М. Косенко: як університети гублять залишки репутації

Про особливості проходження квесту «навчання» для іноземців в Україні або як виші гублять залишки репутації

М. Косенко: як університети гублять залишки репутації

Автор: Марина Косенко, менеджер зі зв'язків з громадськістю в Телесенс Академії, керівник освітніх проектів.

Об особенностях прохождения квеста «учеба» для иностранцев в Украине: ужасы, кикиморы, ловушки, хамство, безразличие и боссы-«тетки». Или о том, как университеты губят остатки репутации.

Несколько историй из жизни, свидетелями которых я стала. Последняя произошла буквально в прошлую пятницу, эмоции и впечатления еще свежи.

О студенте К. из Африки.

Изучает медицину в одном из крупнейших университетов Харькова. Умен, начитан, старается учиться. Его страна входит в Содружество, и природная харизма позволяет ему с успехом обучать английскому харьковчан. За контракт платит исправно.

И вот одним душным пятничным утром ему звонят из университета и говорят, мол, Вам нужно погасить задолженность, иначе мы вас сегодня же отчислим. Человек на панике срывается, бежит в университет, говорит, что квитанцию приносил, на что ему в ответ хамят тетки. Неправ он лишь в том, что отдал им единственный оригинал квитанции. Вуз на уступки не идет и подождать хотя бы несколько дней, чтобы разобраться, не соглашается.

Студент К. деньги находит, успевает заплатить. Уже вечером его квитанцию находят. Никаких извинений, хамство теток остается безнаказанным.

Вторая история - о студенте Ф. из Ирана.

Образован, начитан, не сильно религиозен, с современными взглядами на мир. Отлично говорит по-английски и по-испански. Получил степень бакалавра в машиностроении, решил все же уйти в медицину. Чтобы их сын имел возможность оплатить обучение, родители продали в Иране недвижимость. Приехал учиться в Украину на англоязычную программу. Столкнулся с полным безразличием преподавателей, их нежеланием чему-то научить студентов. Сидел сам за учебниками, год, второй, и, разочаровавшись в качестве, уехал из страны. Один из университетов Харькова потерял перспективного студента, который мог бы вполне стать амбассадором украинского образования у себя в стране.

Третья история более позитивная, о студенте Л. из одной из стран Северной Америки.

Прекрасный английский, харизма, образование. Учился на медика. Окончить университет смог только благодаря упрямству и невероятным усилиям, несмотря на слабый английский у преподавателей. По итогам все-таки выучился, сам вызвался сдать IFOM, когда это было еще не в тренде. Сдал, уехал работать к себе в страну. Словом, успех не благодаря, а вопреки.

Три истории, три судьбы. Три проблемы: безответственность, безнаказанность прогнившей системы и бесправность иностранных студентов.

Может, я наивна, но все же верю, что если каждый будет стараться сделать свою работу хорошо и оставаться человеком в сложных ситуациях, мир станет лучше.

Право же, это не начальник нашептывает своим коллегам: «Ану, пойдите, нахамите как минимум 10-ти студентам»? Зачастую человек хамит или косячит просто потому, что может. А еще понимает, что ему за это ничего не будет. Так и получается: один работает на совесть, потому что человек такой. А второй будет косячить, если знает, что начальник на все закроет глаза.

И что с того? Подумаешь, одного студента до приступа довели, второй отвалился (минус 50К университету в год), третий все же учится, но никогда не посоветует своим согражданам ехать в Украину за образованием. Хотели зубочистку - ободрали сук, на котором сидим.

Еще одна проблема в том, что иностранных студентов некому защитить даже от теток в кабинетах. Само поступление стоит нервов и денег: документы, фирмы-посредники, взнос за контракт, билеты. Весь этот путь студенты проделывают ради знаний и шанса на более успешную жизнь. И им весьма неприятно разочароваться в качестве уже после первого курса, когда отношение вуза потребительское, а перспективы на ближайшие 4 года не столь радужны. Многие смиряются, ведь протесты могут окончиться исключением из вуза, а тогда придется покинуть Украину в сжатые сроки.

Кто в итоге будет приезжать в страну - умные и перспективные? Или те, кому нужна лишь виза, чтобы пожить в сравнительно благополучной стране и без особых усилий получить красивый документ? Как скоро такие псевдодипломы станут мемом?

Знаю, что на подготовительных факультетах все еще хорошо - языку обучают, о культуре рассказывают, преподаватели-кураторы работают тесно со слушателями. Но когда студент оказывается на первом курсе факультета, начинаются проблемы.

Читать безликую статистику - это одно, а общаться с реальными заложниками системы - это совсем иное. Искренне уважаю выпускников из других стран, у который получилось выучиться в Украине, несмотря на все препятствия.

PS: слово «тетка» - ни в коем случае не о гендере, а означает собирательный образ.

Оригінал

Освіта.ua
30.06.2020

Популярні блоги
С. Новікова: ЗНО з математики для вступників-медиків При вступі на всі спеціальності галузі знань «Охорона здоров'я» другим предметом є математика
В. Громовий: в освіті вже пройдена межа незворотності Негативний відбір і зворотна селекція в освіті тривають, адже йдуть кращі, а «лава запасних» практично порожня
Є. Стадний: ідея збільшення ваги атестата хибна по суті Чим більше враховуватимуть атестат, тим меншими будуть шанси дітей з хорошими знаннями з суворіших шкіл
Д. Бабурін: реальність освіти за ширмою рейтингової шкали За ширмою рейтингової шкали 100-200, яку нам кожен рік презентує УЦОЯО, ховається реальний стан освіти в Україні
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Леонид
Работал с иностранцами в свой университете: Вы обещаете иностранцу обучение по определенной цене, он приезжает и руководство университета вдруг говорит нам невыгодно обучать по этой цене иди скажи, что цена теперь такая. Обещаем одну специальность, приезжают - извините руководство решило, что группа маленькая извольте на другую специальность. В свою очередь в общаге даже обоев нет. Это что касается арабов. Сталкивался с африканцами в частности, с эфиопами, Гана, Камерун (по крайней мере те которые мне попадались) - лжецы которые едут сюда только с целью сбежать со своей страны, а мы как транзит.
Правдоруб
Дуже рекомендую прочитати всім класичний твір Олени Пчілки (мами Лесі Українки) "Наша справа з жидами". Його можна знайти за допомогою гуглу. Часи змінюють, а українці продовжують залишатися телепнями на яких наживаються інші народи (гройсмани у вишиванках, бєня зі своїм клоуном і т.д.).
dR
Для Правдоруб: як уже всі свободівці набридли, немає сил терпіти ...ків. Остогидло! Ясно? Досить відробляти кремлівські гроші
Коментувати
Den
Ну, не все иностранные студенты такие уж плохие. Индусы вполне старательны и пытаются освоить выбранную специальность. Правда, от них ссаниной несет на 10 метров и брюшной тиф периодически нам подкидывают, но это уже вопрос другой культуры.
Батько абітурієнта
Для Den: і нафуя нам ця їхня "культура" в Україні?
Коментувати
РТЛ
Після об’єднання двох Німеччин, професори з старої ФРН, які переїхали на роботу до ун-тів колишньої НДР отримували 15% надбавки до з.п. за роботу в умовах малорозвинутих німецьких територій (це не жарт!). Українським викладачам також слід ввести додаткову оплату праці за роботу з студентами з малорозвинутих країн, які до того ж вирізняються істотними культурними відмінностями.
Торба
Для РТЛ: Там був інший випадок - більшість гуманітарних "вчених" НДР у ФРН не визнали, точніше визнали на рівні бакалаврів, що відповідало реаліям, тому потрібно було якось наповнити університети. Оскільки наші професори залишилися тими ж, що в НДР бакалаври, доплачувати немає за що. До речі природничники були визнані.
РТЛ
Так, це дійсно було підчас санації науки НДР. Багатьох ідеологічно орієнтованих професорів практично відразу звільнили. Відмінили друк мурзілок при ВНЗ, які в Україні лише розквітли за 25 років.. . Але далеко не всіх гуманітаріїв звільнили, професори і дослідники із здобутками та з репутацією на заході залишились на своїх посадах. Що нам робити? В Україні такого кадрового та фінансового ресурсу як ФРН просто немає, та й колишні старі кадри надто сильно тримаються за свої нагріті місця. + у нас в цілому вбогий менеджмент в галузі освіти, який ще більше нищить науковий кадровий ресурс країни.
Коментувати
Реалии другие
Возьмите, как пример, студентов из Азербайджана, на пары не ходят, сессии покупают в деканате, если заставляешь что-то сдать и выучить, грозятся вспороть живот и все там вырезать, угрожают расправой, встретить за углом и в таком духе. Это все реальные примеры моих коллег, руководство бездействует, посколько поток денег прекратиться, если этим животным не поставишь, а по другому их порой назвать нельзя, не продлевают контракт, неугодных и принципиальных выкидывают из вузов. Дипломы Азербайджанцам пишут через культурный отдел их посольства, схемы налажены с ректоратом, только списки спускают на подпись, а те порой не говорят ни на каком языке, ни на русском, ни на украинском. Продолжать можно долго...
Доцент
Для Реалии другие: все так і є. І навіть гірше: у нас в медичному університеті, якщо керівництво хоче наказати викладача, то просто відправляє його викладати до муслімів. Хто пробував чогось навчити цих "тварин", той знає, що це таке.
Коментувати
СУМ
На підставі чого авторка статті дає особисті характеристики іноземцям? Чи проводила вона з ними інтерв’ю та відповідне діагностичне дослідження, щоб давати обгрунтовані характеристики? Інакше її слова схожі просто на видумки заради написання статті та самокрасування.
Den
white lives matter..._
Студент-українець
Дуже хотілося б, щоб українські університети, як можна швидше розгубили залишки своєї репутації, щоб усілякі чурки до нас більше не їхали. Хоча вони й так до нас їдуть не заради навчання, а заради дешевих доступних дівчат, халявних дипломів і можливості легкої імміграції в Україну зі свого африкано-азійського гадючника.

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!