Osvita.ua Блоги В.Співаковський: з фінською освітою щось пішло не так
В.Співаковський: з фінською освітою щось пішло не так

Зі знаменитою фінською системою освіти проблеми, показники падають, і уряд не знає, що робити

В.Співаковський: з фінською освітою щось пішло не так

Автор: Володимир Співаковський, президент корпорації «Гранд».

В Финляндии что-то пошло не так.

С её знаменитой и лучшей в мире системой образования. Все показатели падают и правительство не знает, что делать.

Наша страна переняла их систему. Но если и она рухнет, то - что? С одной стороны, хорошо, что у нас начались хоть какие-то движения в области реформ.

С другой стороны, что будем делать? Искать другую страну для подражания?

А ведь выход есть, и он прост.

Вот базовая статья (сокр).

Решение правительства премьер-министра Юхи Сипиля (Juha Sipilä) сократить финансирование школ вызвало бурное обсуждение состояния системы школьного образования в Финляндии.

Многие специалисты крайне обеспокоены. Выявлены серьезные и скрытые проблемы, существующие в финских школах.

Самые серьезные проблемы можно объединить в пять групп.

1. Показатели успеваемости снизились

По словам профессора Юсси Вялимаа (Jussi Välimaa), руководителя исследовательского центра, занимающегося вопросами образования, показатели финских школьников по чтению, математике и естествознанию снизились после 2006 года. Тогда Финляндия возглавляла список PISA, оценивающий качество школьного образования.

2. Десятичный знак может определить будущее ученика

По словам профессора Вялимаа, разные школы по-разному выставляют оценки. Иногда путаница наблюдается даже внутри одной школы. Причина заключается не в неумении учителя оценивать работу учеников, а в недостаточно хорошо разработанных критериях выставления оценок.

«Поступление в желанный лицей или профессиональное училище и даже прекращение дальнейшей учебы могут зависеть от десятичного знака в аттестате».

По словам руководителя центра Karvi Харри Пелтониеми (Harri Peltoniemi) и заведующей одного из его подразделений Элины Харьюнен (Elina Harjunen), ученики разных школ находятся в неравном положении при поступлении в учебные заведения следующего уровня.

3. В школах существует система распределения по уровню знаний

По мнению профессора Эрно Лехтинена (Erno Lehtinen), самой тревожной причиной снижения результатов PISA является увеличение различий в результатах и быстрый рост зависимости от социально-экономического положения учеников.

По его словам, внутри школ сложилась неофициальная система формирования классов по уровню знаний, в соответствии с которой ученики распределяются по параллельным классам в зависимости от успеваемости.

Лехтинен считает, что ученики специальных классов были в основном детьми из семей, имеющих высокое социально-экономическое положение.

«Результаты международных сравнительных исследований свидетельствуют о том, что эта неофициальная система распределения по классам в соответствии с успеваемостью не смогла закрепить наивысшие достижения и ухудшила результаты тех, кто находился в хвосте. Таким образом, средние показатели успеваемости всех учеников в Финляндии понизились».

Независимость муниципалитетов сделала возможным принятие самостоятельных решений, отличных от базовой идеи среднего образования, преследовавшего единые цели.

4. 25 скудных лет после «золотого века» финского образования

По словам советника по делам образования Мартти Хелльстрёма (Martti Hellström), 45-летнюю историю средней школы Финляндии можно разделить на два этапа: начавшийся в 1972 году и закончившийся экономическим кризисом 1990-х годов, и скудный 25-летний период, начавшийся после этого кризиса.

«Урезание бюджетных средств отрицательно сказалось как на образовании, так и на благосостоянии населения».

С кризисом 1990-х годов закончился тот период, когда бесплатная для всех средняя школа давала ученикам качественное образование, современные учебные материалы и полностью обеспечивала пособиями.

После кризиса Финляндия одной из первых стран стала отправлять учителей в отпуск без сохранения содержания и перестала выплачивать зарплату подменяющим учителям. Финские школы начали многократно использовать учебники вплоть до состояния, когда они становились совершенно непригодными.

«Экономили даже на бумажных полотенцах».

В 2000-х годах за учащимися на законодательном уровне закрепили право на получение пособий, но необходимые средства не выделялись.

«Вместо этого администрация обязала учителей составлять подробные отчеты, тщательное написание которых съедает их последнее время и истощает силы. Эта работа с документами достигла абсурдной стадии», — пишет Хелльстрём.

5. Два национальных периферийных региона в образовании

По словам преподавателя университета Венлы Бернелиус (Venla Bernelius), в Финляндии существуют два национальных периферийных региона в области образования: отдаленные районы и городские районы, в которых проживает малообеспеченное население.

По ее словам, хорошо обеспеченные семьи переезжают из районов с плохой репутацией и забирают детей из плохих школ.

Уровень грамотности детей из малообеспеченных семей стал хуже, а уровень грамотности детей из обеспеченных семей остается хорошим.

Впервые региональная разница в успеваемости стала значительной.

Оригінал

Освіта.ua
11.10.2018

Популярні блоги
Н. Клясен: освітян треба вчити не "по-новому", а якісно Професійну діяльність вчителя взагалі неможливо однозначно оцінити за загальними критеріями
Н. Чуприна: про три «прориви» стосовно сертифікації Давайте поговоримо про те, що варто було б зробити, якщо ми кажемо про сертифікацію вчителів
К. Куницька: про банальне приховування якості освіти Простіше шукати винних і платити за помилки готівкою, ніж об'єднуватися і розділяти відповідальність
В. Онацький: суботні роздуми про сертифікацію вчителів Держава виділяє шалені кошти на освіту, але той, хто безпосередньо вчить дитину, має найменшу зарплату
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
peterlee
Thank you for another fantastic posting. Where else could anyone get that kind of information in such a perfect way of writing. http://www.plvan.com/
peterlee
Thank you for another fantastic posting. Where else could anyone get that kind of information in such a perfect way of writing. top Colleges in Surrey
далібудетак
Фінни отямляться, будуть шукати, чий досвід перейняти. Виявлять багато позитивного в радянській системі освіти, втілять в практику своєї роботи. Досягнуть успіхів. "НАШІ реформатори"довго не думатимутьі знову візьмуться за "фінський" досвід. Отакий "кругообіг" педагогічних ідей!
Мандрівники-реформатори
Нинішні наші реформатори від освіти не спираються на свій педагогічний досвід, напевне його у них обмаль. Отож вони завзято почали вивчати іноземний досвід за державний кошт. Не так давно нам пропонували «польську модель»... згодом зупинились на «фінській моделі». Будуть ще гроші і поїздки, буде нова модель. Кращий досвід – це добре, але ніякого адекватного пояснення, чому саме цей досвід варто переймати, наші мандрівники не надали. Єдиний позитив: поки «реформатори» вивчають досвід за кордоном, ми можемо спокійно працювати і не звертати ніякої уваги на увесь цей шум.
св Павлушик
а дерибан це також запозичення у фінів, ой не смішіть, єдине шо у нас від фінської освіти це "сокращение финансирование школ". Ще не довго нашій освіті залишилось, ой не довго.
О-хо-хо...
«Экономили даже на бумажных полотенцах». Дожить би до такого рівня забезпеченості...
Фідря Олег
Нічого дивного. Там також є популісти від освіти. Коли ви ігноруєте закономірності пізнання та навчання і застосовуєте масово , без експерименту не перевірені ідеї (ліберальне виховання, відсутність д/з, відсутність опитування, правило "першої помилки")- то отримаєте те, до чого підштовхнули систему.. Мені здається, що шукаючи модель для наслідування, МОН припускається ряду помилок : не враховує наші національні особливості ; робить висновки , спираючись на бажане, а не на данні дослідження; усе західне уважає ідеальним. Ну і ще не може визначити причинно-наслідкову зв’язки між причиною і наслідком. Тобто, якщо після уведення зеленої ручки успішність підвищилася, вони саме її вважають причиною.
Текля
Чому стаття написана на іноземній мові? Ви для московітів її написали чи для українців?
Правда
Для Текля: не смерди!
Вадим
Псевдоправда завоняла рашистким отстоем...
Ego
Таке ж враження склалося
Коментувати

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!