Osvita.ua Середня освіта Домашні завдання у школі як імітація навчання
Домашні завдання у школі як імітація навчання

Домашні завдання – це ліки, якими у нас намагаються лікувати симптоми, а не саму хворобу

Домашні завдання у школі як імітація навчання

Современная школа имеет множество проблем, и одной из самых животрепещущих большинство участников учебного процесса считают загруженность домашними заданиями. Свое отношение к домашним заданиям высказывает Алексей Греков, соучредитель и директор по стратегическому развитию частной школы «Афины» (Киев) в материале «УП. Життя».

Мы все учились в школе, и все получали домашние задания.

Некоторые мы выполняли, некоторые – игнорировали или сдирали у товарищей.

Но никогда не подвергали сомнению право учителей задавать их, потому что как-то само собой подразумевалось, что «домашка» для чего-то нужна, что её выполнение принесёт нам какую-то пользу.

Теперь я сам педагог, и сам иногда задаю задания на дом. Но с каждым годом я всё менее и менее убежден, что поступаю правильно, и сейчас вы узнаете, почему.

Наличие или отсутствие домашних заданий – само по себе не хорошо и не плохо. Домашние задания – всего лишь инструмент, такой же, как лекарство: человеку больному оно принесёт пользу, а здоровому – навредит.

Наша система образования тяжело, неизлечимо больна. Собственно, страдает она целым комплексом болезней. Это и организационный паралич, и финансовая дистрофия, и методологическая деменция, и кадровая анорексия, и еще полудюжина других, – и пока ниоткуда не следует, что ей удастся выкарабкаться.

Давайте обратимся к цифрам.

Вот вам симптомы болезни, которую я бы назвал «предметной шизофренией». Уже в первом классе у детей есть 10 отдельных предметов. С каждым классом число их возрастает, пока к 9-му классу предметов не становится 18, а в 11-м — вообще 20!

При этом согласно санитарным нормам максимально допустимая нагрузка на первоклассников – 20 часов в неделю, а на старшеклассников – 33, – правда, им могут добавить еще 5 часов на дополнительные (!) предметы.

Очевидно, что на значительную часть предметов выделяется один-два урока в неделю (а иногда и один урок в две недели).

Пользы от таких занятий – ноль.

Не думаю, что кто-либо из вас может пересказать в подробностях содержание какой-нибудь скучной передачи, которую вы нехотя просмотрели неделю назад.

Но что делать педагогам, которые всё же хотят, чтобы дети выучили их предмет?

Они расширяют временные рамки урока за счёт выдачи домашних заданий.

Надо сказать, что объем домашних заданий, задаваемых ученикам, также регламентируется санитарными нормами.

Согласно ДСанПіН 5.5.2.008-01, в первом классе домашних заданий вообще быть не должно, второкласснику можно задать ровно столько заданий, чтобы он потратил на их выполнение не более 45 минут в день, третьекласснику – на 1 час 10 минут в день, и так далее.

Старшеклассникам уже разрешено задавать столько заданий, чтобы они могли выполнить их за 4 часа своего свободного времени.

Конечно! Ведь у них на 33+5 уроков в неделю приходится 20+ предметов!

Вот тут-то и становится предельно наглядной порочность всей системы.

Давайте подсчитаем. 38 часов в неделю + 4 часа домашних заданий, умноженные на 7 дней в неделю (ведь задания на выходные никто не запрещал!) – сколько это получится? 66 часов.

У наших детей 66-ти часовая 7-дневная учебная неделя!

Круто? Как вы, уважаемые взрослые, чувствуете себя после 40-часовой рабочей недели?

А теперь представьте, что вы должны работать в полтора раза дольше. И при этом совершенно бесплатно.

Поэтому, увы! Домашние задания – это лекарство, которым пытаются лечить симптомы, а не на саму болезнь. А может, и не лекарство вовсе, а пустышка, плацебо, имитация учебы, только отнимающая силы и время.

Впрочем, от защитников домашних заданий часто приходится слышать расхожее утверждение: дескать, для доведения любого навыка до совершенства необходимо потратить 10 000 часов, – и при этом всегда ссылаются на обучение игре на фортепиано путем проигрывания гамм.

Аналогия абсолютно неуместна.

Какой навык отрабатывается с помощью выполнения домашних заданий? Навык самостоятельной работы?

Но тогда задание для каждого ученика должно быть абсолютно уникальным, чтобы решение нельзя было найти в интернете или списать у друга.

Навык работы с информацией?

Но тогда задание должно быть поисковой, исследовательской работой, и при этом обязательно коллективной, потому что сейчас никакое исследование, конструирование или творчество не является уделом одиночек.

И снова обратимся к цифрам.

10 000 часов за 11 лет – это три часа в день без каникул и выходных. Для того чтобы довести до совершенства знание 8 предметов из 20, ученику придется отказаться не только от сна, но и от посещения школы! (Полагаю, это был бы наилучший выход).

Поэтому своим преподавателям я говорю: если кто-либо из ваших учеников хочет и может выполнять дополнительные задания по вашему предмету в своё свободное время – задавайте, но только им и то – дозировано.

Если же вы начнете грузить всех сверх меры и без разбора – я лично каждому из вас буду на выходные задавать домашние задания: прочитать книгу по педагогике или психологии, написать на эту тему эссе и в понедельник явиться ко мне в кабинет для сдачи зачета по теме.

Пока ещё я не приводил свою угрозу в исполнение, но чувствую, скоро придётся.

Олексій Греков, приватна школа «Афіни» (Київ), співзасновник та директор стратегічного розвитку, Українська правда. Життя.

Освіта.ua
08.11.2017

Провідні компанії та навчальні заклади Пропозиції здобуття освіти від провідних навчальних закладів України та закордону. Тільки найкращі вищі навчальні заклади, компанії, освітні курси, школи, агенції.
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Тетяна
Уже давно нужно отменить домашние задания. После учебы в школе ребенок хочет заниматься любимым делом: спортом, музыкой, танцами и т.д. А что имеем? Отказываем в развитии ребенка в угоду школьным домашним заданиям. Где же всестороннее развитие? Школы тянут все себе. После школы детям важно посещать кружки, секции, клубы, ходить в гости, кинотеатры, театры, встречаться с друзьями...Это - всестороннее развитие!
Микола Хоменко
Повністю підтримую автора! Я ніколи не давав домашні завдання на вихідні! А зараз тільки за бажанням! Але класний журнал заповнюю повністю, щоб не мати конфлікт з "начальством"
Ок
Аа , де коментарі !!!??? Прочитали і знищили !! Чи не читали???
Шестопалов
Отказаться от домашних заданий на Западе давным-давно позволила методика "перевернутого навчання". См. «Перевернуте навчання» інформатики Див. http://osvita.ua/school/manage/42677/
Ок
Дитяча увага постійно відключається і включається в робочий процес, при додаткових перешкодах (однокласники, олівці, одяг, шепіт та ін.) може і не включитись в роботу. Це проходить щохвилини автоматично. Тому хороший вчитель багато разів акцентує на уроці певні речі. Щоб хоч колись протягом уроку почули всі, почули, зрозуміли, запам’ятали. Наполегливість і праця учня. Такий учень сам захоче дом. завдання. Ми ж такими були.
Тет-а-тет
Що таке навчання? ЦЕ - багаторазове повторення. Тим, хто має добру пам’ять достатньо прочитати матеріал 2-3 рази, а тим у кого пам’ять погана? Ті мусять зазубрювати. На лекціях учні запам’ятовують лише 10% матеріалу, якщо розповідь ілюструвати практичним показом- 20%. Решта досягається самостійною працею учня. І не важливо де, вдома, на уроці чи в електричці на шляху додому. Ми ніколи не підженемо усіх учнів під один шаблон, до досконалості кожен мусить іти своїм шляхом.
Volodymyr
Нехай Міністерство освіти скасує домашні завдання офіційно і ніяких проблем! Діти матимуть більше вільного часу відвідувати клуби і гуртки для розвитку своїх здібностей.
но далеко
Для Volodymyr: НЕ все дети это станут делать. ЧТО прикажете делать остальным, которые и в классе прозёвали, и дома не станут учить, и на кружёк не пойдут,поскольку деньги платить надо? А ведь таких большинство в стране. И куда пойдётэто большинство. Я тут молчу о другой составляющей необходимости повторения материала через определённый промежуток времени.
tatka
В рабочие пойдут, а не в ВУЗы!
Коментувати
химик-биолог
Полностью поддерживаю автора. Изучать материал надо на уроках. Письменные домашние задания выполняет пара-тройка отличников/хорошистов. Остальные списывают. И только на уроке можно увидеть эффективность своего труда и пользу его для учеников. Письменные домашние задания почти не задаю. Но материал учебника требую дома выучить.
Леся
Для химик-биолог: А якщо у класі 38 учнів? Можна їх навчити чогось і з дом.завд.чи без нього?
хімік-біолог
Тим паче, тільки на уроці, ви не зможете повноцінно перевірити д/з у такої їх кількості. Хоча 38 у класі - це знущання над учителем і профанація освіти.
Коментувати

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!