С. Чумаченко: щеплення від патерналізму - вільна школа

Нам потрібне нове покоління, яке виросло з усвідомленим розумінням власних інтересів і потреб

С. Чумаченко: щеплення від патерналізму - вільна школа

Автор: Сергій Чумаченко, директор, бізнес-тренер у Team Expert.

Наученный подчиняться или командовать вряд ли станет когда-то партнёром.
Тапио Лиматайнен, заместитель директора департамента образования,
Лидингьо, Швеция

Утром прочел пост Валерия Пекара о впечатлениях после встречи с предпринимателями в Днепре. С присущим Валерию реализмом описаны «патерналистские ожидания» от реформ. Нет задачи анализировать причины устоявшегося патерналистского мышления в обществе. Есть понимание того, что эти пресловутые ожидания «сильной руки» раковой опухолью опутывают ростки гражданской инициативы во всех сферах жизни украинцев.

Где рождается патернализм?!

В семьях, где родители принадлежат к тому поколению, которое с «молоком» отчизны впитало формулу «сначала думать о…, а потом о себе». Здесь можно подставить любое из названий страны, организации, идеологии, религии… Природа одна. Изощренная взаимосвязь веры в кого угодно (народ, партию, президента, духов, русалок, приметы…) с впитанной с младенчества необходимостью соответствовать чьему-то представлению о «добре». Мамы, папы, семьи, рода, первой учительницы, классного руководителя, государства, ЗНО, ГМО, МГБ… Вся эта махина скрытого, неосознанного страха преследует главную цель – забыть себя на столько, чтобы и мыслей не было по поводу того, что может быть по-другому.

Для этого есть множество исторических и социальных предпосылок…

В семейной культуре, лишенной традиций отделения детей в самостоятельную жизнь по объективным, историческим и субъективным причинам. В городских квартирах, где сплетаются в неосознанных психологических браках матери, отцы, жены и мужья, дети и их новые семьи. Где создают не новые отношения, а новые ветки старых семейных традиций. Где опекают, из лучших побуждений, до седин и инфарктов. Где мысли не допускают о самостоятельном полете в 18-ть, потому как не верят, или о старости в одиночестве, потому как «должны»…

В школах, где работают учителя, выросшие в системе тотального предписания и контроля. Раскорячившиеся между бесконечной необходимостью отчитываться за каждый вздох и исполнять лавину предписаний, инструкций, раковой опухолью регламентаций системно парализовавшие волю к творчеству у многих…

В системе образования, которая унаследовала стиль, функции и содержание гигантской фабрики по подготовке солдат – армии, экономике, идеологии. Системе безвозвратно испорченной диктатом, конкуренцией, скрытыми целями и договорами, коррупцией между учителями, родителями и детьми.

Что делать?

Если хотим изменений в ближайшие 10 лет, начинать нужно со школы. В 30-х годах 19-го столетия датский священник Н.С.Ф. Грюндвиг назвал формулу современного скандинавского общества «Голос нации обретает силу только посредством системы всеобщего образования, другими словами - образования для каждого». В Дании, разоренной войной с Германией, в говорящей и пишущей на языке немцев, австрийцев, но только не датчан, поняли, что говорить о будущем, создавать будущее можно только с теми, кто обладает достаточной образованностью. Образованностью, чтобы понять смысл и значение СВОБОДЫ и ПАРТНЕРСТВА – главного социального капитала северных народов. Что ответственность появляется только тогда, когда у человека есть общепризнанное право ВЫБОРА и свобода этот выбор делать. Образование стало ПРИОРИТЕТОМ №1 во внутренней политике Северных стран.

Образование стало всеобщим приоритетом №1, от маленькой сельской общины до королевских семей и национальной буржуазии.

Что делать нам?

Лет 150 назад, великий педагог К. Д. Ушинский сказал, что любая реформа образования бессмысленна без изменений убеждений учителя.

Это ключевой вопрос будущего Украины! Нам нужно новое поколение, выросшее с осознанным пониманием собственных интересов и потребностей. Поколение, выросшее в условиях партнерства и уважения личного достоинства. Без малейшего намека на «подчинение» и тем более – унижение. Свободное от ограничений родовых, клановых, этнических, религиозных потомственных обязательств. Выросшее с ощущением безоговорочной ценности человеческой жизни, прав и свобод. Выросшее с осознанным пониманием своей власти и права реализовывать собственное представление о своем будущем. И именно по этим причинам воспринимающее Украину как Место исконной свободы.

У Лилии Гриневич прозвучала идея – начать трансформацию с первых классов. Для этого нужно подготовить 20 000 учителей.

20 000 свободных, мыслящих, независимых от чужого мнения, самостоятельных, влюбленных в детей и свое дело. Всего 20 000…

Для этого нужно 1000 учителей для учителей, из культуры, где патернализм минимизирован как социальное явление. Нам нужны 1000 скандинавов, рядом с которыми станут 1000 украинских бизнес-тренеров и переводчиков и начнут полугодичную работу с 20 000 учителей. Самую сложную работу по формированию устойчивых ценностей и убеждений, основанных на здоровом партнерстве между взрослым и ребенком, в культуре, основанной на ценностях ДОВЕРИЯ, СВОБОДЫ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ (одно не возможно без другого), ПАРТНЕРСТВА. В группах по 20 человек, потому, что в больших группах эффективность подобной работы стремится к минимуму.

Эти учителя должны быть освобождены от подотчетности существующей системе МОН, защищены от малейшей попытки влиять на них лично и их деятельность. Они должны быть выведены из любой системы сравнений, рейтингов, соревнований. Их профессиональное и личное развитие должно стать предметом их же сообществ с высокой степенью свободы в выборе форм и источников обучения. Их кураторами должны оставаться скандинавские коллеги. С этого начнется автономия украинской школы.

Наши северные коллеги нужны будут еще на три – пять лет. Для того чтобы создать устойчивый поток учителей младших классов, одновременно создавая новые институции подготовки учителей с новой философией и новым мышлением. В истории скандинавского образования многое сделано общинами. Люди объединялись, понимая необходимость образования для будущего своего общества. Договор о способность граждан формируется не приказом сверху и жестким контролем. Н.С.Ф. Грюндвиг основывал философию скандинавской педагогики на свободе и добровольности. «…вмешательство и чрезмерный контроль ослабляют социальные связи, необходимые для поддержания единства общества» … «…свобода и добровольная деятельность являются разными аспектами одного явления. Общество должно строиться на добровольных основах, чтобы люди могли брать на себя ответственность за развитие общины».

Не знаю, сколько это стоит. Простой нерелевантный подсчет дает суммы намного меньше тех, о которые ломает копья МОН и Минфин. Вот только сейчас уже поздно торговаться. Если мы хотим сохранить свободу, независимость, если хотим спокойно гулять по улицам городов и сел, быть спокойными за то, что оставляем своим потокам – образование должно стать ПРИОРИТЕТОМ №1 во внутренней политике! Мы и так отстали от датчан почти на 200 лет!

Нам нужны новые традиции семейных отношений. И это еще один «сизифов камень». В каждом роду есть свои «сакральные незыблемости». Бесконечно слышу «так нас учили и ничего…». Устал доказывать значение свободы и права выбора… За каждым «нам лучше знать…» - смертельные «два шага назад…» в беспросветное патерналистское прошлое.

Здесь нужны системные меры, формирующие и защищающие право ребенка на тот уровень свободы и прав, с которым он может справиться в силу своих возрастных особенностей. Если для того чтоб начать, в школе нам нужно 20 000 учителей, то сколько нам нужно родителей, готовых осознанно поддержать молодых учителей в стремлении вырастить поколение истинно свободных украинцев???

Нам нужно… Нам нужно… Нам нужно…

Да. Нашему поколению еще действительно – НУЖНО. Сделать так, чтобы следующее задумывалось уже о том, что нужно ИМ…

Этот пост я написал ночью. За несколько часов до того, как Лилия Гриневич заявила о договоренности с финскими коллегами о четырехлетней поддержке реформ образования в Украине. Знаете, как истинный украинец, я знаю - шведская система лучше.

 Но… Я счастлив от того, что принимал маленькое участие в популяризации педагогики свободы и осознанной ответственности. Я верю в то, что у команды Лилии Гриневич есть понимание системных решений и проектные заготовки в их реализации.

И – да! Я знаю о достоинствах отечественной педагогической мысли. Знаю о силе вопрошающей философской украинской традиции. Помню, что украинская педагогическая идея была симпатичной, по своей культурной сущности. Мы все это учтем, создавая новую украинскую педагогическую традицию. Вместе! Пост начался с размышлений об отвратительном социальном явлении – патернализме. Прививка одна – свободной школой.

Оригінал на сайті Освітня політика.

Освіта.ua
06.07.2017

Популярні блоги
С. Новікова: ЗНО з математики для вступників-медиків При вступі на всі спеціальності галузі знань «Охорона здоров'я» другим предметом є математика
В. Громовий: в освіті вже пройдена межа незворотності Негативний відбір і зворотна селекція в освіті тривають, адже йдуть кращі, а «лава запасних» практично порожня
Є. Стадний: ідея збільшення ваги атестата хибна по суті Чим більше враховуватимуть атестат, тим меншими будуть шанси дітей з хорошими знаннями з суворіших шкіл
Д. Бабурін: реальність освіти за ширмою рейтингової шкали За ширмою рейтингової шкали 100-200, яку нам кожен рік презентує УЦОЯО, ховається реальний стан освіти в Україні
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Pasufik, ну кааааак до вас
донести, то семья НЕ может, и НЕ должна быть заказчиком образования. И пока ЭТО не дойдёт до тех, кто там рулит, мы будем в такой заднице, что никогда из неё не выберемся.
Pasufik
Для Pasufik, ну кааааак до вас: Как Вы не можете понять, что основа сильного государства - сильная семья, из множества хороших семей и состоит прогрессивное общество. Как может чиновник без нашего ведома или согласия решать, какое образование требуется нашим детям? Государственные институты создаются для обслуживания потребностей всего общества,где семья- маленькая ячейка.Не человек для государства, а государство для него. Это закон для европейских стран, а мы еще думаем иногда по-совдеповски.
Коментувати
Pasufik
"В истории скандинавского образования много сделано общинами..." Когда я как - то написал, что местные громады могли бы активнее включиться в реформирование школы для улучшения ее работы на меня посыпались упреки: почему мы, а где государство, а все воруют и т.д. Хорошо анализировать то, что сделали другие, но ждать, что кто - то придет, махнет волшебной палочкой и у нас наступит благолепие бессмысленно. Семья - заказчик образования, и покуда граждане будут стоять в сторонке и ожидать бесплатного сыра все будет так как есть. 50% экономики в тени, не уплатить налоги приравнивается к героизму( в быту конечно) и мы смотрим на честного шведа или норвежца почему у него лучше? Или продолжаем воровать и с этих денег оплачивать образование наших детей, или начинаем честно платить налоги и требуем( контролируем) у государства заботы об образовании его граждан.
Oлександра
СВОБОДЫ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ (одно не возможно без другого) - поясните. На мой, возможно, недалекий взгляд одно как раз исключает другое. Либо свобода, либо ответственность, ответственность - это уже несвобода. И следующий вопрос - СВОБОДА от чего-кого? ОТВЕТСТВЕННОСТЬ перед кем-чем?
совесть
Емоційно, натхненно, але знову про "давайте купимо, скопіюємо жучий досвід". Чи ще не зрозуміло, що ТРЕБА ВЛАСНУ ДОРОГУ ПРОКЛАСТИ, спираючись на БАЖАННЯ Й МОЖЛИВОСТІ УКРАЇНЦІВ?! А діти ВЖЕ ІНШІ. Світ інтернету робить своє. І втрати якісного людського капіталу продовжаться поки лікуємо-реформуємо руки, коли треба спочатку у ГОЛОВІ порядок навести...
думка
"Лет 150 назад, великий педагог К. Д. Ушинский сказал, что любая реформа образования бессмысленна без изменений убеждений учителя. Для этого нужно 1000 учителей для учителей, из культуры, где патернализм минимизирован как социальное явление. Нам нужны 1000 скандинавов, рядом с которыми станут 1000 украинских бизнес-тренеров и переводчиков и начнут полугодичную работу с 20 000 учителей. " Скажу так, что в школе учителю трудно ЗАСТАВИТЬ ученика, если он не хочет. Взрослого тем более, ведь у него семья, дети, огород и менталитет сложившегося этноса. Даже 20 охранников не справятся с 10 и их оружием - завистью, жадностью, высокомерием, ленью - у всех 10 все по разному. Верно автором подмечены недолики человеческие, но..Вспомнить стоит междуусобицы князей и по какому поводу, так и возникли этносы, народы, ...

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!