![]() |
Про конкурсне фінансування, яке, по ідеї, повинно підгодовувати кращих з кращих |
С. Єсилевський: розвели, як вчених, або прощавай, мільярд
Автор: Семен Єсилевський, провідний науковий співробітник в Інституті фізики НАН України.
Уже сто раз писано-переписано, что существующая в Украине система финансирования науки ни к черту не годится. Мало того, что финансирование как таковое нищенское, так еще и распределяется оно совершенно непрозрачно. В особенности это касается конкурсного финансирования, которое, по идее, должно подкармливать лучших из лучших.
Существующие сейчас конкурсы, грубо говоря, делятся на две категории: те, которые проводят внутри себя основные распорядители бюджетных средств на науку (МОН и НАН), и те, которые на бумаге открыты для всех (конкурсы ДФФД, например). Объективностью ни там, ни там даже не пахнет. Выигрывают эти конкурсы практически исключительно люди, приближенные к «правильным» ректорам и академикам. Рецензирование и конкурсный отбор больше напоминает фарс, поскольку весь процесс проходит в закрытом режиме.
В 2018 году наконец-то свершился кардинальный прорыв — был создан Національный Фонд Досліджень (НФД). НФД — это крайне печальная штука для «правильных» людей. Он сделан по образу и подобию конкурсных агентств развитых стран, а рулят им не чиновники, а сами ученые, тщательно отобранные по открытому конкурсу и имеющую безупречную репутацию. В совет фонда не смог пролезть ни один одиозный плагиатор, имитатор или коррупционер, за что надо благодарить Науковий комітет національної ради України з питань розвитку науки і технологій (тоже состоящий из ученых), который проделал, без преувеличения, подвижническую работу.
НФД стал костью в горле для нашей «элитки» - слыханное ли дело, появилась структура, которая сможет в кратчайшие сроки показать всем, кто есть ху в нашей науке. Первый же открытый конкурс проектов НФД покажет с убийственной ясностью, что вся многочисленная псевдогуманитарная шелупонь во главе с педагогами, юристами и экономистами — просто дармоеды и имитаторы, а в НАН и МОН в топе окажутся люди, не связанные с «уважаемыми» ректорами и академиками. Сам принцип работы НФД делает продавливание нужных людей достаточно геморройным занятием, которое к тому же легко отслеживается.
Палки в колеса НФД начали вставлять с самого начала бюджетного процесса. Я уже писал об этом подробно, не буду повторяться. В сухом остатке НФД оставили почти без денег и лишили статуса распорядителя бюджетных средств.
Но и этого показалось мало. Уже после принятия бюджета, совершенно внезапно, создается «Фонд Президента України з підтримки освітніх та наукових програм для молоді», на который выделяется… барабанная дробь… миллиард гривен! Я хочу, чтобы вы четко понимали прикол:
- Этот президентский фонд не предусмотрен законами про образование и науку.
- Его никто и никогда даже не обсуждал в течение многолетнего и крайне муторного процесса принятия новых версий этих законов.
- Он не предусмотрен планом действий по имплементации Закона про науку.
- Он не упоминается в выводах аудита научной системы Украины, проведенного Еврокомиссией в 2016 году.
- Его не было в проекте бюджета на 2019 год.
- О нем вообще никто не слышал, даже от инсайдеров, до самого момента публикации указа президента.
- Решение о его создании не было согласовано с Нацрадой з питань розвитку науки і технологій, как того требует закон.
- Не дано абсолютно никаких объяснений необходимости создания этого фонда, параллельно со структурами Нацрады и НФД.
У меня риторический вопрос к президенту: зачем он подписывал новый закон о науке, если он его в итоге не соблюдает? С каких пор президент имеет право, без всяких консультаций и согласований, самолично создавать новые бюджетные организации, полностью дублирующие функции уже существующих? Я что-то не припомню, чтобы у нас была абсолютная монархия.
Все научное комьюнити натуральным образом охренело и начало разбираться, что же там такого предлагают на миллиард. А предлагают нам, чтобы это миллиард распределялся в обход механизмов НФД. Как именно, пока непонятно, но точно не с помощью НФД. С высокой вероятностью это поручат делать МОН (ну а кому ж еще, если Нацраду и НФД мы в упор не видим?).
Как МОН проводит конкурсы — это отдельная тема. Здесь я уже описывал этот цирк с конями, сходите почитайте, будете долго смеяться. Короче говоря, МОН нельзя на пушечный выстрел подпускать к научным конкурсам — у них гарантированно получается какая-то анаша, причем об этом знают все.
Этот миллиард денег не был влит в НФД, как в предусмотренную новым законом про науку структуру, пользующуюся практически однозначным доверием научного сообщества, которая знает, как проводить открытые и справедливые конкурсы. Нет, зачем же. Эти деньги дали совершенно левой структуре, выпрыгнувшей, как чертик из табакерки, у которой нет даже устава, в которую непонятно кто будет входить и которая, скорее всего, будет плотно сращена с МОН, который за последнее время так зашкварился с поддержкой плагиата, имитации научной деятельности и маразма, что уже даже не смешно.
Работать этот фонд практически гарантировано не будет. Если делать все, как надо, то выйдет полная калька НФД (на фига, если есть сам НФД?), а если делать как обычно, то выйдет калька убогих и коррупционных конкурсов а-ля МОН и ДФФД (на фига, если уже есть этот цирк-шапито?). Тем не менее для этой мутной хреновины деньги есть, а для НФД денег нет, выкусите!
Я не знаю, как вам, а у меня ощущение, что нас всех цинично кинули. После мучительных лет разработки нового Закона про науку, после натуральных боев за создание НФД, после героического сопротивления Нацрады бесчисленным МОНовским маразмам, всех причастных к этому людей смачно макнули мордой в реальность: вы там в своей смешной песочнице играйтесь в реформирование науки хоть до посинения, а большие дяди все равно сделают, как им нужно, и денюжку дадут тем, кому надо. А законы написаны для лохов. Если надо, то можно на пустом месте, одним росчерком пера, создать непредусмотренную законом структуру и влить в нее миллиард денег налогоплательщиков, не спрашивая мнения профильных специалистов. И вообще, дети, не отсвечивайте, когда у взрослых выборы через пару месяцев.
То, что это произошло, я уже даже не удивляюсь — НФД слишком сильно ломал потоки влиятельным буратинам. Я не понимаю, на кой ляд этот ход нужен президенту. Если это предвыборный пиар, то он какой-то совсем кривой. Вливание миллиарда в НФД можно было преподнести намного более выигрышно, т. к. там уже есть совет фонда, которому доверяют, а сама структура легитимна и предусмотрена законами. Получается, что все дело в том, что нет слова «президентский»? Ну ё-моё, это же элементарно решается! Можно внутри НФД сделать отдельный конкурс имени Петра Порошенко — во всем мире меценаты так пиарятся. Но тут есть нюанс — меценаты вкладывают свои средства, а не бюджетные! А так и активы целы, и пиар запущен, и потугам украинских ученых — светлая память.
Зашибись, я считаю. Выборы обещают быть интересными.
Освіта.ua
26.11.2018