М. Косенко: результат ЗНО не має впливати на оцінку ДПА

Вступ до вузу не повинен даватися легко, людина не цінує того, що дісталося без особливих зусиль

М. Косенко: результат ЗНО не має впливати на оцінку ДПА

Автор: Марина Косенко, менеджер зі зв'язків з громадськістю освітніх проектів, екс-керівник прес-служби ХНУРЕ.

Примерила на себя шкуру выпускника школы и прошла онлайн версию теста ЗНО по украинскому языку и литературе.

Исходные условия:

Негативные:

  • я окончила школу 11 лет назад, следовательно, литературу я помню очень смутно, разве что отдельные сюжеты без имен и тем более, жанров и авторов;
  • в моей семье по-украински вообще не говорят, поэтому все, что я знаю, выучила по книгам, ТВ и на уроках в школе;
  • мой поток поступал в вузы еще по старой системе, без ЗНО;
  • программа украинской литературы значительно поменялась. Многих авторов мы тогда не проходили.

Позитивные условия:

  • хорошая школьная база, гуманитарный класс гимназии №46. Действительно сильные педагоги, которые досконально объясняли каждую мелочь и многие грамматические тонкости; были также и лингвистические спецпредметы, которые улучшили чувство структуры языка.
  • бакалавриат иностранной филологии, оконченный впоследствии, дал шанс не забыть основные понятия языкознания.

В итоге набрала 61 балл, без сочинения. Из них языковая часть - 42 балла из максимальных 48. Времени было немного, что-то не заметила по невнимательности. Литературу со скрипом угадывала.

Итог: тестовый балл - 152.

Творческое задание весит 20 балов. Эти штуки я писала всегда хорошо (получала двузначные оценки), поэтому набрала бы как минимум 15.

Т.е. с сочинением ориентировочный тестовый балл был бы не ниже 173.

А про- или перечитав программу по литературе, добила бы до 180 - 190, если не выше

К чему это я? Примеряя эти задания на себя, я оценивала, насколько реально сдать ЗНО без какой-либо специальной подготовки, а также, насколько этот тест проверяет владение студентом действительно важной информацией.

И тут у меня вопросы.

Этот тест сдать вполне реально даже экспромтом. Но:

Зачем, например, медику, знать число звуков в словах? Какую пользу приносит умение отличить «прикладку» от «вставного слова» (и то, и то выделяется запятыми). И, наконец, как медику в жизни поможет умение отличить легкую иронию от сатиры?

Итак: да, я за то, чтобы был ужесточен отбор в вузы.

Я за то, чтобы повышали порог доступа к высшему образованию.

Я полностью согласна, что высшее образование должны получать не все, а только те, кто к этому готов по уровню знаний.

Я за порог в 150 баллов и выше на все специальности, даже с этого года. Реформы не требуют отлагательств и пора заканчивать имитацию учебы для тех, кто не знает базовой школьной программы хотя бы на «четверку». Ибо когда «экономист» на 2-3 курсе не умеет рисовать графики, это ужас. Когда «филолог» пишет с ошибками на родном языке, это катастрофа.

Но:

  • при отборе на конкретную специальность упор должен делаться на профильные дисциплины. Даже считаю правильным требовать сдачи по ним тестов повышенной сложности;
  • украинский язык и литература должны быть разделены на 2 разных экзамена ЗНО. И обязательной составляющей должен остаться только язык. Восприятие литературы - вещь слишком индивидуальная;
  • тест по языку должен проверять грамотность, чувство синтаксиса и умение излагать свои мысли и строить фразы, а не умение заучить грамматические категории;
  • экзамены по точным наукам должны включать решение задач, помимо тестов и угадывания правильных ответов;
  • результат ЗНО не должен влиять на оценку ДПА. Мухи - отдельно, котлеты - отдельно.

В самом ЗНО страшного ничего нет. Стресс? Нервы? Да, но в университете этого всего гораздо больше. Главное, чтобы при неудачах молодое поколение не опускало руки, а, осознав свои слабости, училось восполнять образовавшиеся когда-то пробелы в знаниях.

Поступление в университет не должно даваться легко, ибо человек не ценит того, что досталось ему без особых усилий. Только преодолев множество препятствий, студент начинает ценить открывшиеся в вузе возможности, уважать труд преподавателей и тех, кто открывает ему новые горизонты. С этого и начнет заново повышаться ценность наших дипломов.

Оригінал

Освіта.ua
30.06.2017

Популярні блоги
Д. Ламза: ніхто не хоче йти в освіту або школа без учителів Від Кабінету Міністрів немає жодних дій щодо підвищення значимості професії вчителя
С. Колебошин: 3000 спартанців (задача про молодих вчителів) 3000 молодих вчителів на 15000 шкіл, що в середньому – 1 новий вчитель на 5 шкіл
І. Совсун: як надовго ще вистачить запалу учителів? Існує гігантська прірва між переможцями світових олімпіад і базовим рівнем українських шкіл
Тетяна Сердечна: зарплати у вчителів мають бути різні Є шанс, що колись держава буде в змозі оплачувати роботу людей, які працюють із її майбутнім
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Владимир
Сколько существует ЗНО, столько убеждаюсь в его неэффективности. Я - школьный учитель-методист с 30-летним стажем (не преподаватель ВУЗа!). Допускаю, что сама идея была хорошей, но её воплощение - слёзы! Я не буду поднимать вопрос относительно качества заданий ЗНО. Скажу только, что практически не зная химии, наугад, из 20 вопросов ответил на 16! А проверка сочинений? У каждого свой взгляд и подход. А если ваше мнение не совпадает с проверяющим По моему предмету вопросы и задания - безобразные! Многие вопросы вообще не имеют отношения ни к программе, ни к предмету! А можно ли ставить в равные условия выпускников, когда ЗНО по предмету проводится за 120 км от местожительства?! Ребенок должен в 6 утра сесть в автобус и 2,5 часа ехать до Днепра, найти место, где сдают ЗНО, ну и т.д. А днепропетровчане - утром встали, спокойно позавтракали, прошлись... А "таможенная проверка" чуть ли не с миноискателем? Разве это не стресс? Очень хотел бы посмотреть, как работники МОН сдали бы ЗНО сегодня?
anton2000
Для Владимир: а какой предмет вы преподаёте?
Владимир
Преподаю географию, экономику и финансовую грамотность. Если Вас интересует о каком ЗНО я писал - география.
Абітурієнт Cos
Володимиру, дозвольтe і мeні вставити п’ять копійок. Я проходив тeсти по гeографіі за (2017) рік, то можу сказати, що вони більш—мeнш нормальні. А ось в 2010 році з гeографіі— самі найгірші були за всю історію, та багато питань нeкоррeктні і нe відповідали программі. Цього року щe сподобалася історія і матeматика—нормальні тeсти сeрeдньоі А ось мова мeні нe сподобалася. А особливо завдання з наголосом слів (випадок, русло, тeчія і цінник). Від викладачів гeографіі постійно чув, що наголос слова русло падає на пeрший склад. А коли вписав цю відповідь, то виявилося, що правильно руслО, а нe рУсло. Ні від однієі людини я нe.чув, що слово русло падає на другий склад, а нe на пeрший. Випадок падає на пeрший склад. Виходить, що з мови є тeсти, дe кілька правильних відповідeй. Тут дійсно вони нe коррeктні. Назвіть будь—ласка тeсти номeрів завдань ЗНО з гeографіі (2017 рік), які на вашу думку були нeккорeктні і нe входили в шкільну программу.
Коментувати
Вікторія
Замітьте,хто за вступні у ВУЗи - це викладачі цих самих ВУЗів,бо ж ЗНО їм,як "кістка поперек горла",не дає процвітати корупції на вступних! А для чого розділяти ДПА та ЗНО?завдання дублювались би,а дітям подвійне нервування!
п. М.Косенко
Якщо уважно вчитатия у заголовок ваших дописів. Тоді мимовільно напрошується висновок. ДПА повинно слідувати перед ЗНО, а тести з української мови та літератури ніби друга частина. Залишається тільки дати відповідь на запитання. Як має проводитися ДПА? Тести з творчим висловленням, чи повернутися до класичної форми - переказ. А може краще різнорівневі завдання від початкового до високого рівня? Тоді і мабуть час потрібно збільшити до 4, 5 годин. Одне треба сказати точно. Переходити до старих форм, коли учень здає ДПА в школі, категорично не можна.
Lena
Я безумовно за ЗНО. Але всі кричать про легкість сдачі та некваліфікованих спеціалістів так ніби держава за них платить! Подивіться по ВУЗах скільки бюджетних місць - 2, 4 а то і взагалі нема. Виходить мало гарно вчитися та здавати ЗНО, треба щоб батьки мали від 20 до 35 тисяч на рік для оплати контракту. Про кошти на прожиття я навіть нічого казати не буду. А не забагато хочете?
Anna
Для Lena: у нас оочень много бюджетных мест в стране. В КПИ на многих потоках по 100+ людей на бюджете, в медах потоки по несколько сотен, в КНУ практически на всех специальностях 20-50 человек на бюджете. Конечно есть такие специальности как стоматология где бюджетных мест практически нет, но это скорее исключение. На бюжет поступают и с средними 140-.
Татьяна
Да, в Киеве, Львове, Харькове или Днепре бюджетных мест полно. Но у меня нет денег на комнату в Киеве или Днепре (3-5 тыс. грн. в месяц, т.к.общежитие не гарантировано), да еще ноутбук, холодильник, одеть/обуть ребенка за 600 км от дома. Тут речь не о 35 тысячах на контракте, а о значительно большей сумме, чтоб прожить на бюджете. Вот и поступают сотни киевлян на бюджет со 150 балами на ту специальность, на которую в Запорожье со 190 по всем предметам не пройдешь, т.к. бюджетных мест 2-3 и те заняты квотами. Поэтому выбирают контракт ближе к дому (дешевле), а вовсе не потому, как считает наша министр, что дети выбирают контракт в более престижном ВУЗе.
Anna
Для Татьяна: сейчас действует широкий конкурс, абитуриенты с баллом 190 получат свое место на бюджете именнно там где хотят, тем более сейчас введи коэфициенты для поступающих в области. Также квоты составляют лишь 10% от всех бюджетных мест. И из того что я знаю, в КПИ и КНУ общежитие получают все желающие, которые прописаны не в Киеве. +то количество мест которое вы видите на сйтах вуза скорее всего минимальное, в итоге, опять жже из-за широкого конкурса, может выйти больше.
Коментувати
Ollesia
Шановні. Ось бачитe, коли я казала, що ЗНО—цe лоторeя, Ви зімною нeпогоджувалися. Літeратуру вгадала 19 правильних відповідeй. Ось бачитe, людина нe знає прeдмeта, а отримала 173. Тому роблю висновок—ЗНО нeeфeктивна систeма оцінювання знань. З наступного навчального року той, хто нe підтвeрдить своі знання (будe провeдeно унівeрситeтськe тeстування з тих самих прeдмeтів, і якщо бали по 200-бальній шкалі будуть різнитися у мeжах 5), будуть відраховані з унівeрситeту. Ми хочeмо показати МОН, що ЗНО є нeeфeктивним оцінюванням, а вступні іспити будуть більш справeдливими. Я, як викладач вищого навчального закладу цe питання дужe добрe розумію.
Абітурієнт
Для Ollesia: Якщо Ви викладач вищого навчального закладу, то чому робите такі грубі помилки?! Чи Ви не знаєте, що "зі мною" та не з дієсловами треба писати окремо?!
Ollesia
Тeхнічна помилка.
anton2000
Для Ollesia: то есть вы выступаете за возврат к старым коррупционным схемам поступления в ВУЗы. Против ЗНО выступают или работники ВУЗов, или абитуриенты, которые не могут честно сдать ЗНО. В ЗНО есть проблемы, но тот факт, что ЗНО существенно снизило коррупционную составляющую при поступлении в ВУЗы, является неоспоримым, очень позитивным и перевешивающим его проблемы. Лотерея - это спортлото, а ЗНО - если человек ничего не знает, то получить высокие баллы не может (редкие исключения умудрившихся списать где-то можно не учитывать). И кроме того, если вы уж такой специалист в оценивании, то должны понимать, что контрольная, написанная ребенком в мае, и контрольная после каникул в сентябре всегда не соответствуют друг другу. Вы сначала поэкспериментируйте на студентах - дайте второкурсникам контрольную в конце мая, а затем похожую контрольную 1-2 сентября и вы для половины студентов сделаете вывод, что вы их ничему не учили, а значит ваши экзамены неэффективны.
Коментувати
В
Девочка окончила филфак и ярко описывает, как прошла зно на 152 балла. Сказать нечего.
Настя
ЗНО отдельно от ДПА!? Конечно, давайте нивелировать работу учителя! Оценку же можно нарисовать - что вам жалко что ли!? А так подтвердить, все, кто реально учит, сдают ДПА +/- 1 балл, а кому рисуют оценки, тот и боится!!!
anton2000
Для Настя: правильно пишете, кто или кому рисуют оценки, те и боятся.
Коментувати
Оксана
согласна. ДПА сдается в школах І-ІІІ ступеней после каждой ступени. ДПА после 11класса должно содержать материал третьей ступени, т. е. 10 и 11 класса. А ЗНО - материал всей школы.
anton2000
Проблемный вопрос в ЗНО другой - это определение порогового балла. Как может зависеть результат теста от кучки"экспертов"???? Ребенок, который только ещё идёт на ЗНО/ДПА, должен понимать сколько баллов он получит при выполнении любого количества заданий. Шкалирование должно быть проведено заранее, тогда оно будет прозрачным, а не неким "рейтинговым".Пороговый балл задаёт двойной стандарт - ДПА ребенок сдал, а экзамен в ВУЗ не сдал. Как такое может быть? Давайте тогда и аттестат не выдавать тем, кто не сдал, пусть поработают, а через год снова сдают. Порогового балла быть не должно. А с каким баллом брать в высшую школу должен решать ВУЗ. При этом очень бы было полезно ввести ЗНО после ВУЗа (при получении бакалавра), чтобы проверить уровень образования студентов, чтобы не выдавать липовые дипломы. Медвузы начали что-то подобное делать, но их кроки - это не независимое оценивание. А если пороговый балл оставят, то в этих комиссиях должны быть только преподаватели ВУЗов и учителя, и все.
Студeнт пeдунівeрситeту
Для anton2000: Було б добрe, якщо б відмінили курсові і дипломні роботи, а замість нього ввeли ЗНО. Коррупція зашкалює.в вузах. Більшe половина таких робіт купляється (курсові, дипломні) за гроші (дипломні за долари).
anton2000
Для Студeнт пeдунівeрситeту: на бакалавра можно было бы и обойтись без защиты дипломов, вполне достаточно ЗНО по спецдисциплинам, а вот на магистра диплом должен быть тоже.
Коментувати
Тата
ЗНО Дозволяє чітко учням розуміти, вчитися треба якісно, тоді можливо досягти успіху, але у загальноосвітній школі більшість дітей не прикладають зусиль для навчання, тому і виникає ситуація НЕ СКЛАВ, або склав на малу кількість балів. Необхідно дитині з самого початку середньої школи (5-6 клас) батьками ставити конкретну задачу для чого він навчається, чого прагне досягти, тоді і ДПА , і ЗНО не буде проблемою. Крім того, здаючи один раз подібний іспит , без втручання вчителів, які допоможуть під час іспиту, дитина може реально оцінити свої можливості та рівень конкретних знань з предмету.
Тетяна
"экзамены по точным наукам должны включать решение задач, помимо тестов и угадывания правильных ответов;" Ця пані авторка не знає, що так воно й є вже багато років???????
Anna
Статья очень парвильная, правда не очень ясно как из всх этих доводов выплывает почему же нужно разделять ЗНО и ДПА? мне лично было проще написать один экзамен вместо двух, да и любой другой экзамен помимо ЗНО это полная фигня, например у нас за день до ДПА по английскому были на него ответы (выпускалась в 2016). Также стоит понимать что если литературу не делать обязательной ее никто читать не будет, ну может процентов 5 людй которым все же нужно будет ЗНО по литературе. Лично я в этом пробемы не вижу, но многие считают что знать укр литературу жизненно необходимо...
anton2000
Для выпускницы 10-летней давности результат маловат, учитывая ещё и работу в пресс-службе, связанной все время с текстами. Я выпускался практически 30 лет назад, когда этих авторов вообще в школе не изучали (за исключением парочки), и тоже прошел тест на 170, по географии - на 180, по истории - на 170. И нельзя сравнивать ответы выпускника/выпускницы, волнующихся и переживающих на ЗНО, и человека, сидящего дома перед компом с чаем-кофе, отвечающего на тесты ЗНО. А вот "скрытая" реклама школы умиляет.
Anna
Для anton2000: ну вот про волнение вещь сомнительная, тут еще как соберешься, кого-то волнение сбивает, а кого-то наоборот собирает в кучку, я например ЗНО в итоге написала баллов на 10 лучше чем когда либо писала дома)))
anton2000
Для Anna: правильно пишите, вот поэтому сравнение не очень корректное. Ведь примерить на себя шкуру выпускника и быть им - это разные вещи.
Ulia
Антон, а за какой год вы проходили тесты. (20 08, 09,10,11,12,13,14,15,16 или 17)? Если Вы проходили за 2008, то тогда у Вас было 170 баллов, а если вы сдадите тест за 2017 год, то по шкале получите за тот самый тестовый бал в 2017 году значительно меньше баллов (гдето 145).
Коментувати
Приватне Право
молодец Косенко, только одно НО, только одно НО, поезжай в страну ГОНДУРАС и пи ши там статьи на гондурасском языке, а у нас государство - УКРАИНА... когда будешь пИсать по украински, тогда и будем в полемику вступать. И вопрос на засыпку: сколько итальянцев не знают итальянского языка? Отож!
Vladimir Zvan
Для Приватне Право: гондурасского языка нету. А автор пишет на родном языке половины украинцев.
Anna
Для Приватне Право: так при чем тут знание языка?) автор вроде как не предлагает отменять ЗНО по украинскому лишь убрать вещи которые обычному человеку (даже тому который говорит и пишет на украинском) не нужны.
Коментувати
anton2000
Это очень хорошо, что оценку за ДПА выставляют на основании независимого оценивания. А вот с тезисом о разделении теста на два отдельных по языку и литературе я полностью согласен. И кроме тот, не должно быть обязательных ЗНО (кроме укр. мови) при сдаче ДПА/ЗНО. Кроме укр. мови их может быть ещё 2-3-4, но не обязательных, а по выбору ребенка и в зависимости от требования ВУЗа.
Pasufik
Напишіть про це все нашим депутатам ВР, які так сполошилися, що їх кумчики та рідненькі не поступлять у медвузи, щоб потім калічити нас, тих, кого вони так щиро люблять.