І. Соломадін: для чого потрібні нові елітарні школи

Перші паростки еліт уже з’являються, як і перші спроби створення елітарних навчальних закладів

І. Соломадін: для чого потрібні нові елітарні школи

Автор: Ігор Соломадін, учитель історії гімназії "ОЧАГ", викладач кафедри медіакомунікацій Харківського національного університету ім. В. Н. Каразіна.

Никогда не был сторонником «элитарного образования», но в последние годы часто думаю о том, что оно остро необходимо в современной Украине. Причём, на разных уровнях. Возьмём, к примеру, среднюю школу.

В СССР элитарное среднее образование существовало в трёх формах:

1. Специализированные физико-математические школы.

2. Школы с углубленным изучением иностранных языков.

3. Школы искусств.

Физматшколы создавались для потребностей ВПК, попасть туда было нелегко, учиться невероятно трудно. В отличие от целей их создателей, такие школы становились центрами вольномыслия и кузницей будущих «интелей», многие из которых впоследствии разъехались по всему миру и успешно работают сейчас в самых престижных корпорациях.

Элитарные языковые школы были сосредоточены, в основном, в столицах. В отличие от физматшкол, в которые принимали после жёсткого отбора по способностям и знаниям, в языковые школы чаще всего попадали дети высокопоставленных чиновников, которые потом пристраивали своих чад в МИД, во Внешторг и тому подобные структуры.

Эти типы элитарных школ, как осколки империи, существуют и поныне.

Но для современной Украины нужны совершенно новые элитарные школы. Первые ростки уже появились - Украинская Академия Лидерства, например. Но этого абсолютно недостаточно.

Для чего нужны новые элитарные школы? И кто может быть заинтересован в их создании?

1. Государство.

В таких школах необходимо углублённое преподавание истории, литературы, основ гражданского общества, экономики, иностранных языков с обязательным изучением одного из языков стран-соседей: польского, словацкого, чешского, венгерского... Русский язык и русскую историю также необходимо изучать в таких школах - чтобы вести грамотную политику по отношению к агрессивному, авторитарному и обладающему огромной мощью соседу и быть интеллектуально и культурно сильнее его.

Также, возможно, по выбору, изучать один из восточных языков - арабский, турецкий, китайский... В таких школах будет довольно сложно учиться, но в перспективе их выпускники могли бы поступать в лучшие университеты Украины и получать преференции для обучения и стажировок в рейтинговых университетах мира, после чего идти на работу в органы государственного управления.

2. Бизнес

Уже сейчас некоторые IT-компании пытаются создавать свои учебные заведения на уровне среднего образования. На сегодняшний день это самая интеллектуальноемкая отрасль, заинтересованная в подготовке талантливых и продуктивных сотрудников. Но, думаю, здесь было бы неправильным ограничиваться только «подготовкой», необходимо давать качественное образование, то есть развивать креативность на более широком и глубоком уровне.

Пока что у нас почти нет таких «инкубаторов элит», поскольку нет и элит как таковых, то есть, людей, руководствующихся не категориями выживания и приспособления, а мыслящих стратегически, людей, определяющих перспективу развития страны.

Я не случайно сделал оговорку - «почти нет». Первые ростки таких элит уже появляются, появляются и первые попытки создания элитарных учебных заведений и институций, подобных «мозговым центрам». Думаю, это позитивная тенденция, которая является актуальной и необходимой в ближайшей перспективе.

Оригінал

Освіта.ua
28.10.2020

Популярні блоги
Т. Єфімова: як і чому школа вбиває мотивацію в дітей Чому в школі досі знижують оцінки за відступи, неправильний запис і колір малюнка
О. Бобкова: участь в олімпіаді не має бути примусовою Життя і здоров’я дітей і вчителів є вищою цінністю, аніж результат у олімпіад
І. Лікарчук: олімпіади - традиція совкової освіти Жодним законом чи нормативним документом обов’язковість участі школи у олімпіадах не передбачена
О. Українець: ЗНО з літератури дійсно не потрібне Шкільна програма передбачає читання текстів і біографій, а не вивчення літератури, і це дві дуже різні речі
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Виктория Владимирова
Сколько будут стоить ваши элитарные школы? Вы, господа каразинцы, уже задолбали своей коррупцией: на всех областных этапах МАН, на олимпиадах, на городских турнирах всегда побеждают ваши подопечные. И совсем не потому, что настолько уж умные, просто руководители команд, научные руководители и члены жюри - это одни и те же люди. Вы никогда не пропустите никого, кто не входит в ваш круг. Жлобы элитарные!..
Ігор Соломадін
Для Виктория Владимирова: Если элитарные школы будет создавать государство, то обучение в них должно быть бесплатным. К МАН никакого отношения не имею. Так что Ваша реплика не по адресу.
Коментувати
Фукс
В нашей стране не нужны умные люди. Если за рубежом талантливых детей замечают и спонсируют за гос.счёт, то у нас эти элитарные школы будут только для отмыва бабла. Сначала надо вычислить в стране все коррупционные " авгиевы конюшни", принять хоть какой- то реальный вектор интеллектуального развития( а не бросаться "из стороны в сторону" от Болонской системы до то 11- ти, то 12- тилетки), а потом " будем посмотреть".
Ігор Соломадін
Для Фукс: Тем не менее, и у нас с прошлых времён существуют и успешно работают физико-математические школы, школы искусств, языковые школы.
Коментувати
Ольга
Шановний Соломадін, пишіть дописи на публічних освітніх сайтах державною мовою, бо це неповага до нових законодавчих вимог і країни, що втрачає синів від руськоментальних діячів
Ігор Соломадін
Для Ольга: Шановна пані Ольго! Цей мій спочатку допис з’явився на моїй приватній сторінці в фейсбуці - подивіться, будь ласка, посилання на оригінал. Буду дуже вдячний, якщо поділитесь своїми думками стосовно змісту.
Ігор Соломадін
Шановна пані Ольго! Цей мій допис спочатку з’явився на моїй приватній сторінці у фейсбуці, подивіться, будь ласка, посилання на оригінал. Буду вельми вдячний за Ваши думки з приводу змісту цього допису.
Коментувати