Osvita.ua Блоги О. Прокопенко: формування небажаної поведінки дітей
О. Прокопенко: формування небажаної поведінки дітей

Від вчителя потрібна велика усвідомленість і самоконтроль, терпіння і час

О. Прокопенко: формування небажаної поведінки дітей

Автор: Ольга Прокопенко, HR-експерт, ведучий тренер «Школы нейрокоучинга».

Будет много букв о том, как мы, взрослые, родители и учителя, формируем в детях нежелательное поведение и поддерживаем то, от чего страдаем. Может, кому-то будет полезно.

Разные области человеческого мозга созревают с разной скоростью. Прилежащее ядро, ответственное за позитивную мотивацию, созревает раньше других. Дофамин - нейромедиатор, ответственный за закрепление поведения, эффективного для выживания, выделяется на действие и его результат.

Когда младенец находится в тепле, безопасности и сыт, его мозг продуцирует нейромедиатор дофамин. Младенец проголодался, кричит – его кормят – дофамин закрепляет связку «крик = привлечение внимания = еда = удовольствие = дофамин».

В такой ситуации с возрастом ребенок учится в коммуникациях получать дофамин, в том числе, от привлечения внимания. Что-то сделал = получил внимание = дофамин. Дофамин выделяется на любое проявление внимания, вне зависимости от того, позитивное оно или негативное. Мозг закрепляет: делай так - и будет дофамин.

Логично было бы спросить, а почему и позитивное, и негативное проявление внимания закрепляются одинаково? А потому, что ребенку нужно подтверждение того, что его видят, слышат, реагируют на его сигналы, поскольку от находящегося рядом взрослого зависит безопасность. Детский мозг ищет подтверждение безопасности без участия детского сознания. У взрослых прилежащее ядро работает всю жизнь и точно таким же образом.

Как это выглядит на практике, в данном случае – в школе. 6-7– летний Вася вертится на уроке, учитель ему делает замечание. Мозг Васи выделяет дофамин и закрепляет связку «вертись, будет внимание – будет дофамин"; мозг учителя тоже закрепляет связку "делай замечание – Вася прекратит вертеться – будет дофамин". Все участники процесса получают свою маленькую дозу дофамина. Так продолжается какое-то время: Вася вертится – учитель делает замечание, и все довольны.

Тут природа над человеком слегка поглумилась, потому что этой маленькой дозы со временем становится мало (это, кстати, нейробиологический механизм любой зависимости). Чтобы получить больше дофамина, Васе приходится изобретать все новые и новые способы привлечения внимания, учителю приходиться применять все более и более сильные методы воздействия. Вася начинает разговаривать на уроке – учитель повышает голос – Вася пугается и замолкает. Мозг учителя фиксирует: крикнуть  на Васю = тишина = дофамин = надо и дальше делать именно так. Мозг Васи фиксирует: разговаривать = внимание = дофамин = надо и дальше делать именно так. Закрепляется то, что поощряется, дофамин поощряет поведение, ведущее к привлечению внимания. Получается замкнутый круг.

Ребенок этот круг разорвать не может, потому что другие области мозга (миндалина, отвечающая за негативную мотивацию и префронтальная кора, ответственная за контроль эмоций, просчет последствий и долгосрочное планирование) еще не могут полноценно выполнять свои функции.

Зато этот круг может разорвать учитель, поскольку его мозг уже работает на всю катушку.

Как взрослый может разорвать этот круг и изменить поведение Васи с нежелательного на желательное? От учителя это потребует большей осознанности и самоконтроля, терпения и времени. Времени нужно примерно столько же, сколько до этого у Васи закрепляли связку "нежелательное поведение = внимание".

Как это может выглядеть на практике: Вася вертится – учитель это поведение игнорирует. Как только Вася хоть на секунду успокоился – учитель в тот же момент его хвалит за правильное поведение. Вася получает свое внимание и дофамин, в его мозгу формируется новая связка "если делать так – дофамин тоже можно получить!" И Вася начинает экспериментировать, попеременно используя старую и новую связки. Какая победит – зависит от учителя: будет продолжать реагировать на нежелательное поведение – будет подкреплять старую "наезженную" связку и ослаблять новую. Будет хвалить за правильное поведение и игнорировать неправильное – будет подкреплять новую связку и снижать способность старой связки приносить дофамин.

В этом месте учитель может начать возражать "Хорошо, если такой Вася в классе один, а у меня их 35 человек, на всех реагировать – никакого времени на урок не хватит!" и будет прав. Поэтому гораздо проще желательное поведение закреплять у всей группы с самого первого дня через похвалу желательного поведения, игнорируя нежелательное поведение.

В начале 1-го класса это делать очень легко, потому что детки только-только начинают приспосабливаться к правилам, проявлений нежелательного поведения достаточно мало или они слабые.

Если группа уже научилась получать дофамин от сильного стимула (от крика, например), делать это будет сложнее и дольше, но возможно, игнорируя то, что можно игнорировать, и подкрепляя все остальное искренней похвалой коллективной и/или личной. Похвала должна быть искренней, привселюдной и мгновенной, иначе не сработает.

Кроме внимания, дофамин также выделяется на новизну. Следовательно, для такой группы необходимо привносить что-то новое в процесс обучения. Например, интерактив вместо лекции, показательный эксперимент, сопровождение лекции примерами из жизни, моделирующая игра, все, что подскажет уместность по отношению к теме, фантазия и здравый смысл учителя.

В этом месте учитель опять может возразить, что он не клоун, чтобы детей развлекать. Уважаемые педагоги, давайте, посмотрим на это с другой стороны. Если вы можете передать знания без мотания собственных кишок и при этом получать свою дозу дофамина (у учителя он ведь тоже выделяется на новизну), то почему бы не попробовать? Заодно и себе добавить в жизнь счастья. Себя учителю тоже надо обязательно хвалить: сумел Васю вовремя похвалить – молодец! Провел урок, после которого у детей горят глаза – молодец 154 раза!!! Такого учителя дети любят и уважают, даже защищают перед родителями! Везде один сплошной профит и дофамин.

Понятно, что в этой короткой статье описание всех процессов неполное и очень упрощенное. Больше и интереснее про оперантное обуславливание поведения и практические советы по применению в обучении можно прочитать в книге "Не рычите на собаку. Книга о дрессировке людей, животных и самого себя", автор Карен Прайер.

Оригінал

Освіта.ua
04.04.2018

Популярні блоги
Н. Чуприна: про три «прориви» стосовно сертифікації Давайте поговоримо про те, що варто було б зробити, якщо ми кажемо про сертифікацію вчителів
К. Куницька: про банальне приховування якості освіти Простіше шукати винних і платити за помилки готівкою, ніж об'єднуватися і розділяти відповідальність
В. Онацький: суботні роздуми про сертифікацію вчителів Держава виділяє шалені кошти на освіту, але той, хто безпосередньо вчить дитину, має найменшу зарплату
І. Лікарчук: сертифікувати вчителів будуть чиновники Якщо автори цього освітянського «шедевру» сидять в УЦОЯО, то іншого можна було й не чекати
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!