![]() |
Роздуми за підсумками зустрічі бізнесу з міністром освіти і науки України Лілією Гриневич |
М. Косенко: про феодалізм в системі освіти і не тільки
Автор: Марина Косенко, менеджер зі зв'язків з громадськістю в Телесенс Академії, cпеціаліст з комунікацій Харківського IT кластеру.
Пост о зашкваре и не только.
Город засыпает, просыпается бунтарь и, наконец, может наслаждаться стуком клавиатуры. Некоторые тексты должны «отлежаться» и выветрить эмоции.
А зашквар был. Как раз после встречи бизнеса с министром образования и науки Украины Л.Гриневич, которую организовала EBA Kharkiv - Kharkiv Office of the European Business Association
Министр отвела 40 минут на повторение позиций, уже звучавших в свежем интервью. Около 30 минут ушли на ответы на личные вопросы пришедших на встречу родителей. На проблемы бизнеса остались полчаса. Тайм-менеджмент и приоретизация проблем просто на высоте.
Мой вопрос мне озвучить не дали. Неудивительно, потому что для некоторых ответов нужен сильный голос. А для голоса нужны сырые яйца. Следовательно - для мощного ответа нужны яйца.
Многое из озвученного и вызвало лично у меня недоумение. И мысли о безнадёге. Но обо всем по порядку.
В УКУ в этом году - рекорд по качеству набора будущих айтишников. Больше всего 200-бальников пошли туда. И это в частный католический университет.
И тут бизнес говорит, мол, мы готовы помогать частным вузам, но давайте-ка государство тоже даст им бюджетные места? Государственным университетам уже напомогали.
Но Баба Яга против. Оказывается, вопрос давно поднимался, но ректоры крупных государственных вузов душили его в кулуарах. Боятся конкуренции. Вы серьезно? 10 мест сделают погоду многотысячному политеху? Но ведь 200-бальники не будут сидеть долго на скучных парах. С 3 курса они прочувствуют всю фишку, выберут самых достойных преподавателей и их пары, а остальное будут злостно прогуливать. Или свалят за границу. А в УКУ они хотя бы учиться будут, потому что там над учебными программами, знаю, постарались.
Идем далее.
Проблема допуска к обучению детей выпускников непедагогических вузов.
Сейчас тема стоит остро. Как бы ни знал специалист свой предмет, если нет заветного диплома педагога - в школу не пустят. Даже к 11-классникам. Фишка в том, что сотрудники ИТ компаний готовы идти преподавать информатику в школах, но не согласны отсиживать 1.5 года заочной магистратуры педУна. У Кластера давно витает идея о сертификационной программе, которая могла бы послужить альтернативой. 2-3 месяца интенсивной подготовки по методике преподавания, психологии и педагогике, экзамен - и в бой. Уверена, эффект будет колоссальный. Если есть талант и желание преподавать, этих курсов хватит. Если способностей нет, можно 5 лет «плакать, колоться, но кактус не съесть» и хорошим учителем не стать.
И, наконец, касательно выборов ректоров. О наболевшем и застрявшем где-то глубоко в сознании.
Министр открыто говорила о том, что вузы не воспользовались данной им в 2014 году свободой.
Здесь стоит отдать должное - там, наверху, уже услышали о том, о чем Эдуард Рубин трубит уже больше двух лет. Глава Министерства уже признает, что систему выборов снова нужно менять. Только вот на что?
Меня поразила цитата из ее интервью Интерфаксу: «Одна з пропозицій, щоб МОН мало на вибір, наприклад, право кваліфікувати з кількох кандидатів одного, який має найкращу візію і найкращий план розвитку університету. Там може бути і більше критеріїв, але коли ми отримаємо рекомендації декількох кандидатів, тоді ми обираємо. Чи буде це продуктивніший шлях? Буде, якщо в міністерстві працюватимуть люди, з якими не можна домовитися».
Как филолога меня настораживает будущее время и сослагательное наклонение в последнем предложении: «якщо в міністерстві працюватимуть люди, з якими не можна домовитися». А что, сейчас всё иначе? И можно договариваться?
А ведь партнерские взаимоотношения базируются на доверии. Нет доверия - нет сотрудничества. Бизнес не будет в полную силу работать с вузом, если он не доверяет его руководству и не уверен в открытости его политики и финансов.
Кстати, МОЗ уже начал правильные процессы. Заслушал ректорские отчеты, отстранил двух руководителей, нарушивших контракты. Те сейчас яростно вгрызаются в уходящее из-под них кресло.
Можно делать ставки, когда хотя б в одном вузе из ТОП 20 по Украине появится хоть одно новое лицо, которое ранее не имело к нему никакого отношения?
Словом, мой вопрос касался именно феодализма в системе образования. Как Министерство собирается с ним бороться? И будет ли вообще? Или это уже пойдет в предвыборные обещания? И как могут в университетах работать люди, замешанные в коррупционных скандалах? В Испании вот из-за плагиата c министерских постов уходят.
А у нас в квартире газ, а по гороскопу - ж.. а?
Освіта.ua
14.09.2018