать ее критически, взглянуть на реалию нашей жизни с двух сторон, оценить ее за и против, преимущества и недостатки.

Например:

  • жизнь в городе и сельской местности: на самом ли деле проживание в городе имеет только преимущества.
  • интернет дает информацию как повод для размышления или мешает мыслить по-своему.
  • профессиональный спорт: укрепляет здоровье или вредит ему.
  • развитие науки: человек больше выиграл или проиграл.
  • знаменитости: папарацци способствуют или вредят.
  • слежение в демократическом обществе: безопасность или ограничение свободы.
  • резюме: корректно ли говорить о своих достоинствах.
  • диета: она помогает или разрушает наше здоровье.
  • внешний вид: важно ли это.
  • амбиции: это хорошо или плохо.
  • телевидение: за и против.
  • виртуальные отношения: реальны или нет.

Педагогика сотрудничества – основное кредо в подготовке к дискуссии по какой-то теме. Учитель режиссирует этапы этой подготовки, вовлекая детей в планирование того, какие аспекты затронуть, т. к. собственная вовлеченность способствует и большей мотивации и ответственности за результат.

Так, например, при изучении темы "Современная медицина" в 11 классе гимназии № 92 г. Донецка по совместному решению учителя и учащихся были затронуты такие аспекты:

1. Как зарождались первые знания и опыт в медицине

2. Основные вехи в развитии:

  • природные лекарства
  • анестезия – хирургия
  • вакцина – прививки
  • применение научно технических изобретений (рентген, УЗИ, лазер, имплантаты)
  • возможности современной медицины: за и против.

И как раз на последнем этапе учащимся предлагается подготовить "за" и "против" таких направлений в развитии медицинской науки, как:

  • Генная инженерия
  • Пластическая хирургия
  • Имплантация микрочипов

Готовясь к дискуссии, учащиеся подготовили следующие доводы.

 

 За

 Против

Генная инженерия

- можно избавиться от гена с плохой информацией (предрасположенностью к болезням)

- человек может улучшать себя, можно создать совершенный вид

- можно запланировать пол будущего ребенка

- можно использовать как основу для клонирования

- до конца не изучено влияние, изменяя что-то частное, к каким изменениям в целом это может привести

- совершенствование человека физически и функционально идет в ущерб нравственности и морали. Суперчеловек перестает быть носителем моральных ценностей

- вирус, носитель новой информации, вызывает неожиданные мутации

-может привести к нарушению баланса полов

Пластическая хирургия

- помогает устранить врожденные отклонения

- помогает устранить последствия несчастных случаев

-позволяет улучшить себя

- примеры известных людей, звезд: красота позитивно влияет на людей

-люди теряют свою идентичность

- может привести к осложнениям, даже смерти

- могут использоваться преступники ради того, чтобы избежать наказания

-люди становятся зависимыми от потребности становиться еще красивее в ущерб духовным и моральным ценностям

Имплантация микрочипов

- восстанавливает зрение

- повышает умственную активность

- восстанавливает утраченные функции

- обеспечивает контроль за деятельностью людей

- организм может отторгать микрочип т. к. это инородное тело

- возможны побочные эффекты: галлюцинации, эпилепсия

- может просто сломаться

- вероятность стать управляемой марионеткой

 

Размышление над любой проблемой с двух сторон – это глубокий интеллектуальный труд, который имеет большое значение для общего развития мыслительной активности детей, т. к. в его ходе происходит:

  • Развитие интереса к учебе.
  • Расширение кругозора.
  • Формирование интереса к регулярному чтению.
  • Системное развитие критического мышления, умения сравнивать и анализировать информацию, умения по-новому посмотреть на проблему.
  • Формирование умения видеть причинно-следственные связи, прогнозировать развитие ситуации.
  • Развитие умения концентрироваться на сути проблемы.
  • Обучение логики повествования, выстраиванию аргументации, умение сопровождать факты убедительными примерами.
  • Развитие коммуникативных умений: умение слушать и слышать собеседника; способность работать в команде;терпимость к иным точкам зрения, толерантность в отношениях; способности признавать глубину и убедительность доводов других.
  • Развитие ораторских умений.
  • Формирование гражданской позиции.

Что касается речевых навыков, в ходе презентации своей точки зрения развивается умение пользоваться такими клише, как:

There is something in what you say buy there is no strong evidence in

A lot of positive outcomes are witnessed

It makes us believe/ think/ suppose

It speaks rather for

It goes far beyond any doubts

It is universally recognized

One can hardly deny

You can hardly object to

The reason for the point / the vision lies in the fact/ abitity

There are no convincing grounds to claim that

No evidence exists to prove that

Nobody has ever witnessed

There are pros and cons / advantages and disadvantages

Every coin has two sides

In general … in particular

Admittedly

It is not by chance that

It is scarcely likely that

It’s highly unlikely that

Most commonly

Generally

Firstly, secondly

The next argument in favour of / against smth

Overall

Finally

Очевидные достоинства этого приема в том, что тема преподносится не как набор информации (что можно легко найти в Интернете) и не назидательно утверждающе, а спорно, что заставляет думать и формировать свою точку зрения.

Применяя дебатный подход, учитель не ставит задачу соблюсти формат игры полностью и выявить победителя, и тем более не претендует прийти к окончательному выводу. Задача другая – развивать мышление и речь.

Автор: Костюкова Олена Іванівна
Посада: учитель англійської мови.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
04.02.2012

Популярні новини
Керівники шкіл та вишів подаватимуть е-декларації Починаючи з 01 січня 2017 року, освітяни-керівники будуть зобов'язані подавати е-декларації
В МОН хочуть відкрити процедуру надання грифів Міністерство освіти має намір зробити відкритою процедуру надання грифу навчальній літературі
МОН зменшить регуляторний вплив на школи У відомстві переглянуть накази МОН на предмет зменшення регуляторного впливу в освіті
В Україні планують провести Рік німецької мови Україна та Німеччина обговорили питання проведення у 2017 році Року німецької мови в Україні

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!