Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Адміністрування школи Методическое сопровождение процесса реализации задач Государственных стандартов в образовательном пространстве школы-гимназии. (Рос. мова)
Рейтинг
17
Вибір редакції

У статті на заявлену тему з досвіду роботи автори пишуть, що перехід до компетентнісно зорієнтованого навчання обумовлює зміни освітнього процесу та нового підходу до ролі педагога, його відповідальності та переосмислення власних завдань

Методическое сопровождение процесса реализации задач Государственных стандартов в образовательном пространстве школы-гимназии. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 4.3 з 5 на основі 4 оцінок.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

А. Дистервег

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе нового стандарта образования, который основывается на принципах личностно ориентированного, компетентностного и деятельностного подходов, реализованных в образовательных областях.

Изменение парадигмы образования от просветительской к гуманистической, где на первый план выступает идея воспитания личности с высокими нравственными качествами, способной к самосовершенствованию и самореализации, вызвало необходимость модернизации системы образования не только в Украине. Международная комиссия “по вопросам образования и обучения для XXI века” при ЮНЕСКО так определяет основную цель современного образования: «Просто научить жить, научить работать, научить общаться и быть готовым к постоянному образованию и самосовершенствованию» (Жак Делор).

Стратегические государственные документы развития образования в Украине

определяют основные цели, приоритеты, условия, ожидаемые результаты и другие важнейшие положения на ближайшие десятилетия.

Новый Государственный стандарт предполагает формирование ключевых компетентностей учащихся:

  • умение учиться,
  • общаться на государственном, родном и иностранных языках,
  • математическая и базовые компетентности в области естествознания и техники,
  • информационно-коммуникационная,
  • социальная,
  • гражданская,
  • общекультурная,
  • предпринимательская
  • здоровьесберегающая.

Поэтому оказались востребованными такие деятельностные виды обучения, как проблемное и развивающее, которые помогают выполнить социальный заказ – создание условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина Украины, воспитание поколения людей, способных эффективно работать и учиться в течение жизни, оберегать и приумножать ценности национальной культуры и гражданского общества, развивать и укреплять суверенное, независимое, демократическое, социальное и правовое государство как неотъемлемую составляющую европейского и мирового сообщества.

Именно деятельностный подход к обучению предполагает, что знания усваиваются учеником и проявляются только через его деятельность, изменение позиции учащегося из «меня учат» на «я учусь». Перед учителем сегодня стоит задача помочь ученику в организации процесса деятельности, обеспечить его ресурсами, стимулировать его к самостоятельным поискам, анализу своей деятельности. Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество и успех? Этот вопрос заставил нас искать новые форм работы.

В результате, в соответствии с целями и задачами образования, учитывая особенности участников образовательного процесса нашей школы, была разработана Концепция развития УВК «Школа жизненных компетентностей», цель которой «формирование здоровой, социально успешной личности в условиях компетентностно-ориентированного подхода к образованию» Одна из задач программы «обеспечить конституционное право учащихся на получение современного качественного образования при условии сохранения его фундаментальности и внедрения новых стандартов начального, базового общего среднего образования»

Результативность реализации задач модернизации процесса образования зависит от грамотного, мудрого управления деятельностью учебного заведения. «Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет…» Ю.А. Конаржевский. Администрация Гвардейского УВК считает, что обучение учителей – необходимость! Если хочешь быть конкурентоспособным – учи своих педагогов! Грамотное управление предполагает известную циклограмму (анализ – целеполагание – планирование – организация – руководство – контроль- -коррекция – анализ), в которую мы внесли свои изменения, добавив мотивацию педагогического коллектива.

Переход к компетентно-ориентированному обучению предполагает изменение организации образовательного процесса и новый подход к роли педагога, его ответственности и переосмысления собственных задач, создание благоприятных условий для раскрытия его творческого потенциала. По сути дела, должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами нового Государственного стандарта образования.

Существенными возможностями в решении указанных задач обладает научно-методическая деятельность учебного заведения. Именно на раскрытие творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом, на создание условий для роста профессиональной компетентности педагогов, формирования готовности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации новых Государственных стандартов образования, их методическое сопровождение и методическое обеспечение ориентирована деятельность научно-методической службы Гвардейского УВК. К началу 2011-2012 учебного года в УВК сформировалась модель методической службы по сопровождению процесса внедрения и реализации Госстандарта в Гвардейском УВК. Создавая её, мы старались соблюсти следующие принципы:

  • перспективное и текущее планирование коллективной, групповой и индивидуальной форм методической работы;
  • тематика всех форм деятельности, соответствующая определенной на этот период времени единой методической теме работы школы;
  • наличие действующего методического совета для решения проблем согласования, определения промежуточных и конечных результатов, анализа и коррекции работы;
  • организация теоретико-методологического семинара для повышения уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива школы и практикума по различным аспектам деятельности в соответствии с единой методической темой;
  • презентация позитивных результатов методической работы в разнообразных формах;
  • рефлексия.

Наибольшие возможности по реализации задач школы имеет педагогический совет как постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. На педагогическом совете рассматриваются различные вопросы образования: программирования, планирования, стратегии воспитания. Приведем примеры тематических педагогических советов, поведённых в УВК, способствующих реализации Госстандартов:

  • Компетентностной подход к образованию: проблемы, перспективы, поиск
  • Возможности учебных предметов по формированию ключевых компетентностей учащихся
  • Воспитательная деятельность педагога современного образовательного учреждения в логике компетентностного подхода
  • Профессиональный имидж как инструмент педагогического влияния.

Цель проведения таких педсоветов – коллективно выработать управленческое решение по поэтапной реализации общешкольной проблемы. Мы убеждены, что наши педсоветы во многом помогают решению задач всестороннего повышения компетентности и профессионального мастерства каждого учителя, формирования творческого потенциала педагогического коллектива в целом. Каждый педсовет – это творчество всего коллектива. А источники творчества – это анализ своей работы, выявление «узких» мест и «западающих» проблем, чтение научной, педагогической, методической, психологической литературы, изучение передового педагогического опыта, как отечественного, так и зарубежного

Деятельность по выполнению решений педсовета предполагает диагностику первоначального состояния профессионализма учителя, т.е. диагностику его затруднений и выявление проблем, отбор содержания и форм методической работы, определение критериев эффективности. Этим занимаются члены аналитико-диагностической лаборатории во главе с психологом школы. Таким образом, речь идет уже не о простом планировании, а о проектировании методической работы в УВК.

Коллективная работа по взаимопросвещению педагогов осуществляется в процессе работы постоянно-действующего семинара «Психолого-педагогическое просвещение педагогов», на заседаниях которого изучаются нормативные документы, происходит обмен опытом работы, проводятся диспуты, педагогические ринги. Назовём некоторые из мероприятий. Педагогический ринг «Компетентностный подход в образовании – модный термин или требование времени?» Педагогический практикум «Деятельностный подход к образованию – необходимое условие для обеспечения формирования ключевых компетентностей учащихся» Аукцион педагогических идей «Педагогическая рефлексия, приёмы и методы её проведения» Педагогический практикум «Перспективы и проблемы введения Государственного стандарта базового и полного среднего образования».

Мозговым центром методической службы является научно-методический совет (НМС), в основе деятельности которого заложено понимание того, что современный руководитель – это социальный архитектор, объединяющий волю отдельных учителей в единую коллективную педагогическую волю. Цель НМС: создание оптимальных условий для развития личности и профессионализма каждого отдельного учителя на основе его индивидуальных особенностей и образовательных потребностей. Индивидуальный подход к учителю в процессе повышения уровня его компетентности способствует раскрытию потенциальных сил, возможностей, способностей.

Делегирование полномочий учителям-профессионалам, возглавляющим работу предметных кафедр, творческих групп педагогов, дало возможность вовлечь практически весь коллектив в активную деятельность по изучению и реализации задач Государственных образовательных стандартов:

1. На предметных кафедрах, кроме стандартных видов деятельности, ведётся исследовательская работа по отслеживанию результативности формирования предметных и ключевых компетентностей учащихся.

2. С целью обеспечения принципа непрерывности образования работает творческая группа «Преемственность»

3. Реализацию задач развития творческих способностей детей планирует и обеспечивает творческая группа учителей «Одарённые». Наша «Комплексная программа отбора, обучения и воспитания детей» заняла 1 место в районном конкурсе (2011г) и подтверждается результатами МАН, олимпиад, конкурсов.

4. С целью формирования личности, способной жить и трудиться в условиях информационного общества, мотивации педагогов к использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе, координации деятельности педагогического коллектива школы-гимназии по мультимедийной поддержке уроков и внеурочных мероприятий работает педагогическая мастерская «Успех». Основными направлениями деятельности мастерской являются:

  • организация индивидуальных и групповых консультаций, практических тренингов для учителей (обучение работе с компьютерными программами);
  • оказание помощи при поведении уроков, открытых мероприятий, конкурсов с использованием компьютерных технологий;
  • обеспечение подключения сети интернет к учебным кабинетам и классам;
  • проведение мониторинга работы педагогического коллектива по внедрению ИКТ в учебно-воспитательный процесс УВК.

5. Особая роль в реализации задач новых Государственных стандартов принадлежит центру педагогического творчества «Поиск», конечная задача которого построить технологию проектирования предметных, межпредметных, ключевых компетенций учащихся, используя деятельностную форму их представления. В этом направлении проделана значительная работа, это:

  • поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете;
  • изучение требований к уроку в условиях компетентностного подхода
  • проведение открытых уроков в рамках методической декады «Панорама педагогических удивлений»
  • педагогический практикум «Разработка заданий для проверки уровня сформированности межпредметных компетенций учащихся»
  • мастер-классы "Инновационные методы и технологии как способы развития ключевых компетенций ученика»
  • защита проектов «Моя педагогическая философия»

Опытом своей работы мы делимся на семинарах, конференциях, участвуем в различных конкурсах. Гвардейский УВК является неоднократным участником и победителем Всекрымского конкурса педагогических инноваций. В 2011/2012 и 2013/2014 учебных годах наш педагогический коллектив награждён Почётным дипломом издательства «Плеяди» «за узагальнення та популяризацію педагогічного досвіду».

С января 2012 года Гвардейский УВК является базовой школой Национально проекта «Открытый мир», участвует в проектах Microsoft Украина «Партнерство в навчанні» и «Вчитель-новатор»

Таким образом, сложившаяся в Гвардейском УВК система методического сопровождения способствует профессиональному росту и творческой активности учителей. Наш опыт работы показал, что структура и направления методической службы не могут оставаться неизменными, они будут постоянно развиваться и совершенствоваться в зависимости от развития и требований, предъявляемых обществом к современному образованию.

Мы считаем, что с введением нового стандарта образования необходимо создать в каждой школе такое методическое пространство, которое будет отвечать современным интегративным процессам в социуме и образовании, сохранять преемственность по отношению к традиционным методическим формам, обеспечивать организацию свободного профессионального саморазвития педагога. «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель». (К.Д. Ушинский).

Автори:

  • Кульчейко Олена Василівна, заступник директора з НМР
  • Шараєвська Ніна Григорівна, заступник директора з НМР

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Освіта.ua
29.12.2013

Популярні новини
МОН презентувало стандарт початкової освіти Документ передбачає впровадження нового змісту, що ґрунтується на формуванні компетентностей
Освітню реформу відкладено до вересня Для розгляду реформи освіти парламентарям у четвер не вистачило робочого часу
Ми розпочнемо реформу освіти вчасно, - Гройсман Прем’єр-міністр наголошує, що уряд розпочне реформу освіти і знайде джерела її фінансування
Прем’єр: ми не маємо відкладати реформу освіти За словами Гройсмана, затягувати з модернізацією нашої освіти через брак ресурсів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!