Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Біологія Общая характеристика покрытосеменных и их классификация
Рейтинг
35

Конспект урока по биологии (7 класс)

Общая характеристика покрытосеменных и их классификация

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 3.5 з 5 на основі 10 оцінок.

Цель. Сформировать у учеников понятия об общих признаках покрытосеменных растений и современную их классификацию. Изучить особенности отдела Покрытосеменные растения; формировать навыки работы с учебником и раздаточным материалом; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать; прививать навыки коммуникативного общения; совершенствовать навыки работы с гербарием и инструктивными карточками.

Основные понятия и термины: Покрытосеменные, Однодольные, Двухдольные.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебники, рабочие тетради, гербарные образцы однодольных и двудольных растений, таблицы, инструктивные каточки (корневая система, стебель, жилкование листьев, строение семени), семена растений.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа (подготовительная, объяснительная), рассказ с элементами беседы); наглядные (мультимедийная презентация и гербарные образцы, семена растений); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок - презентация.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

1. Подготовительная беседа. Назовите растения, которые, по вашему мнению, являются важнейшими в природе и жизни человека.

Ученики по желанию называют растения. Названия растений, которые принадлежат к покрытосеменным, учитель записывает на доске.

2. Объяснительная беседа. Посмотрите, какие растения вы назвали. Большинство из них принадлежат к отделу Покрытосеменные, или Цветковые. Как вы думаете, о чем говорит такое название?

Наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и завязи, которые окружают семена.

ІІІ. Сообщение темы, цели и задач урока.

Слайд 1.

Итак, Мы сегодня начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения.

Слайд 2. Откройте тетради, запишите тему урока.

На уроке мы:

  • познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные;
  • выясним преимущества покрытосеменных над голосеменными;
  • познакомимся с особенностями однодольных и двудольных растений.

Слайд 3. Основные понятия сегодняшнего урока:

  • отдел Покрытосеменные,
  • класс Однодольные,
  • класс Двудольные.

ІV. Изучение нового материала.

Слайд 4. Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений. Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.

Где же они распространены.

  • В современной флоре отдел Покрытосеменные - самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов)
  • Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.
  • Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ, за исключением болот, где преобладают (?) мхи, а также тайги, где господствуют (?) голосеменные.

Давайте вспомним, какие признаки имеют Голосеменные растения.

Слайд 5.

  • образуют семена.
  • семя «лежит» открыто на чешуе шишки.
  • опыление происходит с помощью ветра.
  • только древесные формы.

Работа с учебником с.154

Какие особенности имеют покрытосеменные растения? Их Признаки? (3 мин.)

Ответы детей.

Проверьте себя. Всё ли мы назвали?

Слайд 6. Признаки Покрытосеменных растений.

  • Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями
  • Семяпочка защищена завязью
  • Образуют плод
  • Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций
  • Быстрый обмен веществ
  • Отличная приспособленность к различным экологическим условиям
  • Гаметофит - семязачаток и пыльцевая трубка
  • Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими
  • Образуют ярусы леса
  • Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

Запишите их в тетрадь.

Работа в группах.

Объединение в группы:

1 группа - Определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений.

2 группа - Определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.

Проверка:

Слайд 7.

Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных

Слайд 8.

Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.

Оценивание.

Слайд 9.

Классификация покрытосеменных растений.

Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и Двудольные растения. В свою очередь Однодольные объединяют два семейства - Злаковые и Лилейные, а класс Двудольные - семейства Сложноцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, Крестоцветные.

Все перечисленные мною семейства мы будем изучать на следующих уроках. А сейчас, нам нужно рассмотреть, по каким признакам можно отличить класс.

Как вы думаете, по какому признаку возникло название классов Однодольные и Двудольные? (по количеству семядолей)

Слайд 10.

Итак, основные признаки класса.

  • Количество семядолей.
  • Корневая система.
  • Внутреннее строение стебля.
  • Расположение листьев на стебле.
  • Жилкование листа.

Работа в группах с гербарием:

Задания: 1 группа - Определить характерные признаки класса Однодольные.

2 группа - определить характерные признаки класса Двудольные.

Используя гербарий растений различных классов и семена, которые лежат у вас на партах, определить класс, к которому относятся предложенные вам растения, а также основные признаки класса и занести их в таблицу.

Задание и определительные таблицы также лежат у вас на столах.

Слайд 11.

Знакомство с характерными признаками класса двудольные и однодольные растения.

Рассмотреть на образцах растений:

  • Корневую систему;
  • внутреннее строение стебля;
  • расположение листьев на стебле;
  • жилкование листьев;
  • строение семени.

Какие органы нужно рассмотреть, для того чтобы отнести растение к какому-либо классу?

Полученные данные занесите в таблицу, которые лежат у вас на столах. Найдите их.

Слайд 12.

Характерные признаки класса двудольных и однодольных растений

Корневая система, Внутреннее строение стебля, Жилкование листьев, Строение семени, Виды растений.

Слайд 13.

Вы можете использовать определительные таблицы, которые лежат у вас на столах, а также на слайде, на экране.

Ответы детей.

Слайд 14.

Проверьте и запомните.

Оценивание.

Слайд 15. В растительном мире не все растения чётко отвечают определённым правилам. Есть исключения. Узнайте почему? Работа с учебником с. 155.

Ответы детей.

Слайд 16

Растения, нуждающиеся в охране.

Уже не один год во всём мире, в том числе и в Украине, проводится акция под названием «Операция Первоцвет». Её цель - защитить весенние цветы от истребления человеком.

Призываю вас, также присоединится к этой акции. Не покупайте цветы.

V. Закрепление изученного.

А теперь давайте проверим свои знания.

Слайд 17

Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют классу Однодольных и классу Двудольных растений.

1. Главный корень хорошо выражен.

2. Мочковатая корневая система.

3. Травянистые, реже деревянистые растения.

4. Растения имеют камбий

5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием

6. Зародыш с двумя семядолями

7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием

8. Растения не имеют камбий

9. Главный корень не развивается

10. Стержневая корневая система

11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные

12. Цветы трехчленные

Взаимопроверка.

Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12

Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11

VI. Домашнее задание.

Слайд 18

VІІ. Итог урока.

Мы познакомились с характерными признаками отдела Покрытосеменные растения.

1.Так как данные растения имеют все органы и ткани, они относятся к высшим растениям;

2.Так как, они имеют цветки, их относят к цветковым растениям;

3.Так как, семена находятся внутри плода, их называют покрытосеменными.

На следующем уроке мы продолжим  изучать семейства однодольных и двудольных растений.

А сегодня всем спасибо, благодарю за работу.

Автор: Пастухова Валентина Василівна

Для просмотра полной версии загрузите файл.

Освіта.ua
22.08.2009

Популярні новини
В МОН хочуть відкрити  процедуру надання грифів Міністерство освіти має намір зробити відкритою процедуру надання грифу навчальній літературі
МОН зменшить регуляторний вплив на школи У відомстві переглянуть накази МОН на предмет зменшення регуляторного впливу в освіті
В Україні планують провести Рік німецької мови Україна та Німеччина обговорили питання проведення у 2017 році Року німецької мови в Україні
Маємо суттєво підтримати вчителів, - Гриневич Наступного року уряду вдасться підняти зарплату вчителів, але це є недостатнім

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!