В.Співаковський: чи потрібно вказувати дитині на помилку?

Система освіти безнадійно відстала від інших галузей, де давно вирішені аналогічні проблеми

В.Співаковський: чи потрібно вказувати дитині на помилку?

Автор: Володимир Співаковський, президент корпорації «Гранд».

Нужно ли указывать ребенку на ошибку?

Или лучше избегать возникающих из-за этого конфликтов, неврозов, стрессов, слёз, раздражения и плохого настроения?

А с другой стороны, как вообще учить иначе, если не на ошибках… Как их исправлять и двигаться вперед?

Вот уже и красные чернила отменили, и оценки упразднили, и программу разгрузили, лишь бы дети не напрягались и не нервничали. А счастья всё нет.

А тут ещё эта проклятая поговорка – на ошибках учатся… Ну, что с этим делать?

Скажу так.

Ответ на вопрос об ошибках – лёгкий. Просто система образования, увы, безнадёжно отстала от всех других отраслей, где давно решены аналогичные проблемы с ошибками или вообще они не являются проблемами.

Давайте пройдёмся по другим видам деятельности и посмотрим аналоги.

Спорт. Ребенок делает ошибки в гимнастике, падая с брусьев…, в шахматах, зевая фигуру, в футболе, не забивая гол или пропуская его. Скажите, почему показ ошибки и объяснения тренера не вызывают у маленького спортсмена отторжения и ненависти к учителю-тренеру?

Архитектура. Вы видели когда-нибудь архитектора, который бы сдал свой проект с первого предъявления, и по этому проекту начали бы сразу строить дом? Или за ошибку его немедленно увольняют или штрафуют? Нет.

Архитектору указывают на ошибки, недоделки, на необходимость корректировок, исправлений и новых дополнительных требований. И ни у одного архитектора не возникает обид, слёз и комплексов. Берёт и исправляет. Причем много-много раз. И ничего страшного. Зато потом дом красивый и устойчивый.

Вы спросите – почему так происходит? Потому что ТОЛЬКО у несчастного ребёнка ТРЕБУЮТ сдать его продукцию на отлично с ПЕРВОГО предъявления. Грозя при этом двойкой, наказанием, записью в дневнике, жалобой родителям или вообще будущим лузерством.

Смотрите, даже в прыжках в длину дают 6 попыток. Причем в зачет идут не ошибки, и даже не усредненный показатель. А самый лучший результат. Даже если при этом было 5 ошибочных прыжков.

Вывод. За ошибками не должно просматриваться наказание.

Для исправления ошибок должно даваться столько попыток, сколько ребенок захочет сам, пока ему не надоест их исправлять. При этом одни дети что-то исправят и бросят, типа, ставьте, что хотите. Окей… Другие дети будут биться до конца, до перфектного результата. Это тоже показатель, не только знаний, но и воли, характера.

Почему так? Потому что у ребенка должен появиться внутренний стимул минимизировать ненужный труд или добиться важной для него цели. Именно отсюда будет произрастать его «умение учиться».

А не тотальная нервная концентрация на ошибках. Потому что люди учатся не на ошибках, а на своих победах и удачах.

Оригінал

Освіта.ua
17.11.2017

Популярні блоги
О. Костюк: Польщі потрібні таланти, а Україні – ні? Система вищої освіти України приречена продукувати масовий освітній продукт, а не унікальний
І. Лікарчук: вчитися мають ті, хто хоче здобути освіту Повна загальна середня освіта повинна бути не обов’язковою, а загальнодоступною
Д. Ламза: ніхто не хоче йти в освіту або школа без учителів Від Кабінету Міністрів немає жодних дій щодо підвищення значимості професії вчителя
С. Колебошин: 3000 спартанців (задача про молодих вчителів) 3000 молодих вчителів на 15000 шкіл, що в середньому – 1 новий вчитель на 5 шкіл
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Улдіс Берзіньш
ПАМ’ЯТНИК КОЗІ Був теплий Божий день, і на землі було чудово. А на небо лізла коза. І скільки Бог не скидав її, а вона все лізла. Орачі зупинилися, час зупинився, А коза все лізла. Вже сто рокіів минуло, тисяча, а вона все лізла. О це і є їй пам’ятник. Ба, куди вона лізе.
anton2000
Читаешь этот текст господина Спиваковского и становится понятно, что господин Спиваковский добрался до учебников по педагогике, например, Бабанского. Величественный вывод господина Спиваковского о том, что за ошибкой не должно следовать наказание, содержится во всех учебниках по педагогике. А по поводу попыток исправить ошибки я бы сказал так. Похоже, что господин Спиваковский не считает решение примеров в классе и дома теми попытками заменить незнание на знание у ребенка. Если ребенок не усвоил материал, то родитель имеет право оставить его на второй год в этом классе, но родители этого не хотят, они стараются правдами и неправдами перетащить ребенка из класса в класс, хотя ребенку для успешного усвоения может просто нужно в два раза больше времени. И ничего в этом страшного нет. У ребенка так идёт процесс усвоения. Но это проблема для сегодняшнего родителя - как это его ребенок второгодник?!?!?
Олекса Позняк
35 учнів у класі навчити неможливо. Якщо я кожному буду давати 6 спроб перездавати контрольну то за рік вивчу одну тему. Усе впирається у кількість учнів але Співаковський "не бачить" цю проблему як і Гриневич. Їм основне кромсати програми, видавати щорічно нові підручники і отримувати відкати.
Ирина
Для Олекса Позняк: Полностью согласна. Гараздо легче говорить,чем один раз написать контрольную с 35(умения в классе 34).А потом 6 раз переписать.
anna
Так у нього ж в школі навчання для одного учня 11 тисяч ЄВРО на рік! На 200 учнів 80 учителів. Що йому до ваших проблем? Не розумію, чому він може нас навчити?
Коментувати