![]() |
Вся система освіти побудована для перевіряльників, щоб їм було легше контролювати і порівнювати |
В. Співаковський: освіта побудована для перевіряючих
Автор: Володимир Співаковський, президент корпорації «Гранд».
Для кого же, для кого же, для кого же? Создана эта система?..
Ответ: вся система образования, по сути, выстроена для… проверяльщиков.
Чтобы им было легче и удобнее контролировать, сравнивать и ставить оценки. На контрольных, экзаменах, ЗНО... Всё подгоняется под шаблоны – задачи, примеры, упражнения, мысли и ответы.
… Это я как-то писал про ноу-хау одного всемирно знаменитого модельера-кутюрье, которому надоело шить модную одежду для женщин разных размеров. Да и дорого...
И, чтобы удешевить пошив, он придумал свою собственную бизнес-модель, объявив новую моду!
А именно, что теперь все женщины должны подстраиваться только под 44 размер!
То есть это не ОН должен шить им платья под их разнообразные фигуры.
А ОНИ должны худеть и становиться стройными и высокими, согласно его новому стандарту.
И что им оставалось делать? Именно тогда и начались все эти джоггинги, диеты и страдания.
Так и с обучением. Уже давно недостаточно распознавать знания ученика только одной цифрой. Потому что непонятно, что именно за ней кроется. То ли память, то ли усердие, то ли ум, то ли хитрость, то ли случайность.
Да и индивидуальные особенности у всех детей разные.
Вот и вопрос:
1. Надо ли ребенка подгонять под знания и оценки, чтобы было с кем и как его сравнить? А проверяльщики только бы ставили галочки.
А то, с одной стороны, все возражают против школьных оценок и сравнения детей между собой. А потом на ЗНО и ДПА только и сравнивают и детей, и школы.
2. А может, и Стандарты образования могут быть разными? Обычным и высоким. (Или такой вопрос звучит кощунственно?)
3. Или же имеет смысл индивидуально составлять персональный «портрет-портфолио-матрицу» для каждого ребенка отдельно? Однако это будет выглядеть описательно-текстово... И тогда нельзя будет сравнивать одних детей с другими. И непонятно, это хорошо или плохо.
Ведь родителям и работодателям нужны именно такие качественные характеристики: что ребенок умеет, знает, может…, какой у него характер, ответственен ли он, надежен ли.
А не чисто количественные, бездушные цифры 180 или 200 баллов для ЗНО.
А вы как думаете?
Освіта.ua
29.05.2020