Osvita.ua Блоги Ігор Лікарчук: кілька думок про репетиторство
Ігор Лікарчук: кілька думок про репетиторство

Цивілізоване репетиторство повинно мати право на життя і на підтримку держави

Ігор Лікарчук: кілька думок про репетиторство

Автор: Ігор Лікарчук, екс-керівник Українського центру оцінювання якості освіти, в. о. директора Навчально-методичного центру забезпечення якості освіти.

Кілька думок про репетиторство в середній освіті, навіяних останніми заявами МОН.

1. Проблема з’явилася через рік після запровадження ЗНО, коли батькам стало зрозуміло, що у величезній кількості випадків без стороннього КВАЛІФІКОВАНОГО педагогічного супроводу їхні діти ЗНО не складуть.

2. Якщо комусь здається, що репетитори займаються дурничками і лише гребуть гроші лопатою - дарма так думаєте. До репетитора ніхто, на відміну від школи, НЕ ЗОБОВЯЗАНИЙ йти. Якщо репетитор не буде робити того, за що йому платять гроші, до нього ніхто не піде. Знову ж таки: на відміну від школи.

3. За хороший продукт потрібно платити хороші гроші. Саме тому вартість репетиторських послуг у багатьох випадках не дуже низька. Але її також не можна назвати захмарною. Знову ж таки: не подобається чи не можете платити, то тут уже ніхто нічого не зробить.

4. Офіційна освіта була, є і буде проти репетиторів. І це зрозуміло. Бо конкуренція. Брати участь в конкурентній боротьбі офіційна освіта не здатна. У неї головна зброя - бруд, яким вона готова обливати репетиторів 24х7.

5. Репетиторство в Україні розвивається трьома шляхами. Велика кількість педагогів, офіційно зареєструвавшись як підприємці, надають репетиторські послуги, платять податки і живуть цивілізовано. Це найкраще і найрозумніше, що можна зробити. І на місці державних мужів я зробив би все, щоб стимулювати навернення в цю групу всіх, хто займається репетиторство. Так має бути.

Друга група - ті, хто не працюють в школах, але репетиторством займаються «підпільно». На мою думку, це не зовсім цивілізовано, але як вирішити проблему я написав вище.

Третя група - так звані шкільні підпільні «репетитори». Працюючи в школах, вони репетиторствують із своїми учнями. Інколи навіть під час офіційного навчального процесу. Це - ракова пухлина в школах. Позбутися її не допоможуть примочки та компреси. Лише радикальні методи - звільнення керівників шкіл і горе-«репетиторів», які зловживають своїм службовим положенням. Добре, що МОН нарешті висловило свою офіційну позицію стосовно таких.

Замість висновку

Я лише ЗА репетиторство. За цивілізоване репетиторство. Як альтернативу недолугій, у ряді випадків, офіційній шкільній освіті. Цивілізоване репетиторство повинно мати право на життя і на підтримку держави. Краще із ним, аніж без нього.

За результатами відомої мені соціології майже 70% тих, хто складає ЗНО, користуються послугами репетиторів. Уявляю, якими були б його результати, якби репетиторів не було. І я категорично проти підпільного репетиторства. З ним потрібно наполегливо боротися. Бо воно руйнує офіційну освіту із середини.

Оригінал

Освіта.ua
09.07.2019

Популярні блоги
Микита Андрєєв: про проєкти двох цікавих документів Наївно було думати, що зі зміною влади зміниться спосіб мислення менеджменту середнього рівня
Володимир Онацький: про шкільні олімпіади Олімпіада – це можливість продемонструвати знання з предметів на рівні школи, району чи міста
Ігор Лікарчук: про булінг стосовно вчителів на канікулах Учителя, який не прийде на методичні витребеньки, обов’язково будуть цькувати, вимагаючи пояснення
Сергій Дятленко: чому #олімпіади_важливі Напередодні початку І (шкільного) етапу Всеукраїнських олімпіад розганяється теза про їх непотрібність
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Хафния
Двоякая ситуация. Вот вам пример. Дети работают с репетитором, знают материал, а потом ведут себя с пренебрежением к работе, которую проводит учитель на уроке. Во всём их поведении прослеживается такое себе "возвышение" над остальными учениками и учителем. Дети уверены в репетиторе и считают учителя каким-то "ущербным", а на одноклассников смотрят свысока. Задания выполнены наперёд. Ребёнку не интересно. Или он повторно выполняет задания, которые проработаны с репетитором. Таким образом, важны скорее не знания, а баллы. И это одна сторона медали. И другая. Официально ребёнок должен усвоить программу средней школы. Оценивание проводится в школе, документ об образовании выдаётся в школе. Родителям нужно настроить ребёнка на плодотворный труд в коллективе, с учителем и работать на уроке, умело пользуясь полученными знаниями. Репетиторство должно носить характер усовершенствования, помощи, преодоления страхов ребёнка или перед поступлением в ВУЗ. А нет -оформлять индивидуальное обучение.
Олекса Позняк
И заметьте репетиторы делают своё дело качественно без методистов районо, они не сдают звиты, планы самоосвиты, пилюют на аттестации и институты ИППО, их не контролирует школьная инспекция, МОН, ГУНО и прочие паразиты на ниве образования. И есть результат. Так может вся эта орда проверяющих, аттестующих, повышающих воду в ступе это просто гиря на народном образовании? Весь мир вертикальные структуры преобразовывает в сетевые. И только мы как Византия средневековая. Куда вы нас завели вместе с Лилей. В болото?
Свободу детям!
Для Олекса Позняк: ПОСЕЩЕНИЕ ШКОЛЫ НУЖНО СДЕЛАТЬ НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫМ! ДЛЯ ВСЕХ!
Гість Петро
Для Олекса позняк. І крім того, відмінити закон про ОБОВ’ЯЗКОВУ середню освіту. На сучасному етапі, вчився-не вчився - атестат отримуй.
Коментувати
Как вам?
Моя пожилая соседка, мама учителя начальных классов (по-моему высшей категории или даже методиста) рассказывает: "Моя Наташа такая хорошая учительница, такая хорошая - когда набирает первый класс, к ней для подготовки в школу детей на репетиторство за полтора года записывают! Ее ученики, идя в первый класс, уже умеют читать и писать!" Как вам? Действительно ли Наташа хороший учитель? Что она на уроках делать будет? А кто не ходил на репетиторство - тот маленький ленивый дебил! Ха-ха!
Witalina
Для Как вам?: Вчителька має можливість розвивати дитину, поглиблювати її знання.
========
Для Как вам?: Для Witalina: грустно. Читать - ладно ещё. Но писать??? Своих ни в коем случае не отдавали бы такой НЕВЕЖЕСТВЕННОЙ учительнице...
Коментувати
Тетяна
Чому вирішувати проблему репетиторства, якщо треба вирішувати проблему невідповідності програми в школі програмі зно. Теми відповідають, але кількість годин унеможливлює їх засвоїти учнями , а не вичитати вчителеві. Це вже катастрофа. Конкретніше: алгебри-1,5 год на тиждень, історії України 3 год. Де справедливість? Математика обов’язкова! Вже "на верху" думають, як це втілити в життя? Сумніваюсь- тільки на папері.
історик
Для Тетяна: В якому класі історії України 3 години? Ви що , з глузду з’їхали? Максимум, якщо це не суспільно-гуманітарний клас, 1,5 години, шановна...
Коментувати
Егор
Дети имеют право на отдых!!! А если ребенок отсидел в школе до 14.00, потом секции, потом репетиторство и оно же на выходных!!! Школа должна быть эффективной - иначе зачем туда ходить? Пусть дети просыпаются и сразу идут к репетиторам - так логичнее! А армию школьных учителей разогнать!
Лариса Попова
Для Егор: Нормальные дети не отсиживаются в школе, а учатся. Тогда им и репетиторы не нужны. Прекрасно сдают ЗНО сами. А ленивому дебиленку в век интернета нужна тетка с палкой, которая жует и вдалбливает знания.
"
Для ларисы пОповой: читай статью внимательно, ленивый дебиленок, - 70% пользуются услугами репетиторов!
в наше время
Для ": если 79% пользуются услугами репетиторов, то ГНАТЬ надо МОН как несостоятельных организаторов общественного процесса обучения. ГНАТЬ МОНовцев. И давно. С момента увеличения процента пользующихся репетиторами с 1 класса... НЕспособны они организовать процесс(((
Коментувати
Роман
Нафталінові директори пенсіонери приросли до крісел по українських школах.Зарплата 15 тис., пенсія 10 і вони відчувають себе вічними, як порошенко.Головне щоб на уроці в класі було тихо, була дисципліна. Не потрібно вчити дітей думати, інноваційного чи критичного мислення, компетентностей.Діти і вчителі повинні стояти і вести себе по команді струнко на уроці чи педраді.Навантаження вчителям розподіляють за хабарі чи послуги, або підлещування.Директори пенсіонери нафталінові це минуле української освіти. Або вони доб ’ють освіту і виженуть нормальних вчителів із школи, або нова влада викине це сміття.
верно
Для Роман: в тот же список добавьие нафталиновых ректороы, деканов, заведующих кафедр, они уже свели в могилу науку.
Коментувати
Марк Ароныч
Деда в министры!!! Такие волны валит, что токо и смотри! Настоящий мыслитель- Роден!! Залюбуешься, туды его в кочерыжку!!
для Надежда
Задания КПИ так же были из уровня "на высший балл" по контрольным 5-6 варианта. Что там в 72 не соответсвовало школьной программе? Человек в 64 поступал абсолютно без репетиторов. И поступил. А на репетиторов денег не было. А другой в 50х поступал. И поступил. И закончили. И кто-то дальше ушёл, а кто - то в школупошёл. А если Вам нужен был репетитор, то это Ваши личные проблемы. То есть всегда были те, кто без репетитора не способен подготовиться, и те, кому он не нужен. Те, кто способен сам, те двигались дальше...
для Ольги
Репетитор был почти у всех? Для поступления? Принимаю Ваши слова как вариант. А теперь репетитор почти у всех ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ. Со второго класса. Как Вам такой ответ? И именно ЭТО МАРАЗМ...
Родители
Для для Ольги: А репетиторство для подготовки в школу?! ПОГОЛОВНО!!!
Ирина
Зачем вам репетиторы с первого класса? Это не детям, а вам это зачем-то нужно. В школу по месту жительства вашего лапушку и не читающим примут. И научат, если лапушка не из детей, требующих особых образовательных условий, или как это нынче зовется. не могут все дети учиться на 12. И ВУЗ не каждому нужен.
глупость несусветная
Для Родители: как одних, так и других. Детки, которые головились к школе заблаговременно в ценртрах "развития" в средней школе учиться откажутся. И в старшей уже не догонят ожидаемое от них родителями. В большинстве. А кроме глупости - мода. А кроме моды - общественное мнение:"Соседка водила...". В любом варианте - недалёкость.
Коментувати
ЙЦ
Как интересно будут ловить подпольных репетиторов? Хотя я знаю в Белоруссии, например, с этим строго...
Батько
Нехай батьки не ходять за вчителем і не просять того репетиторства та й не роблять зайвого гасасу. Жоден вчитель не прийде до батьків з проханням дати дитину на репетиторство. В якій ще сфері стільки непотрібних балачок! І, взагалі, кому до того яке діло чим вчитель займається у свій вільний час? Це чисто українська жабодавка. І невже в нашому міністерстві немає інших актуальних питань, які дійсно потрібно вирішувати. Може досить ганьбити вчителя! Та якби не ті репетитори, то результати нашого ЗНО були б зна-а-а-а-чно нижчими. Я даю дитину до репетитора і буду давати.
%
Для Батько: Віддайте свою дитину, краще, свиней пасти, краще буде!
Коментувати
Анна
Считаю, что если отпустят на домашнее обучение хотя бы для мотивированных старшеклассников - все станет на свои места. Из 6-7 предлагаемых учебников можно найти один хороший. В интернете масса пособий по самообучению! Почему учителя не обращают внимание детей на них? Или сами не интересуются? Посмотрите, сколько интернет уроков в России, с тренировочными заданиями, контрольными - только учись! Неужели у нас так нельзя сделать?
нпхор
Для Анна: учителя знают обо всех учебниках, справочниках и не только отечественных издательств. Мы, учителя, используем их на уроках, в домашних заданиях. Но мы не можем полностью преподавать по учебникам. не рекомендованным МОН. И интернет-ресурсов у нас в Украине более, чем достаточно. Попробуйте писать запрос в интернете на Украинском языке и убедитесь в этом сами.
нпрох
Для нпхор: дайте ссылку хоть на один украинский интернет-урок
Коментувати
Ol
Цілком з Вами згідна!За шкільними підручниками і без репетитора НЕ МОЖЛИВО підготуватись до ЗНО.
Денис
І знову жодної відповіді від керівництва МОН. Всі коментарі в нікуди. ККД дорівнює 0%. 21 липня приходьте на вибори. Зараз це єдиний спосіб щось змінити в країні.
Tata
это результат учебных планов и организации учебного процесса. Старая школа предпологала все новоявленные социальные предметы как внеучебное обучение на классных часах. А сейчас эти предметы в учебном процессе за счет времени академических предметов. Также, учебная программа урезана по времени при том же обьеме материала, нарушена последовательность рассматения материала, что привело к тупому зазубриванию. Развитие анализа предмета обучения отсутствует. Были промежуточные устные экзамены каждый год, начиная с 5 класса. Ученики осмысливали и излагали материал УСТНО, что давало возможность использовать полученные знания, а не попугаем вторить ответы. Только репетитоство, к сожалению на сегодня обеспесивает достойный уровень знаний и спецшколы с углубленным изучением. За что боролись, то и получили. Следущая медицина!
Викладач
Пан Лікарчук має статистику про «велику кількість» репетиторів-підприємців? Якщо б він знав, яка вартість реєстрації та щорічної плати за це, то він не казав би дурниць.
Оля
Для Викладач: а скільки треба платити податку за репетиторство? За оренду приміщення школі? Думаю, це значно збільшить ціну для батьків. Якщо хтось має багато учнів, то в декого це може бути 1-2 учні.
Коментувати
Cirius
Головна причина процвітання репетиторство у тому, що класи у нас перевантажені кількістю учнів і вчитель, який би він талановитий не був, позбавлений можливості індивідуальної роботи з учнями зі слабкою пом*яттю. І батьки це знають, тому і звертаються до репетиторів, щоб нагаяти власні упущення у розвитку дитини. МОНУ це прекрасно знає, але зменшення чисельності класів до 20 учнів вимагає збільшення витрат на зарплату додаткового штату на 30%. Ці витрати держава переклала на батьків. Хто заможний - той тягне лямку, хто в коштах обмежений- той мусить задовольнятися тим, що є. Так було, є і буде, і на теє немає ради. Усе розпочинається з фінансів, а вони у нашій злодійській економіці поки що співають романси. Може пан Зеленський зробить революцію?
а в прежние времена
Для Cirius: детей со слабой памятью не было? И как они, бедненькие, справлялись? И классы ОТ 30 человек были что в городе, что в селе.
Cirius
Для "а в прежние времена":В моем классе в то время училось лишь 10 учеников, остальные протирали штаны(троечники) в ожидании аттестата. Затем в ПТУ и на стройку, вот вам и бедненькие.
Даааа))), читаю, что в Вашем
Для Cirius: классе было всего 10 человек. А лишь потом доходит, что училось 10 человек. Родной, но ведь это НОРМА, когда в классе из 30 человек 10 учаться на 4-5 , по меркам Вашего времени, 10 - на 3-4, и 10 на "думаем 2, ставим 3". РАспределение возможностей. О таком знаете? Так как же касаемо детей со слабой памятью? Для них отдельные классы по 10 человек? С другой стороны, то о чём Вы говорите, подводит к мысли, что, если бы с Вашими одноклассниками, которые НЕ учились, занимались индивидуально, то они учились бы лучше? Вам самому (самой) не видится абсурд в этой идее?
Коментувати
Дмитро
Є ще одна біда. Уроки займають лише половину робочого часу вчителя. Різноманітні конкурси, турніри, наукові роботи, не кажу вже про позакласні заходи, зрушити і т.п.
я себе думаю, и
как люди в былые времена поступали в институты без репетиторов? И экзамены были, куда тем хиленьким заданиям ЗНО. И выпускные 8 штук сдавали. И всё без репетиторов? Умнее были, что ли, чем современные неучи. А если умнее, о что у нас за школы? А это значит, что следущие ещё более глупыми будут. Деградация полным ходом. Ну, оно и понятно.
Val
Для я себе думаю, и: а еще в былые времена был блат и возможность занести побольше. А также завалить тех, кто знал больше, но не имел возможности заплатить взятку. Так что, воспоминания о том, как "трава была зеленее и хер стоял крепче" оставьте при себе и не позорьтесь.
Надежда
В "былые времена" НЕ поступали без репетиторов. Репетиторство было официально запрещено, но им занимались подпольно за большие на то время деньги. Если что, то я поступала (и поступила) в 1972 году на мехмат Киевского университета. Задания вступительных и близко не соответствовали школьной программе.
Ольга
Согласна! В советское время почти у всех были репетиторы для поступления. И никто не выступал против. Мне кажется, что было больше самостоятельных детей, ответственно работающих на уроке и дома, чтобы поступить в институт.
Коментувати
Степан
Залишилось дозволити здавати ЗНО без офіційної школи. Тобто після садочку ідемо до приватного репетитора, а далі алгоритм: отримав сертифікати ЗНО -> отримав атестат, отримав атестат -> подав документи на вступ до ВНЗ. Це наша модель розвитку шкільної освіти? Тоді навіщо армія шкільний вчителів? Чи рипетиторам нічим зайняти першу половину дня?

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!