Osvita.ua Блоги В. Воронін: вища школа України: час рішень
В. Воронін: вища школа України: час рішень

Сьогодні життєво необхідно зробити становище ЗВО всіх форм власності рівноправним

В. Воронін: вища школа України: час рішень

Автор: Віктор Воронін, директор Центру організації наукової роботи та інновацій в освітньому процесі Міжрегіональної академії управління персоналом.

Сьогодні різниця між державними і приватними вузами лише в їх правовому і фактичному стані, але абсолютно не в якості освітніх послуг, не в рівні наукової роботи та наукових досягнень, не в кваліфікації викладачів. Є престижні заклади вищої освіти (далі – ЗВО), як державні, так і приватні, і є відсталі, з низьким рівнем навчання.

Престиж і авторитет ЗВО ніяк не залежить від його форми власності - майбутні абітурієнти обирають майбутню «alma mater» за якісно іншими критеріями. Їм важливо отримати в результаті навчання високу кваліфікацію за обраною спеціальністю і диплом про вищу освіту, з яким не буде проблем з працевлаштуванням. А статус ЗВО і його підпорядкованість цікавлять виключно чиновників.

Із багатьох спеціальностей більш затребуваними у студентів і роботодавців є саме приватні ЗВО, ніж державні, що проводять навчання аналогічним спеціальностям. Одним з важливих чинників, що визначають такий вибір, є те, що ряд приватних ЗВО має більше можливостей, ніж жорстко обмежені державні, для підбору найбільш кваліфікованих викладачів, і тому часто в них вище рівень викладання. Також значно більше можливостей у приватних ЗВО й у впровадженні в процес навчання інноваційних освітніх технологій, які показали у світі свою ефективність. Це, безумовно, є важливим для сучасного студента, його вже не задовольняє багато в чому застаріла традиційна лекційно-урочна форма навчання.

Ще раз підкреслимо: роботодавець, неважливо, український або закордонний, оцінює диплом, абсолютно не виходячи з форми власності ЗВО. У будь-якій розвиненій країні просто не змогли б зрозуміти, як можна взагалі застосовувати подібний критерій. Його цікавить лише одне - кваліфікація фахівця, що гарантує диплом. Однак при всій очевидності і безальтернативності такого підходу у нас практично повністю зберіглася стара абсурдно-атавістична нерівність державних і приватних ЗВО. Нерівність, яка демонструє всьому світу ретроградний підхід держави до сфери освіти і завдає їй, а значить, і країні, значної шкоди. Ця нерівність проявляється навіть в оподаткуванні - незважаючи на один рід діяльності, приватні ЗВО платять значно більші податки, у тому числі податок на землю.

Серйозною втратою для інтересів України в цілому є той абсурдний факт, що державне замовлення на бюджетне навчання студентів віддається виключно державним ЗВО. Ніякій логіці не піддається те, що в найважливішій справі підготовки висококваліфікованих кадрів, які повинні в майбутньому скласти еліту України, визначати її розвиток, виходять не з якості навчання у ЗВО, а чинників, цікавих хіба лише податківцям. По суті, держава замість ретельного вирощування еліти, власними руками готує її симулякр-квазіеліту, що в недалекій перспективі може привести до державної катастрофи.

Навіть якщо виходити з інтересів тільки державних ЗВО, то подібна штучна преференція для них самих вкрай шкідлива. Позбавлені здорової конкуренції, вони не мають стимулу для розвитку і вдосконалення, і в результаті все більш відстають та стагнують, а їхні дипломи неухильно втрачають колишній престиж. Не менш антипродуктивне й те, що встановлені законодавством права на наукові пенсії і пільги не поширюються на працівників приватних ЗВО. Хоча професорсько-викладацький склад і державних і приватних ЗВО зайнятий одним - навчанням студентів і науковими дослідженнями, але вони нерівноправні в отриманні соціального захисту.

З суто правової точки зору – це, саме по собі, абсолютний нонсенс, що безумовно і грубо порушує основний для будь-якої цивілізованої держави принцип рівноправності форм власності. Якщо для діячів науки та освіти державою встановлюються пільги, то вони повинні поширюватися на всіх викладачів, незалежно від того державний чи приватний ЗВО.

Адже сенс встановлення наукової пенсії та стажу наукової роботи виключно в підтримці розвитку науки і підвищення рівня викладання у вищій школі, а не просто наданні пільг викладачам державних ЗВО. Тому в існуючому вигляді система пільг для діячів науки та вищої освіти не досягає поставленої мети - її необхідно привести у відповідність до існуючих реалій.

В Україні в силу історичних умов склалася і, безсумнівно, ще тривалий час буде існувати специфічна система вищої освіти, в якій освітню і наукову діяльність здійснюють як старі державні, так і приватні ЗВО, що отримали визнання академічного середовища і роботодавців. Виходячи з інтересів суспільства і держави, перспектив повноцінного розвитку України, життєво необхідно зробити становище ЗВО всіх форм власності рівноправним. Без подібної адаптації до світових стандартів вітчизняна вища школа не зможе ефективно розвиватися, а, значить, країна приречена на необоротне відставання.

Сфера вищої освіти у нас одна, і контрпродуктивно, без перебільшення антидержавно, безвідповідально розділяти університети і академії (в першу чергу, в розподілі держзамовлення) і їх викладачів на перший і другий сорт. Без повноцінної вищої освіти європейського майбутнього в України не буде.

Освіта.ua
14.09.2018

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Alex
Ни для кого уже не новость, что равноправия между государственными и приватными университетами не было и нет. Время с этим или смириться…или наконец-то начать действовать!
Доцент
Якщо мені не зраджує пам’ять, кілька років тому міністерством було анонсовано надання державного замовлення приватним вишам залежно від середнього балу ЗНО вступників. На мою думку така модель була б цілком справедливою, адже передбачала б додаткові стимули для розвитку конкурентного середовища та покращення умов навчання студентів і праці викладачів. Проте на практиці ця норма на жаль залишається не реалізованою. Напевне комусь це дуже не вигідно.
Ольга
Поддерживаю, форма собственности не влияет на знания. Кто хочет учиться, тот учится. А преподаватели государственных вузов работают по совместительству в частных. Так что , ,,А жабы квакают", плохому танцору всегда что-нибудь мешает
А жаби квакають
Про рівень приватних ЗВО типу МАУП та їх викладачів говорить і даний блог Віктора Вороніна, директора Центру організації наукової роботи та інновацій цього недовузу. Новим законом наукові пенсії відмінені, а він і досі плачеться, що його працівники не можуть претендувати на них нарівні з викладачами державних вузів. А ще йому дай державні замовлення і вступ без ЗНО. Та досить і того, що ви правдами і неправдами маєте величезні ліцензії на випуск недовчених управлінців персоналом. А толку з них.
European Union
There is no country in the world (Europe, Asia, America, Australia) where scholars from state universities would receive a salary of $ 200-250 per month (Ph.D., Ph.D.). This is the stimulus for the development of science in Ukraine by Roshenowski. Roshen’s power regime in Ukraine, the regime of poverty for Ukrainians: pensioners, workers, doctors, educators, scientists, workers’ ITRs ..., but the regime of corruption for ministers, officials, corrupt officials of the environment of Poroshenko.
Правдоруб
Для European Union: бидлу освіта непотрібна. Головне щоб шоколадки рошен добре продавалися і гей-паради регулярно проводилися.
Коментувати
Tet-a-tet
Для Регресор. Ви, шановний пане провокатор чистої води. Написати стільки брехні може тільки людина, яка усім серцем ненавидить свою державу. Ми часто критикуємо організацію ВО у нашій державі, але щоб так паплюжити усе і вся, і ще приписувати комусь шкідництво- треба мати певне замовлення і купу злоби, що усе йде не так, як би Вам хотілося. Розвалювали систему освіти наші недруги планомірно, а тепер доводиться розгрібати тим, кого Ви усім серцем ненавидите тільки за те, що вони західної орієнтації. Туга за СРСР зрозуміла, але чому така "гуманна" система тріснула? Тому що трималася на страху і насильстві, а не добрій волі народів. А тепер Ви хочета, щоб за 25 років був побудований ідеальний капіталізм? Чого ж за 70 років не побудували хота б шведський соціалізм, а тільки обіцяли світле майбутнє?
Правдоруб
Для Tet-a-tet: У 1991 році в Україні проживало 52 мільйони. Зараз в живих залишилося менше 40 мільйонів. У 1991 році Україна мала 3 у світі ядерний потенціал. Також Крим і Донбас належали Україні. Зараз в Україні немає ядерної зброї, Криму і Донбасу. Щодо "західної орієнтації", то нинішні правителі України регулярно показують свою орієнтацію організовуючи гей-паради.
Tet-a-tet
Для Правдоруб: Україна мала дулю, а не ядерний потенціал. Якщо коди і кнопка в Москві- який то потенціал? Живі усі 52 млн, інша річ, що судьба їх розкидала по світу, а чому, Ви напевне самі бачите по Донбасу і Криму. Коли поруч загарбник і українофоб, чого треба було чекати? Так, ми проспали "дружбу" з великим братнім і він нам щиро віддячив за нашу наївність. Тож зі сходом нам нічого не світить, там захланність, ненависть і варварство. Мені гей-паради також не подобаються, тому я просто їх не дивлюся. Але ці люди були,є і будуть, і вони такі ж божі істоти як і ми з Вами. То що, їх повбивати, бо вони народилися не такими? І чому Ви вирішили, що це єдиний показник західної орієнтації? А де ще 99 показників, які Ви упереджено не хочете бачити?
Правдоруб
Ой, дебіл... Ой, дебіл... Про "кнопку" яка була в Москві бабам на базарі розповідай. Всі коди можна перекодувати, а "кнопку" можна було й в Жмеринці зробити. І ще, я навіть не сумніваюся, що завсідники гей-парадів точно такі ж люди, як ти. Але вони, абсолютно точно, не такі ж люди як ми.
Коментувати
Крокодил
Що можу зказати за ці розлогі коменти- чоловік не дурний, але явно пере вчився і трошки його повело... розумний аж страшно! А Мауп - це точно фабрика!
Регрессор
Увидел на ютюбе два прекрасных видео. Первое называется "Современное образование", а второе "Бидло - це найкращий електора". Если кто еще не видел - обязательно посмотрите. После этого вам многое станет ясно.
Регрессор
Как развалить систему образования за семь шагов? Когда-то меня до глубины души тронула книга братьев Стругацких «Волны гасят ветер». На описанной в книге Земле будущего была такая профессия – прогрессор. Прогрессоры внедрялись в другие менее развитые, чем Земля, цивилизации и исподволь направляли общество к прогрессу в нужном направлении. И вот однажды некоего прогрессора пронзила мысль: а что если на Земле тоже действуют законспирированные прогресоры более высокоразвитых цивилизаций? Надо их обнаружить! Но как? Автор идеи предложил трехшаговую методику выявления инопланетных прогрессоров. Во-первых, предположим и допустим, что они действительно существуют. Во-вторых, зная их цели, попробуем спрогнозировать, что они должны делать (что бы мы делали на их месте). В-третьих, будем искать совпадения между нашим прогнозом и реальными событиями на Земле.
Регрессор
А далее в книге описывается история применения этой методики, благодаря которой шайка законспирированных прогрессоров была вскрыта и обезврежена. Предлагаю воспользоваться методологией Стругацких применительно к системе образования. Предположим, на постсоветском пространстве действует банда регрессоров, задача которых – развалить сложившуюся при СССР систему образования (которая воспитывала ученых и инженеров способных создавать атомные бомбы и космические корабли). Подумаем, что для этого надо было бы сделать и будем искать совпадения в реальной жизни. В данном случае я выступлю в роли гипотетического регрессора и разработаю краткую диверсионную план-программу развала системы образования. А Вы, уважаемые читатели, сами ищите совпадения в реальной жизни и делайте выводы.
Регрессор
Итак, моя программа разрушения системы образования (на примере высшего образования) получилась из 7 пунктов. 1. Снижение творческой мотивации педагогов. Общая идея. Как учили коммунисты, «кадры решают все». Проблема в том, что педагоги высшей школы – самомотивированные личности, которые делают свое дело хорошо не за зарплату и не из страха наказания, а потому, что им это интересно, и потому, что они считают, что это важно и нужно. Как снизить рабочую и творческую мотивацию этих людей? Их нужно унизить. Унизить так, чтобы возникла жесткая обида на систему, которой они служат. Обостренное чувство справедливости, обычно присущее самомотивированным людям, в данном случае сделает свое чёрное дело – они не смогут по-прежнему служить системе, которая их незаслуженно унизила.
Регрессор
Конкретные действия. Показателем социального статуса человека в обществе и индикатором меры оценки обществом ценности труда и заслуг человека является его зарплата (доход). Надо чтобы у профессоров и доцентов зарплаты были на уровне грузчиков, кассиров и уборщиц. Во-первых, это снизит статус педагога в глазах общества. Во-вторых, это унизит педагогов и породит обиду на систему. При этом очень важно довести ситуацию именно до абсурда — чтобы профессора/доктора получали меньше уборщицы. Подобная иррациональная ситуация вводит разум человека в состояние аффекта. Дополнительно в ВУЗах следует создавать иррациональные и унизительные дефициты: бумаги, туалетной бумаги, учебников, порошка для принтера, самих принтеров и т.п. Достойный рыцарь не служит господину-идиоту, а уважающий себя профессор не сможет с полной отдачей служить ВУЗу-придурку.
Регрессор
2. Подрыв авторитета педагогов. Общая идея. Реализуя пункт 1, мы убиваем сразу несколько зайцев. Поскольку богатство является показателем социального статуса человека, студенты в основной массе будут презрительно относиться к преподавателям-нищебродам, считая их лохами и неудачниками. При таком отношении процесс передачи знаний приобретает эффективность, близкую к нулевой. Конкретные действия: смотри пункт 1.
Регрессор
3. Бюрократизация учебного процесса. Общая идея. Армейская мудрость гласит: чтобы солдату в голову не приходили дурные мысли, он должен быть постоянно занят; неважно чем, главное – занят. Чтобы в головы педагогов не проникли хорошие и умные мыли, они тоже должны быть постоянно заняты какой-нибудь пустой и тупой работой. Поскольку красить траву в среде преподавателей как-то не принято, нужно изобрести аналог «покраски травы» для профессуры. Конкретные действия. Аналогом «покраски травы» в ВУЗах может быть заполнение бесчисленных и никому не нужных бумаг и отчетов. Каждый год надо менять формы основных документов, чтобы всю документацию надо было переделывать заново. Но педагоги (особенно советской закалки) – люди вредные, упертые и стойкие. Даже в бессмысленном деле они запросто могут найти творческую составляющую. Чтобы исключить эту возможность необходимо в документооборот ввести элемент авральности: около 30% всех бумаг следует требовать предоставить срочно и с-сегодня-на-завтра
Регрессор
4. Либерализация учебного процесса. Общая идея. Обучение человека чему-то новому в большинстве случаев вызывает сопротивление. Поэтому насилие есть неотъемлемый элемент любого эффективного образовательного процесса. Отсутствие насилия резко снижает эффективность обучения. Давайте вспомним старые фильмы с Брюсом Ли и Ван Даммом или учителя «Белый лотос» из кинофильма-гротеска «Убить Билла 2». Помните, как там учителя учили своих учеников? Результат был – ого-го! Для снижения качества образования необходимо максимально либерализовать учебный процесс.
Регрессор
Человек — существо ленивое (студент – в особенности), поэтому студенту, вырвавшемуся из-под контроля школы и родителей и не попавшему в другую систему контроля, будет явно не до учебы. Конкретные действия. Свободное (пусть не de jure, но de facto) посещение лекций, выбор студентами педагогов, неограниченное количество пересдач экзаменов и зачетов, минимальное отчисление (в идеале – вообще избавиться от явления отчисления) студентов. Побольше капустников, КВНов, конкурсов красоты и т.д. Введение в учебную программу бессмысленной херни, типа "либерального исскуства" или "гендерных студий".
Регрессор
5. Разрушение интеллектуальной атмосферы. Общая идея. В ВУЗе лекции и семинары – это не главное. Главное – это создание образовательного поля. Именно поэтому западные ВУЗ охотятся за нобелевскими лауреатами и известным учеными и готовы платить им килобаксы просто за факт присутствия. Почему учёные любят ездить на конференции и симпозиумы? Да потому, что они там становятся умнее! Сотня светлых голов в одном месте создает уникальное «поле ума»; попавшие в это поле люди умнеют на глазах и рождают хорошие идеи. Однако, это интеллектуальное поле легко разрушается под действием низкоуровневых вибраций. Достаточно ввести в это поле десяток идиотов и пиши «пропало» – поля больше нет.
Регрессор
Если идиотов будет больше, то они уже начинают создавать свое поле идиотства, в котором люди глупеют. Конкретные действия. Необходимо устранить заслоны, препятствующие приему в ВУЗы идиотов, бескультурных, агрессивных личностей. Для этого необходимо: — снизить порог поступления до уровня двоечника; — ввести разные льготы (для детей шахтеров, для детей из сельской местности, для этнических меньшинств и т.д.) с помощью которых нищие дебилы смогут попасть в высшие учебные заведения; — увеличить набор на платную (контрактную) форму обучения - это даст возможность дебилам с деньгами попасть в университеты.
Регрессор
6. Подбор руководящих кадров. Общая идея. На высшие руководящие должности в системе образования необходимо расставить людей, не соответствующих этим должностям. При правильном подборе и расстановке кадров скорый развал системы гарантирован. Конкретные действия. Кого следует назначать на высшие руководящие должности в системе образования? Во-первых, людей, которые не пользуются авторитетом и уважением в среде научных и педагогических работников (бывших депутатов, министров или родственников бывших депутатов, министров). Во-вторых, «крепких хозяйственников», но не мыслителей, которые в состоянии сформировать целостное представление о сложных системах. В-третьих, людей серых, не имеющих талантов и достижений; в этом случае они будут понимать, что целиком и полностью обязаны своему покровителю и будут идеально повиноваться и хранить тайну. Для дестабилизации системы образования особенно ценными являются следующие психологические типы: тупые, амбициозные, агрессивные, трусливые, алчные.
Регрессор
7. Маскировка. Общая идея. Чтобы программа разрушения образования не встретила сопротивление общественности, ее необходимо замаскировать. Врать надо по-крупному. Социальная психология утверждает: чем чудовищнее обман – тем легче в него поверят. Люди склонны думать, что их могут обмануть по мелочам, но мало кто готов поверить, что их обманывают внаглую и по-крупному. Конкретные действия. Во-первых, в СМИ необходимо создавать непрерывный информационный шум о модернизации, инновации, болонизации, гуманизации, либерализации образования и т.д.

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!