В. Співаковський: світ перед грандіозним освітнім проривом

Карантини і локдауни змусили світ переглянути формати вузівської та шкільної освіти

В. Співаковський: світ перед грандіозним освітнім проривом

Автор: Володимир Співаковський, президент корпорації «Гранд».

Карантины и локдауны заставили мир пересмотреть форматы вузовского образования и стремительно избавляться от сидения за партами 5–6 лет.

То же самое со школьным образованием. Оно перестает соответствовать новым вызовам глобального мира и ожиданиям родителей.

Вот некоторые сокрушительные перемены, которые обрушились на систему образования.

1. Месяц назад газета Washington Post опубликовала огромную статью о том, что Америка, обнаружив, что с их замечательными и лучшими в мире вузами что-то не то..., собирается в ближайшем будущем перетрансформировать свои 2300 университетов в 50 (!) огромных знаниевых хабов с совсем другими целями, контентами, технологиями, кадрами и результатами.

И это – новый мощный тренд обновления и осовременивания обучающих процессов, который будет иметь последствия для всего мира.

2. Вот уже несколько лет набирает силу система обучения «сэндвич» – как многослойная система. Это когда год учишься – год работаешь... Потом видишь, каких тебе знаний не хватает, опять год учишься (не обязательно там же, можно и в другом вузе)... Потом идешь работать (не обязательно туда же), потом опять год учишься – год работаешь.

Главное! Через 5–6 лет ты – Человек с большой буквы, потому что много знаешь, умеешь, тебя везде знают и возьмут на работу на хорошую зарплату и с приличной карьерой.

3. Для многих людей стал привлекательным дистанционный способ обучения, так как уже лучшие в мире онлайновые вузы дают знания не хуже, а даже лучше очных учебных заведений, и их дипломы вполне котируются. И стоит в разы дешевле.

Ещё более привлекательным является онлайн обучение для школьников. Особенно для тех, у которых хорошая школа далеко от дома, а в плохую ходить не хочется.

А также для тех, кому там скучно, кого там обижают, кто отстает или опережает, а также кому неохота постоянно вставать рано по утрам, когда можно учиться по своему собственному графику.

Бытуют опасения, что качество онлайн-знаний будет слабым. Однако в тех онлайн-школах, где всё организовано заботливо и технологично, по-современному и с душой, дети, наоборот, самоорганизовываются и осваивают знания лучше и быстрее, что очень нравится родителям.

Да и проблемы социализации легко решаются, особенно, когда дети получают возможность общаться, с кем хотят, организовывают дебаты и дискуссии на сегодняшние злободневные для подростков темы. Где есть международные проекты со сверстниками из разных стран.

Тогда и мотивация учиться у детей возникает сама собой. А что еще надо родителям, которые видят ежедневный апгрейд своих детей?

И если в предыдущие десятилетия дистанционное обучение существовало как бы за скобками, и на него мало обращали внимания, считая его чем-то второстепенным, то сейчас на него не только стали обращать внимание, но и ускоренно улучшают его качество. Просто появились хорошие онлайн-школы.

Скажу откровенную вещь. Наращивание онлайн-обучения неизбежно, потому что оно для большинства государств всего мира оказывается намного дешевле.

Ведь в бюджетах государств затраты на образование составляют 8–12%, и это очень много! А толку – мало, одни разочарования, протесты и раздражения. Поэтому многие страны обрадовались карантинам и локдаунам, увидев существенное сокращение затрат.

Естественно, я не считаю, что это хорошо – экономия на образовании. Это очень печально и неприятно. Так быть не должно!

Но тут надо включать здравый смысл и вовремя распознавать возникающие мировые тренды и думать, какие будут найдены выходы из положения. Чтобы не быть застигнутыми врасплох.

Пока видно, что примерно 20–30% детей (и родителей) онлайн обучение подходит. А раньше таких было всего лишь 2–3%. Значит, надо думать, что с этим делать и как в эту ситуацию плавно встроиться.

4. А тут ещё в мире началась бешеная гонка образовательных платформ. Интересно, с чего бы это? Ведь уже каких только платформ нет!

Миллионы программистов и стартаперов ищут тут Клондайк, понимая, куда ветер дует, и мечтая, что им повезет придумать такую платформу, на которой будут учиться все. Это ли не намёк на грядущие изменения!?

5. Более того, эти платформы нужно заполнять контентом. А где его взять? Вот и еще одна могучая и свободная ниша – знаниевый контент. Впрочем, тут только начало пути, так как медленно приходит понимание, чему и как учить теперь детей в школах.

Или даже уже не в школах.

В любом случае, мир на пороге грандиозного образовательного прорыва.

Что же со всем этим делать? Спокойно к нему готовиться и держать нос по ветру.

Главное – не отстать от времени.

Оригінал

Освіта.ua
14.07.2021

Популярні блоги
І. Лікарчук: вчитися мають ті, хто хоче здобути освіту Повна загальна середня освіта повинна бути не обов’язковою, а загальнодоступною
Д. Ламза: ніхто не хоче йти в освіту або школа без учителів Від Кабінету Міністрів немає жодних дій щодо підвищення значимості професії вчителя
С. Колебошин: 3000 спартанців (задача про молодих вчителів) 3000 молодих вчителів на 15000 шкіл, що в середньому – 1 новий вчитель на 5 шкіл
І. Совсун: як надовго ще вистачить запалу учителів? Існує гігантська прірва між переможцями світових олімпіад і базовим рівнем українських шкіл
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Анна
Читаю комментарии и понимаю, что есть люди, которые видят свои недостатки в других... "Прорыв нарыва", "прорыв обрыва"... Послушайте, если вы никогда не занимались самообразованием - то не нужно считать, что все такие. Как я завидую современным школьникам, студентам! Сегодня смотрела всевозможные анимации по физике - да от счастья видеть это просто крышу сносит! А визуализация математики чего стоит! Масса материала! Преподавателю нужно просто все это систематизировать и предложить студенту, заинтересовать его, а не ныть про "нарыв". Будут сокращения, это очевидно, останутся лучшие - учительское сообщество это чувствует и возмущается, вот и все.
Аналітика
Це не прорив, а катастрофа. В результаті такого навчання ні знань, ні компетентностей. А про яку практичну підготовку можна говорити дистанційно. А результату такого навчання уже просто нема. А вивільнених коштів ЗВО просто не побачать. Як і зараз затрати часу зросли більше ніж у два рази, студенти просто не дивляться на електронні ресурси навчання, а оплата праці викладачів не витримує критики, зокрема, і в Херсонському державному університеті.
ОL
Мир на пороге грандиозного образовательного обрыва...
Скептик
"Прорыв нарыва" - та більше нічого. Рік вчишся, а рік працюєш - це може для суспільників рецепт, та й той не для всіх. Але для Наук є головним системність у навчанні, бо не засвоївши першу сходинку, не підеш далі, бо нічого не зрозумієш. У деяких гуманітаріїв проблем немає: якщо не засвоїв історію Франції, можеш спокійно вивчати історію Японії, бо нічого не трапиться. Але якщо рік провчив англійську, рік арабську, а рік німецьку - жодної знати не будеш. Так і залишишся неуком. Що вони там курять в цій корпорації?
Sandomur
Для Скептик: Ви маєте рацію,чимало професій не можна освоїти он-лайн,наприклад фармацевт, лікар,інженер-хімік і т.д.Але в гуманітарній сфері,економіці,торгівлі дистанційне навчання для тих, хто хоче вчитися сам просто знахідка і захід тут відразу вловив користь. Адже вони завжди орієнтуються на практичний результат і в науку не бавляться як у нас. А заочна форма навчання хіба дуже відрізняється від дистанційки?Ми цього боїмося,бо це приведе до скорочення чисельності викладачів у ВНЗ,підніметься такий рейвах. Але я згоден зі Співаковським,що здоровий глузд усе таки переможе і ми не будемо плестися у хвості новацій у ВО. А вивільнені кошти краще направити на розвиток ВО,підвищення оплати праці,покращення м/т.бази закладів освіти.
Нерогуль
Для Sandomur: Ремонт раций можно освоить онлайн?
Коментувати