Osvita.ua Середня освіта Форум педагогічних ідей Адміністрування школи Про систему методичної підтримки молодого вчителя. (Рос. мова)
Вибір редакції

Молодий вчитель прийшов у школу? Що він відчуває? Розгубленість перед розкладом занять, швидкості зміни діяльності, емоційну нестійкість перед навалом обов’язків, невпевненість у власних силах, недостатню методичну компетентність чи побоювання дитячого колективу - вказує авторка статі

Про систему методичної підтримки молодого вчителя. (Рос. мова)

Оцініть публікацію
 

Система работы с молодыми учителями достаточно разработана: индивидуальная опека, наставничество, методическая помощь типа "Школы молодого учителя", индивидуальные методические консультации и другие виды поддержки молодого педагога.

В УВК "гимназия-школа" № 27 г. Мариуполя создана своя система методической поддержки, профессионального становления молодых учителей.

При знакомстве с молодыми учителями проводится их анкетирование с определёнными целями:

  • с целью выяснения уровня профессиональной направленности личности учителя (направленность на предмет, уровень организованности, общительности);
  • с целью выяснения барьеров в педагогической деятельности (выявление способности учителя к саморазвитию, определение факторов, стимулирующих и препятствующих обучению и развитию учителя);
  • с целью диагностики типа ориентации педагога на учебно-дисциплинарную или личностно ориентированную модель взаимодействия с учащимися. Анкетирование даёт возможность ближе познакомиться с молодыми учителями и, по возможности, предотвратить их ошибки в профессиональной деятельности. В арсенале заместителя директора достаточное количество данного материала, опубликованного в различных управленческих книгах.

Первым в данной системе методической подготовки учителя проводится семинар "Учитель и проблемы дисциплины".

Этот курс даёт ответы на вопросы:

  • Почему учащиеся ведут себя "плохо", каковы причины такого поведения? (таковыми могут быть: избегание неудач, привлечение внимания, власть над взрослыми или месть взрослым).
  • Как корректировать поведение этих учащихся и повысить самоуважение учеников?
  • Каковы меры экстренного педагогического вмешательства, как выработать стратегию поведения педагога с учащимися, нарушающими дисциплину?

Разработано четыре занятия:

  • Привлечение внимания как цель "плохого" поведения. Выработка мер экстренного педагогического воздействия.
  • Стратегия и тактика экстренного вмешательства учителя в ситуации властолюбивого и мстительного поведения учащихся.
  • Что делать учителю, если целью "плохого" поведения учащихся есть избегание неудач?
  • Как помочь ученикам установить нормальные отношения с учителем и почувствовать свою коммуникативную состоятельность.

Вторым семинаром, рекомендованным методическим советом УВК, стал семинар "Основы педагогической техники".

Не секрет, что молодой учитель, идя в школу, иногда имеет иллюзорное представление о педагогическом труде. В то же время высшие учебные заведения недостаточно вооружают будущего педагога принципами и приёмами педагогической техники. Приёмы же эти представляют собой сеть, складывающуюся в систему, к созданию которой стремится каждый учитель.

Семинар рассчитан на такие занятия:

  • Невербальные коммуникации в педагогическом процессе. Роль и функции жестов педагога в процессе обучения.
  • Практикум жестикуляции как компонента педагогической техники.
  • Принципы педагогической техники. Дидактические приёмы повышения интереса к учебному материалу.
  • Приемы управления классом.
  • Домашнее задание: его роль в формировании учебных навыков, техника.

Развитие творческого потенциала учащегося, формирование функциональных жизненных компетентностей невозможно без спокойного, толерантного отношения учителя к личности ученика, невозможно без создания учителем психологического комфорта на уроке.

Несмотря на новое поколение учителей, 75% из них изначально имеют ярко выраженную ориентацию на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с учащимися. По всей видимости, сказывается их профессиональная неуверенность, эмоциональная неустойчивость во взаимоотношении с учащимися, а также отсутствие навыков работы молодого учителя с внутренним миром ребёнка.

Современное требование к личности педагога прямо связано с такой тенденцией развития образования, как ориентация на личность, возможность ее самовыражения в процессе обучения и воспитания. Поддержание самовыражения личности учащегося, обучение его методам самоподдержки, самоодобрения, самопредъявления представляет большую психологическую трудность для педагогов, особенно молодых.

Таким образом, третьим шагом в формировании профессионального становления молодого учителя был определен цикл психологических семинаров по изменению педагогической практики через изменение личности педагога.

В данный цикл вошли:

  • Система работы со своими негативными чувствами и негативными чувствами учащихся.
  • Создание психологического комфорта в классе во время урока.
  • Педагогическая толерантность.
  • Профессиональное самосознание педагога.
  • Способы саморегуляции эмоционального состояния учителем.
  • Организация труда учителя.

Необходима помощь учителю в овладении приёмами убеждения и активного слушания. Это поможет ему в общении с учащимися.

Считаем, что данная система семинаров представляет собой эффективный инструмент личностного и профессионального роста педагога. Таким образом, система методической поддержки молодого учителя, его профессионального становления, созданная в УВК "гимназия-школа" №27, в достаточной мере помогает в короткое время осуществить качественный профессиональный рост учителя в учебном учреждении.

Автор: Каракашьян Людмила Іванівна
Посада: заступник директора з НМР.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.


13.09.2012

Популярні новини
Опубліковано рейтинг шкіл України 2017 року Освіта.ua складено рейтинг шкіл України за результатами зовнішнього оцінювання випускників шкіл 2017 року
Вчителів звільнили від ходіння по мікрорайону Залучати учителів до організації та ведення обліку дітей, охоплених освітою, відтепер буде заборонено
МОН шукає фахівців з дерегуляції Метою проекту є зменшення бюрократичного тиску на школи і педагогічних працівників
Парламент ухвалив новий закон «Про освіту» В уряді та Міносвіти заявляють, що шкільна реформа є одним із головних пріоритетів держави

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!