В. Співаковський: як отримати «смачну» освіту для всіх

Справжня реформа освіти повинна затверджуватися методом пілотних проектів, коли це всім на радість

В. Співаковський: як отримати «смачну» освіту для всіх

Автор: Володимир Співаковський, президент корпорації «Гранд».

Спрашивают, почему нужно перенимать реформу образования только у Финляндии и Сингапура? А, например, не у Швейцарии или Америки?

Ответ прост: Везде есть что-то хорошее. Просто нужно взять лучшее у каждой страны и умно вплести это в наш учебный процесс. Тогда получится очень «вкусное» образование для всех. То – о котором можно было бы только мечтать.

Вот мы и проделали такую обширную работу, и она вам понравится.

Сорри, что немножко лонгрид и не для всех. Но кое-кого заинтересует, потому что процесс уже интенсивно пошёл.

Да, в последнее время выкладывается очень много материалов о том, как учат детей в разных странах. Приводят примеры систем образования из Финляндии, Америки, Норвегии, Сингапура, Австралии, и других стран.

Аж глаза разбегаются. То и дело, слышишь восклицания: Вот у них круто! Ну, почему у нас такого нет?

Такие описания зарубежной школьной жизни обычно выкладывают те, кто там учится (дети и их родители) или наши «экскурсанты образовательного туризма».

И вот они пишут-пишут-пишут, а… ничего у нас не происходит. Более того, по новому закону об образовании этот иностранный опыт почти не виден. А иногда даже раздражает.

Что же делать? Весь прогресс в образовании – фтопку? Или в чем тогда ошибка?

Ошибка в том, что не надо (!) обобщать по странам. Нет никакого смысла говорить, что это «швейцарская» (финская, китайская…) система образования.

Потому что даже там не всё так одинаково.

А вот что имеет смысл делать, так это из каждого из сотен таких описаний – выбирать только лишь отдельные пункты. Именно те, которые захочется самими внедрять, без внешнего принуждения.

Вот ниже вы увидите 8 швейцарских пунктов: какие вам понравятся?

Я сейчас так и поступаю, участвуя в реформах образования в некоторых странах, в том числе, частично, и в Украине. Отбираем отдельные успешные и подходящие нам пункты из каждой зарубежной модели, и учителя их начинают применять.

Через несколько месяцев углубляем то, что оказалось эффективным, и отказываемся от того, что не пошло по каким-то причинам. Учитываем, конечно, и украинские инновации, что видно из картинки внизу (60%).

Вот у меня уже собралось 95 таких файлов-стран: что там и как. Фактически это лайфхаки.

Что с ними происходит дальше?

  • Из каждого такого файла берем понравившиеся пункты.
  • Учим учителей по этой технологии.
  • Распространяем на ещё большую учительскую аудиторию.
  • Расширяем количество инноваций.
  • Это и есть настоящее (а не мнимое) переучивание учителей. Причем, быстрое и незатратное.

Во-первых, им это интересно. Во-вторых, это сразу эффективно. В-третьих, можно гордиться, что этот прием у нас взят из Японии, а этот из Аргентины... И детям приятно ощущать себя частью прогрессивного мира.

Вот так и должна осуществляться настоящая реформа образования. Методом пилотных проектов, когда это всем в радость, никого не утруждает.

Когда это полезно/интересно детям, креативно для учителей и успокоительно для родителей. Да и правительству хорошо.

Почему? Потому что с самого начала решаются наиважнейшие вопросы, которые всех стали вдруг волновать: чему учить…, как учить… кем учить… зачем учить..., сколько это стоит..., кто за это заплатит,.. и какой в конце будет результат?

Таким образом, речь идет не о том, в какой стране учат лучше, чем у нас. А речь о том, какой их лайфхак может прижиться у нас. И вот так пункт за пунктом будем внедрять у нас точечно и пилотно. А потом периодически обобщать, что прижилось, а что – нет.

Это и стало бы реформой образования или её главной технологической частью.

А сейчас обещанное письмо из Швейцарии. (Автор письма Ирина Плыткевич)

Почти месяц в швейцарской школе, и я не успеваю записывать то, что меня поражает. Поделюсь, потому что пусть самые самые продвинутые мамы, папы и учителя заберут лучшее в свои дома, школы и курсы.

1. Уроки идут блоками по полтора часа. Между ними двадцать минут отдых, во время которого дети ВСЕГДА на улице. Да, мне все понятно про разницу в погоде, но здесь так построена школа, что дети выходят из класса на воздух под такой навес. Такая терраса у каждого класса. (Ну а вдруг вы будете строить свою школу). Им даже не надо переобуваться. В любой дождь и ветер они там.

В хорошую погоду все (и учителя, клянусь!!) играют в футбол, баскетбол, пинг-понг и всякие вышибалы. Ребенка, который НЕ бегает, скорее всего отведут к врачу)) Моих водили каждый день первые две недели). А они просто не в курсе, что в школе можно бегать.

2. С 11.30 до 13.30 обеденный перерыв. Можно остаться в школе, можно вернуться домой. Меня этот перерыв немного бесит)), но из-за него дети вообще не устают. Вообще. Алена вчера спросила - а долго мы еще так отдыхать будем? С утра учатся с 8.15, вечером до 16.00. В среду короткий день до 11.30.

3. Чтобы дети не боялись формулировать свои мысли в письменном виде (сказали на собрании, что это катастрофически исчезающий навык сегодня), в школе есть почта «учитель-ученик».

У каждого ребенка свой почтовый ящичек, туда кладешь записочку, учитель обязательно отвечает лично тебе. Пользуется невероятным успехом - с утра все бегут забирать свои «письма».

4. Словарные диктанты пишут под картинкой. То есть под картинкой, обозначающей какое-то слово, нужно написать правильно само это слово. А не под диктовку, елки. Считаю, что вот это из серии «все гениальное просто». Ребенок запоминает, как пишется слово, визуально сопоставляя его с картинкой. Это работает нереально.

5. Когда делают какой-то доклад, всегда включают музыку. Я не очень понимаю пока, как это работает, но на «сделать доклад» всегда очередь из-за того, что дети сами выбирают для него музыку.

В докладе, кстати, приветствуется костюм и реквизиты. Такой мини-спектакль. Никаких презентаций в Power Point нет. Считается, что ребенок в начальной школе не может сделать презентацию самостоятельно.

6. На математике КАК решать примеры – не объясняют. То есть ребенок, на основе имеющихся у него уже знаний, должен придумать, как легче решить, допустим, 48 плюс 53, и выйти и объяснить. Правильного способа нет, все решают так, как им удобно. Своим способом.

Из-за этого, допустим, когда выяснилось, что класс уже знает дроби, а Олеся еще не в курсе, все дети бросились объяснять ей по-разному, используя яблоки, кубики и пластилин. Учительница самоустранилась, а через два дня просто спросила ее - все ли понятно.

Олеся говорит - мне еще никогда ни одна тема не была НАСТОЛЬКО понятна.

7. Многое трогают руками. Весь окружающий мир - это вообще про «потрогать и попробовать». Дегустировали тут пшеницу, рожь и овес. Потом ездили на мельницу это все молоть. Теперь им обещают, что пекарь испечет из «их» муки им булочки и притащит это все в школу.

На географии изучают местный регион буквально так - вот здесь у нас такая то речка, пойдемте смотреть. Видите, тут почва такая-то, а тут такая-то. Здесь на горе, смотрите, такая растительность, а вот на той горе - поедем завтра - другая растительность.

На предмет, который про «сделать руками» - attivita creativa - часов столько же, сколько и на физкультуру. И это два лидера по количеству часов в неделю.

8. Считают, что ошибки - путь к успеху. У Алены в классе (3 класс) сделали даже такую фею ошибок (очень красивая симпатичная куколка). Сами, руками. Фея эта голосом, понятно, учительницы объясняет им, что ошибаться хорошо и можно, переживать тут вообще нечего, потому что ты - а) мыслишь креативно и б) не боишься пробовать.

У Олеси (5 класс) учительница рассказывает каждый день новый пример из науки, когда ошибка привела к открытию.

ААААА. Еще, еще. Справка от врача нужна, если только пропускаешь больше 2 недель!! Правда, это единственный случай, когда надо все задания делать дома) Ну ладно уж. Так уж и быть)».

Итак, какие из этих 8 пунктов вы бы хотели, чтобы они были в наших школах?

Оригінал

Освіта.ua
24.09.2019

Популярні блоги
І. Редько: про ненормовану розумову роботу школярів Когнітивний дисонанс на фоні любові до своєї країни і бажання жити, вчитись і розвиватись саме тут
Віктор Мисан: про що думають українські учителі У школах – повний розгул «демократії» та «академічної свободи», що зверху, що знизу
Т. Єфімова: коли зникне зі шкіл совдепія з подарунками? Коли зникне зі шкіл совдепія разом з подарунками, підлабузництвом і нікому не потрібними активностями?
Н. Борисенко: чарівна паличка й валеріана для вчителя Учителі просто вигорають, і в них не вистачає життєвих сил дати дітям все те, що вони могли б
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Учитель
В ліцеї "Гранд" співаковського з батьків деруть скажені гроші. А за що? Там же дітей нічого не вчать. Я, наприклад, подивився результати останнього шахового турніру, який проходив у Києві. Так на останніх місцях учні з "Гранду". У них в ліцеї є свій шаховий гурток і батьки за нього гроші платять, а варто учням десь вийти пограти за межі ліцею, так тут же й зганьбляться. Навіть в шахи дітей не можуть навчити грати в співаковському "Гранді". Видать дуже великі "спеціалісти" там викладають. P.S. Результати турніру можете побачити тут: http://chess-results.com/tnr468869.aspx?lan=11&art=1&rd=9
Vlad
А в цих країнах є такі структури, як рай- або міськВО ? А рай- або міськметодкабінети?