Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Адміністрування школи Наука управлять. Мониторинг. Какое направление методической работы лучше сделать основным. (Рос. мова)
Рейтинг
1
Вибір редакції

У статті авторка пише, що методична й експериментальна робота у школі є соціальним комплексом практичних заходів, що базується на досягненнях науки, передовому педагогічному досвіді та спрямованим на всебічне підвищення компетентності та професійної майстерності

Наука управлять. Мониторинг. Какое направление методической работы лучше сделать основным. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 1 з 5 на основі 1 оцінок.

Методическая и научно-экспериментальная работа в школе – это социальный комплекс практических мероприятий. Он базируется на достижениях науки, передовом педагогическом опыте и направлен на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Его основная задача – помощь росту творческого потенциала педагогического коллектива в целом. А в конечном счете – увеличение уровня качества и эффективности образовательного процесса.

На первый план при организации методической работы в школе выступают формы, считающиеся наиболее эффективными для того или иного ОУ.

К таковым относится система информационно-аналитического обеспечения (другими словами, мониторинг). Благодаря ей руководители школы могут получать информацию о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на что призваны оказывать управленческое воздействие.

Там, где начинаются аналитические «проникновения» руководителя в существо того или иного педагогического явления, закладывается основа для научного подхода к управлению школой. Такое осмысление образовательного процесса – всегда постижение скрытых зависимостей, составляющих внутренний механизм деятельности ОУ. Проникнуть в этот механизм, заставить его работать четко, ритмично можно лишь с помощью педагогического анализа.

Заместитель директора (по научно-методической, учебно-методической работе) в новых условиях становится исследователем, диагностом, аналитиком, хорошо владеющим не только вопросами педагогики, но и психологии, философии, статистики, информатики и компьютеризации. Каковы же основные направления его работы?

Информационно-аналитическое. Обеспечение в образовательном учреждении таких условий для внедрения педагогических технологий, организации инновационной деятельности учителя, при которых глубокий анализ собственной деятельности становится осознанной необходимостью.

Консультативно-информационное. Изучение документов по вопросам образования, развития школы. Оказание помощи педагогам в планировании материала, разработке уроков, технологизации процесса обучения, модульного обучения, составлении технологических карт с прогнозированием желаемых результатов, обучение учителя проведению диагностики.

Диагностико-аналитическое. Осуществление мониторинга – основа основ в управлении учебно-воспитательным процессом. Постоянное наблюдение за уровнем УД с целью выявления соответствия требованиям и желаемому результату, изучение психофизических, индивидуальных, возрастных особенностей личности школьника, анализ и оценка получаемой информации с последующим прогнозированием.

Статистико-аналитическое. Создание и апробирование форм, позволяющих осуществлять наблюдение, анализ и прогнозирование.

К критериальным свойствам той модели школы, которая служит нашим ориентиром, относятся реальная преемственность и непрерывность образовательного процесса, рост образованности учащихся и постоянное отслеживание состояния учебного процесса.

Мониторинг нам представляется в виде следующей схемы:

  • отбор компонентов мониторинга (т.е. качество обученности школьников);
  • выбор совокупности показателей оценивания каждого компонента;
  • подбор технологий исполнения каждого показателя;
  • определение объектов, места и времени снятия информации;
  • определение лица, в чьи функциональные обязанности входит снятие и обработка информации;
  • составление примерного плана анализа информации;
  • принятие управленческих решений.

Мониторинг обученности учеников по предметам является главным в ряду объектов, подвергающихся анализу. Он осуществляется путем проведения нулевых, промежуточных и итоговых срезов и анализа их результатов.

Нулевая (входная) диагностика осуществляется в начале учебного года учителями-предметниками в письменной форме по заданиям, составленным преподавателями и согласованным на заседаниях предметных кафедр.

Промежуточная диагностика имеет своей целью оценить успешность продвижения учащихся в предметной области и дает возможность учителю определить правильность выбора методики обучения.

Итоговая диагностика происходит за две недели до окончания учебного года и итоговой аттестации выпускников, когда проводятся итоговые контрольные работы и зачеты.

Результаты диагностики заносятся в диагностические карты, оформляются в виде графиков, таблиц сводных данных. Информация обобщается на заседаниях кафедр, доводится до сведения учеников и родителей. Учитель корректирует рабочую программу, вырабатывается индивидуальная стратегия корректировки для школьника. На уровне администрации принимается управленческое решение. Это может быть внесение изменений в учебный план, введение новых курсов, вынесение ряда предметов на зачетную неделю и др.

Например, отследив итоги стартовых контрольных работ по математике и русскому языку в 5-х классах и обнаружив, что качественные показатели оказались немного ниже, чем на выпуске из начальной школы, нами были поставлены на контроль вопросы преемственности и преподавания русского языка в начальных классах.

Оценка качества знаний ведется по нескольким позициям: уровень обязательных знаний и умений; применение знаний в стандартных ситуациях, умение применять знания в новых, нестандартных ситуациях.

Проверка производится разными способами:

  • На промежуточной аттестации учащихся 10-х классов, которая проходит в форме тестирования и зачетов, предварительно разрабатываются критерии оценки ответа. Формулировка вопросов способствует тому, чтобы ученик не только воспроизводил знания, но и анализировал материал, давал ему характеристику, показывал умение работы с источниками информации.
  • Во время итоговой аттестации – через тексты билетов, составленные определенным образом, разнообразные формы сдачи экзаменов, сбор и обработку информационных справок в ходе экзаменов, представленных экзаменационными комиссиями.

Таким образом, технология мониторинга позволяет получить объективную картину качества обученности учащихся, что помогает администрации спланировать свою деятельность по этому вопросу и моделировать учебный процесс школы.

Мониторинг как форма аналитической деятельности успешно используется и при изучении работы предметных кафедр с одаренными детьми в олимпиадном движении. Мы выяснили, что последние пять лет хороших результатов в районных олимпиадах добиваются ученики учителей гуманитарного и социально-гуманитарного цикла.

При помощи диаграмм прослеживается стабильность и спад призовых мест по годам во всех предметных кафедрах, отражается результативность подготовки призеров каждого учителя, выявляются причины несоответствия планируемого и действительного результата.

Анализ исследований показывает, что причинами могут быть:

  • низкий уровень преподавания;
  • некачественное проведение школьной олимпиады;
  • отсутствие углубленного изучения предметов;
  • низкая мотивация учащихся;
  • несоответствие содержания олимпиадных заданий времени изучения материала;
  • перегрузка или болезнь учителя;
  • смена кадров.

Благодаря технологии мониторинга мы наблюдаем:

  • реальную картину результатов ВНО по предметам;
  • итоги успеваемости за несколько лет по каждому году и сравнительные результаты по классам;
  • результаты переводных экзаменов и итоговой аттестации;
  • кадровый состав по возрасту, образованию, стажу, категориям;
  • результаты трудоустройства, поступления выпускников в вузы и ссузы и др.

Педагогический анализ нередко проходит в нашем УВК в форме педсовета. Рассмотрение каждого направления работы мы проводим в сравнении с показателями последних трех лет, что позволяет проследить динамику развития учащихся, роста профессиональной квалификации учителей, успешность выполнения основных задач ОУ, т.е. эффективность или недостатки управления.

Каждый член педколлектива знает о том, как он совершенствовал преподавательскую и воспитательную деятельность, чем она отличается от работы предыдущих лет. Это очень важно для мотивации самообразования и критичной самооценки.

Итоги своего труда структурные подразделения методической службы - предметные кафедры – оформляют в виде творческих отчетов. Представляется и педагогическая продукция учителей: наглядные пособия, раздаточный материал, разработки уроков, внеклассных мероприятий, творческие работы учащихся, диаграммы количественной характеристики обученности школьников по предметам и – как следствие – определяется качество работы учителя, его продвижение, профессиональная компетентность.

Аналитическими стали в нашем УВК и «методические недели». Их цель – тщательно рассмотреть определенную проблему обучения и воспитания как в теории, так и на практике, сравнить, как обстояли дела в недавнем прошлом, что изменилось. Эти материалы помогут в дальнейшем при аттестации.

Учитывая, что отношение учителя к обновленному образованию проявляется на уроке, в рамках «недели» проводятся открытые занятия, у каждого из которых свое целевое назначение. В 2011/2012 учебном году они проводились с методической целью – продемонстрировать использование современных педагогических технологий в учебном процессе; в 2012/2013 – показать применение компьютерных технологий на уроках.

В результате установления достоверной картины знаний, уровня воспитанности школьников, их общего развития, объективной оценки качества преподавания, организации процесса обучения появляется возможность определять систему организационных мер по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Абсолютное большинство современных школ стремится полнее использовать информационно-аналитическую сеть (диагностику, мониторинг). Управленцы должны глубоко, всесторонне знать объект, которым управляют. Вот почему нужны диагностические лаборатории, информационно-аналитические центры, подготовка диагностов-технологов. А пока школа обходится силами заместителей директора по УВР, НМР, учителей информатики.

Переход от концептуально-гипотетического мышления руководителей школ и учителей к диагностико-технологическому неизбежен. Только он позволит изучать закономерности и на этой основе принимать эффективные управленческие решения.

Автор: Кульчейко Олена Василівна
Посада: заступник директора з НВР.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
15.02.2014

Популярні новини
Наш пріоритет – український вчитель, - Гройсман За словами прем’єра, заробітна плата вчителів буде підвищена на два тарифних розряди
Місцева влада зможе утримувати школи, - Гройсман За 11 місяців 2016 року додаткові надходження до місцевих бюджетів сягнули 44 млрд
Керівники шкіл та вишів подаватимуть е-декларації Починаючи з 01 січня 2017 року, освітяни-керівники будуть зобов'язані подавати е-декларації
В МОН хочуть відкрити процедуру надання грифів Міністерство освіти має намір зробити відкритою процедуру надання грифу навчальній літературі

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!